Редакция:
г. Новосибирск

Кресла и дома Геррита Ритвельда

Дата публикации: 25.10.2022 Количество просмотров: 118
Геррит Томас Ритвельд (1888–1964 гг.) — дизайнер, архитектор, мебельщик, модернист и изобретатель, один из столпов жизнестроительной утопии ХХ века.

Родился в 1888 году. С 11 лет, посещая вечернюю школу, помогал отцу делать мебель, потом оказался в учении у местного ювелира. У будущего гения дизайна Геррита Томаса Ритвельда было трое братьев и две сестры, которые все вместе трудились на благо отеческой мастерской мебели. В воспомнианиях Геррита вся производимая там мебель навевала на него ужас своими тяжеловесными деталями и чудовищной стилизацией исторических стилей, граничащей с безвкусицей. Но только возможность рисовать в свободное время и удерживала молодого человека в мастерской. И все же, проработав несколько лет в мастерской отца-плотника, Геррит Томас поступил чертежником к утрехтскому ювелиру Бегееру, у которого работал девять лет. Поиском себя как творческой личности стали его вечерние побеги в архитектуру — Ритвельд посещает курсы под руководством архитектора Клаархамера. Пробуя себя в изобразительном искусстве, Геррит работает и выставляется с группой художников Kunstliefde в 1911–1912 годах. Но все же, в 1917 году он открывает собственную мебельную мастерскую, взяв за идеал работы Чарльза Рени Макинтоша и эксперименты Фрэнка Ллойд Райта. С Райтом судьба его связала странным образом — Ритвельд получил заказ воспроизвести по фотографиям мебель Райта для клиента голландского архитектора Роберта Вант-Гофф.

«Красно-синий стул», Геррит Ритвельд

Стул Zigzag 1932-1933


В 1917 году Ритвельд открыл собственную мебельную мастерскую. Он самостоятельно выучился рисунку, живописи и макетированию. Знатоки дизайна ХХ века ценят Ритвельда за качественный переход от ремесленного изготовления к концептуальному проектированию. Он придумывал мебель, которая была на порядок проще и скромнее, чем все современные ему предметы. Ритвельду доставляло удовольствие упрощать, сокращать и экономить.

В 1918 году голландский дизайнер и архитектор Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld) придумал кресло Red Blue. Две доски, шесть столбов, семь направляющих и две распорки — такова была структура будущего объекта культа. Создавал свое творение Ритвельд в духе «неопластицизма». На первом месте были визуальная чистота, простейшие формы и прямые углы, никаких декоративных излишеств. Предмет без объема, пространство свободно течет сквозь него. Вопреки распространенному в наше время названию, которое, кстати, появилось только в 1950-х. Изначально кресло было создано из неокрашенной древесины и фанеры, а также именовалось как Slat (планка, дощечка).

Дом Шрёдер (Rietveld Schr derhuis)

В узнаваемые цвета Ритвельд раскрасил кресло спустя несколько лет после его создания по совету художника Барта ван дер Лека (Bart van der Leek). Дело в том, что в 1918 году дизайнер примкнул к группе De Stijl. В основной костяк объединения входили архитектор Тео ван Дусбург (Theo van Doesburg) и художник Пит Мондриан (Piet Mondriaan).

Именно в духе фирменных мондриановских цветов Ритвельд и решил оформить кресло, которое на этот раз действительно стало красно-синим с небольшими вкраплениями черного и желтого. Однако, не существует никаких документальных подтверждений тому, что такое колористическое решение является подлинным оммажем Мондриану.

Кресло стало знаменитым благодаря публикации в одноименном журнале De Stijl. Стоит сказать, что художественная группа провозглашала доведенную до абсолюта функциональность. Однако при первом взгляде на предмет Red Blue, как-то не становится очевидно, что на нем очень удобно сидеть. С другой стороны, мещанский комфорт не слишком интересовал автора. Ритвельд считал, что мебель должна держать человека в тонусе не только духовно, но и физически.

Сам Ритвельд, позиционировал свое кресло как произведение искусства, так как назвал его «пространственное создание», сравнивал со скульптурой в пространстве, но никак не ассоциировал с традиционными предметами мебели. В 1971 году исключительные права на его изготовление приобрела итальянская компания Cassina, которая начала массовое производство.

Красно-синий стул The Red Blue chair настолько сильно поразил воображение профессионалов и публики, что с течением времени оказался ключевым элементом музейных коллекций и обязательным фактом всех историй дизайна ХХ века. Например, Red Blue chair занимает почетное место в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке. До сих пор оно остается самым популярным произведением Ритвельда, опередив другие его опусы, более инновационные, и даже те, что по концепции стоят ближе к сегодняшнему развитию дизайна.

«Elling Buffet». Буфет. 1919

Начиная с 1919 г., Ритвельд создавал варианты Red-Blue Chair, навсегда ставшего иконой мирового дизайна. В то время первые образцы выпускались в разных цветовых вариациях. Так белый стул 1923 год был приобретен писательницей Til Brugman для музыкальной комнаты в ее доме в Гааге. Белый цвет подходил к композиции абстрактных серых панелей по дизайну художника Вилмаса Хушара (Vilmos Huszar) — одного из основателей группы «Стиль».

Спустя целый век после создания предмет не дает покоя и будоражит умы современных дизайнеров.

Французский дизайнер Жюльен Бертье (Julien Berthier) в 2007 году нарисовал эскиз ритвельдовского кресла левой рукой. А затем создал серию объектов из лакированной древесины, которая так и называется: Left handed Rietveld chair.

Чешский автор Ян Плехач (Jan Plechac) в проекте Icons перевел культовые объекты дизайна в новый контекст, оставив им лишь узнаваемую структуру.
Студия из Нидерландов Mal в 2015 году под лозунгом «Каждый стул был вдохновлен на создание еще каким-то другим» представила версию кресла Red Blue в виде шезлонга и не забыла про культовые цвета.
Версия кресла в черно-зеленой цветовой палитре с белыми акцентами называется Zeilmaker (1920 г.) по фамилии школьного учителя, для которого она была создана. Итальянская фабрика Cassina представила общественности этот вариант в 2015 году.


Кресло Utrecht. Дизайн Г. Ритвельд. Обивка Boxblocks от Б. Пота. Cassina. 2016. Лимитированный тираж.

Кресло Steltmanstoel. 1964



Самым радикальным переосмыслением предмета стала версия от голландца Мартена Бааса (Mаarten Baas). В качестве дипломного проекта автор сжег классику дизайна, в том числе — и объект Ритвельда (также серия включала уничтоженные предметы Этторе Соттсасса, Чарльза Ренни Макинтоша, Марка Ньюсона и др.).

Модульность, простота и видимость конструкции, геометричность деталей — все эти признаки «неопластизма» Ритвельд реализовал в проекте Буфета, спроектированного в 1919 году. А к 1923 году в его мебельных разработках появляется новое качество и новый характерный почерк — асимметрия. Он стремится формами и сочеатнием плоскостей создать открытые пространственные структуры. Конструкция стула «Берлин» (Berlijnse) состоит из четрыех широких досок и трех узких планок, которые перпендикулярны друг другу и как рамы образуют опорные поверхности. Кресло «Кронштейн» (Beugelstoel) – результат экспериментов Ритвельда с гнутой фанерой и попыток создать единую плоскость сиденья и спинки, опорой для которых служит металлический каркас.

У каждого дизайнера есть любимый проект, а есть проект, сделавший его имя известным. Стул Red and Blue принес мировое признание Герриту Томасу Ритвельду, но сам он больше всех из своих изобретений ценил стул ZigZag.

За основу его конструкции Ритвельд берет позу сидящего человека. Сопоставимые с сухожилиями конечностей человека, закругленные боковые секции стабилизируют всю конструкцию. Сам стул состоит из четырех горизонтальных плоскостей, которые располагаются друг к другу под разными углами. Проектируя этот стул, Ритвельд ставит перед собой задачу создать самую простую, структурно правильную форму, что становится архисложной задачей. Дизайнеру требуется много месяцев испытаний, чтобы добиться физики и логики построения конструкции. И он ее находит: стул ZigZag фиксируется ласточкиным хвостом между сиденьем и спинкой, винтами и гайками, а также деревянными клиньями в углах. Сам же Ритвельд, говоря о несоответствии между простой формой и относительно сложной конструкцией, называет стул не иначе как «дизайнерской шуткой».

Кресло «Кронштейн» (Beugelstoel). 1927

Но главной целью как нового объекта, так и всех экспериментов дизайна того времени было создание функциональной формы, которая при этом является продолжением пространства или частью его. Оценивая ZigZag с этой позиции, можно точно сказать, что Ритвельд создал наиболее экономичный вариант производства подобной формы из фанеры.

Как дизайнер, начавший свою карьеру в мебельной мастерской, Ритвельд заложил в проект ZigZag идею промышленного массового производства. За семь лет экспериментов (начав с идеи в 1927 году и запустив в производство в 1934 году) Геррит Ритвельд создал уникальный для своего времени объект — простой, функциональный, образный и рациоанльный. С 1935 он производится с различными пропорциями, соединением и обработкой поверхности. Ритвельд использует ZigZag во многих интерьерах. Он создает несколько цветовых вариаций стула ZigZag, некоторые из которых находятся сейчас в экспозиции Центрального музея в Утрехте.

Адепты модернизма стремились рассматривать его стул Zigzag (1932–1933 годы) как идеальный вариант упрощения формы. Еще более экстремальными выглядели стулья One-Piece, которые Ритвельд пытался делать из одного листа фанеры или алюминия с 1927 года. Их часто сравнивают со стульями Вернера Пантона 1960-х годов, чтобы показать, насколько передовыми были довоенные идеи Ритвельда. Набор мебели для самостоятельной сборки 1934 года Crate положил начало движению DIY («cделай сам»).

В общей сложности он спроектировал около пятнадцати предметов, но каждый был результатом нетривиального инженерного исследования. Знатоки творчества Ритвельда сетуют на то, что он мало заботился о самопродвижении: если бы его проекты имели более широкий резонанс, образ Ритвельда-дизайнера выглядел бы совсем по-другому. Его архитектурные постройки постигла та же участь.

Репутацию Ритвельда-архитектора определил, по сути, один проект — культовый дом Шрёдер в Утрехте, построенный в 1924 году: трехмерное воплощение идей неопластицизма, дом-манифест, экспериментальное жилье с совершенно новым ощущением пространства. Дом этот Ритвельд спроектировал для свой возлюбленной Трюс Шрёдер, состоятельной вдовы, которая не только интересовалась передовыми идеями, но и хотела воспитать детей в модернистском духе. Правда, в школе дети тщательно скрывали, что живут в странноватом доме.

Голландский павильон на Венецианской биеннале 1954 года

Элегантный и правильный, этот дом по праву считается одной из важнейших построек ХХ века. Он вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутреннее пространство дома можно было обыгрывать и модифицировать с помощью раздвижных дверей и мебели-трансформеров. Интерьеры напоминали картины Мондриана, воплощенные в трехмерной реальности: плоскости, окрашенные в основные цвета, — желтый, черный, красный, синий — на фоне белых и светло-серых стен. Фасады виллы тоже похожи на собранные из прямоугольных плоскостей картины художника-абстракциониста. Вилла стала своего рода воплощением идей группы De Stijl.

Специально для интерьеров этого дома Ритвельд создает авторскую мебель, среди которой стол Schroeder. Стол состоит из пяти простых элементов: округлого основания, двух прямоугольных частей и квадратной столешницы. Цветовое решение построено на концепции минимальных или «основных» цветов: красного, желтого, синего с добавлением белого и черного.

В конце двадцатых годов у Ритвельда формируется интерес к теме урбанизма, и он все больше и больше интересуется тем, как сделать мебель и бытовые товары массового производства доступными. Он проектирует быстровозводимое и недорогое социальное жилье, в том числе в родном городе, но заказов на эти проекты практически не получает.
Эти проекты незаслуженно остались в тени, так же, как и его умение гуманизировать социальные объекты, о чем свидетельствует проект Института Верье для детей с ограниченными способностями в Кюрасао. В Голландии сохранилось несколько построек Ритвельда, главным образом послевоенных. Одна из них — основное здание музея Ван Гога в Амстердаме, строительство которого было завершено в 1973 году, спустя девять лет после смерти автора.

Почти как предмет искусства, скульптура, манифест выглядит кресло Steltmanstoel, спроектированное Ритвельдом в 1964 году для интерьеров ювелира Hague Steltman. В этот же год Геррит Томас Ритвельд получает звание Почетного доктора Технического университета в Дельфте. А в 1968 году имя Ритвельда будет присвоено Нидерландской академии искусств и дизайна.

Отношения с современниками складывались непросто. Проблемой было его простецкое происхождение. Ритвельд не был интеллектуалом, и многие просто не воспринимали его всерьез. Этот снобизм был совершенно необоснован, особенно принимая во внимание, что сам Ритвельд стремился и писать, и преподавать.

Другая проблема состояла в том, что после «открытия» Ритвельд оставался на периферии De Stijl и никогда так и не получил полной поддержки этого объединения. В восприятии международного профессионального сообщества он оставался в тени Тео ван Дусбурга. Ван Дусбург не помог, ему нравилось хвастаться, что он открыл Ритвельда в простом плотнике. Третья проблема заключалась в нем самом: у Ритвельда не хватало терпения тратить долгие годы на решение технических проблем.

Ритвельд так и не получил высшего образования, тем не менее в 1950-е годы он преподает в Колледже искусства и науки в Роттердаме и в художественной Академии в Гааге, а в последние годы жизни избран членом Общества нидерландских архитекторов и доктором Высшей технической школы в Дельфте.

Вырастив шестерых детей и овдовев, Ритвельд переезжает к своей возлюбленной Трюсс в построенный для нее дом, в котором он и скончался в 1964-м.

Современники воспринимали его дизайн как красивый, но чересчур экстравагантный. Но, как ни крути, именно благодаря этим качествам красно-синий стул и особняк Шрёдер заняли почетное место в анналах истории ХХ века.

По материалам интернет