Редакция:
г. Новосибирск

Илмари Тапиоваара: дизайн для миллионов

Дата публикации: 27.10.2023 Количество просмотров: 184

Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara, 07.09.1914 — 31.01.1999) виртуозно объединил довоенные достижения финской культуры и послевоенные возможности промышленности, что сделало его вещи образцами для подражания. Он любил говорить: «Стул — это не просто предмет мебели, это ключ ко всему интерьеру».

Никто сильнее него не был заинтересован в демократизации дизайна. Но если другие только говорили об этом, он делал. Илмари был не просто теоретиком, но увлеченным практиком. Финляндия нуждалась в предметах, легких в сборке, — и он начал создавать и пропагандировать модульную и сборно-разборную мебель.

«По сути, он создал концепцию Ikea до Ikea, —отмечает Юкка Саволайнен, директор Музея дизайна Хельсинки , — Хорошее качество по доступной цене, та же самая идея массового производства и тот же самый тип упаковки».

Илмари прошел ту же самую школу, что и другие великие мастера финского дизайна, но только у него бурный интерес ко всему новому выстроился в четкую концепцию.

Он родился в семье мебельщика, у которого было собственное небольшое производство, где изготавливали мебель из гнутой паром фанеры и древесины. Проведя детство в мастерской отца, в 1933 году Илмари поступил в Центральную школу художественного ремесла Хельсинки.

Lukki Chair

   Его учителями были Вернер Вест, ведущий дизайнер компании «Стокманн» и Отто Корхонен, сотрудник фабрики, где выпускали мебель по дизайну Алвара Аалто. Сразу после окончания школы Илмари пережил потрясение: в 1937 году он отправился на стажировку в Париж, и не к кому-нибудь, а к Ле Корбюзье. Время полугодовой стажировки удачно совпало со Всемирной выставкой в Париже, где в павильоне Финляндии демонстрировали мебель Аалто.

Молодой Тапиоваару так впечатлен новым индустриальным стилем, что он даже пишет заметку в газету. Он ратует за то, чтобы вывести финские товары на мировой уровень путем массового производства, дизайна и демократизаци. Именно в Париже он понимает, что низкая стоимость мебели, при условии ее массового производства, может стать основой для формирования лидирующей роли финского дизайна в мире. С этим задором в 1938 Тапиоваару приступает к работе в качестве арт-директора крупнейшей финской компании — Asko.

Domus Chair

   Именно там он встречает свою будущую супругу Аннике, также дизайнера, с которой у них сложился прекрасный творческий тандем. В 1939 году они представили на выставке результаты совместной работы, которые, хоть и имели большой успех, но так и не были запущены, так как «Аско» посчитала их слишком современными.

Талант Тапиоваара был многогранным. Он обладал не только тонким стилистическим чутьем, но и даром коммуникации и убеждения. В стране, где после войны за чертой бедности было две трети населения, он сумел убедить небольшие фабрики выпускать вещи не только полезные (чтобы было на чем сидеть, есть и спать), но и красивые.

В 1941 году Тапиоваара стал директором небольшого деревообрабатывающего производства «Keravan Puuteollisuus». Изначально фабрика специализировалась на создании стандартизированных изделий для строительной отрасли, но Илмари постепенно переориентирует ее на выпуск современной мебели.


Во время войны Тапиоваара по распределению уезжает на Олонецкие острова. Ему приходится придумывать новые типы бытовых сооружений без использования металлических крепежей, а также технологии, в которых требовался бы минимум материала.

Все его конструкции использовались финской армией: они подходили для полевых условий, их можно было изготовить прямо на месте с минимальным набором простых инструментов и собрать без гвоздей. Этот экстремальный опыт многому научил его. Он увидел, как вещи могут менять жизнь. «В каком-то смысле можно сравнить дизайнера с врачом» , — утверждал он.


Mademoiselle Lounge Chair





В послевоенный период стремление Илмари к индустриальному производству оказалось как нельзя кстати. Более того, массовое производство мебели имело перспективы экспорта. В 1947 году Тапиоваара устраивает выставку в Хельсинки под названием «Мебель на экспорт и технологии упаковки».

В то время Финляндия была мировым лидером по производству фанеры, а использование металла или даже текстиля было огромной роскошью для финской мебельной промышленности. К тому же, Тапиоваара был большим поклонником Американского мебельного дизайна, в особенности его вдохновляли работы Ээро Сааринена и Чарльза Имза, что во многом повлияло на его дальнейшие дизайнерские решения.


«Я хочу, чтобы хороший дизайн был у каждого», — заявил Тапиоваара. Даже у самого бедного студента хельсинкской академии Dоmus была возможность жить в дизайнерском интерьере общежития, созданном Тапиоваара после войны. По целостности и осмысленности этот проект 1946–1947 годов до сих пор является образцом для подражания, и его изучают в университетах. Еще один его эталонный проект — интерьеры общежития Политехнического института.

Именно тогда Тапиоваара создает многофункциональный стул Domus (Domus chair) – новаторский и экологичный продукт – поставлялся в разобранном виде и плоской упаковке. Благодаря трехмерной кривизне сиденья стул был очень комфортным и быстро распространился по всем общественным заведениям Финляндии. Domus chair стал первым финским экспортным продуктом после войны. В 1951 году стул Domus получил приз на Чикагской выставке, что послужило толчком к продаже стульев в США миллионными копиями компанией Knoll Internationsl под названием «Finnchair».


Кресло Pirrka для компании Laukaan Puu, 1950-е годы, сейчас производится Artek


Рекламный новогодний плакат компании Asko со стулом Mademoiselle, 1956

Международное признание позволило Тапиоваара с женой открыть собственную студию в Хельсинки в 1951 году. Успех Domus chair стал основой для новых версий. Например, «Domus lounge chair» c обтекаемой спинкой, выполненной из цельного листа фанеры. Все модели «Domus» производились компанией «Artek» (Артек).

В 1951 году Тапиоваара создает стул «Lukki» - «Паук». Lukki chair имел основу из тонких металлических трубок, а в дальнейшем серия дополнилась табуретом и полукреслом.


Кофейный столик Trienna, 1954, сейчас производится Artek


Кресла Crinolette для Asko, 1962

В начале 1950-х гг. Илмари Тапиоваара уехал из Финляндии в Соединенные Штаты Америки — в 1952 году его пригласили занять должность профессора в Институте технологии и дизайна в Иллинойсе. Там же он некоторое время проработал в чикагской студии Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe), «отца» модернистской архитектуры XX века.

В середине 50-х, вернувшись из Америки, дизайнер создает серию деревянной мебели «Pirkka», состоящую из пяти элементов: культовый стул «Pirkka chair», табурет «Pirkka stool», барный стул «Pirkka bar stool», банкетка «Pirkka bench» и стол «Pirkka table». Все детали моделей выполнены из дерева и соединены особым образом.

Следующими знаковыми предметами в творчестве Илмари Тапиоваара можно назвать кресло Mademoiselle Lounge Chair и кресло-качалку Mademoiselle Rocking Chair.

В конце 1950-х Тапиоваара в качестве сотрудника Программы развития ООН работал в Парагвае.

До конца 1960-х годов Илмари Тапиоваара был одной из главных фигур в финском дизайне. Но с пришествием молодых дизайнеров, работающих с полимерными материалами, дизайн Тапиоваара стал расцениваться как устаревший и не отражавший перемен социума.


Илмари Тапиоваара с женой Анникки, с которой он познакомился во время работы в Asko. Вместе они открыли собственную студию в 1951 году


Набросок спальни студенческого общежития Domus Academica

В 1974 году Илмари Тапиоваара отправляется на Маврикий работать снова в Программе развития ООН. Следующие двадцать лет Тапиоваара оттачивал мастерство и создавал шедевр за шедевром. В 70-е его безоговорочное лидерство стали оспаривать молодые дизайнеры, и на пару десятилетий о его мебели почти забыли.

Возвращение имени Илмари Тапиоваара произошло уже в XXI веке, когда бум коллекционирования винтажной мебели заставил напомнить о былой известности дизайнера, и началось повторное производство предметов по его проектам. Главное достижение Илмари Тапиоваара — внедрение принципов индустриального дизайна, ставшего в дальнейшем международной нормой и вдохновением для многочисленных его последователей.

За свою долгую творческую жизнь Илмари Тапиоваара разработал десятки стульев, столов и кресел, многие из которых вошли в учебники по истории скандинавского дизайна. Как и у Алвара Аалто, которого он считал своим учителем, любимыми материалами дизайнера была гнутоклееная фанера из березы и массив березы.

Сейчас оригинальная мебель Тапиоваары так успешно продается на аукционах, что ее снова возвращают в производство. Хотя изначально мебель Илмари Тапиоваары создавалась для других производителей, некоторое время назад права на ее издание приобрела финская марка Artek, и теперь именно она является главным распространителем идей финского классика в массы. Сегодня в каталогах Artek представлено порядка тридцати объектов Тапиоваары, включая все самые знаменитые модели.

В 2014 году монетный двор Финляндии отчеканил памятную монету «100 лет со дня рождения дизайнера Илмари Тапиоваара». Справа на внутреннем диске можно различить деталь деревянного кресла Mademoiselle 1956 года, которое наряду с Domus Chair является «визитной карточкой» мастера. Также к юбилею были выпущены две серебряных монеты номиналом 10 и 20 евро с изображением кресла Mademoiselle, дизайн которых разработал Харри Коскинен (Harri Koskinen).

Илмари Тапиоваара шесть раз удостаивался золотых медалей на выставке Триеннале в Милане (в 1951, 1954, 1957, 1960 и 1964 гг.). Он также лауреат премии Good Design Award (Чикаго, 1951 г.), медали Pro Finlandia 1951 г, финской Государственной премии 1971 г. и высшей награды Ассоциации архитекторов и дизайнеров Финляндии SIP 1990 г.


По материалам интернет\

Статья вышла в журнале «Мебельщик» № 13 за 2023 год