Редакция:
г. Новосибирск

Эволюция источников освещения

Дата публикации: 02.08.2023 Количество просмотров: 377

Эволюция источников освещения заключается в решении важной задачи — снизить напряжение на человеческий зрительный аппарат. Так сложилось, что человек получает до 80% информации через зрительный канал, поэтому состояние и здоровье в области зрения для человека является задачей жизненно важной.

Исторически необходимость в дополнительных источниках освещения в жилых помещениях появились для определенной важной задачи — увидеть то, что спряталось в темных углах, вдруг там спрятался саблезубый тигр? Эволюционировало жилье, из пещер человек перебрался в дома, в которых оконные проемы делались, к примеру, в северных странах небольшими, ведь необходимо было сохранять тепло в помещении, но это же значит, что освещение могло быть востребовано даже в дневное время.

Что уж говорить про ночное время, когда человеческий зрительный аппарат проигрывал всем опасным ночным хищникам. Источники освещения сравнивали шансы человека и опасного дикого мира.

Освещение — бесспорный помощник человека, и сейчас, когда светильники становятся мобильными, гибкими, экономичными и встраиваемыми в мебель, они позволяют расширить функционал и полезность в разы. Например, освещение в шкафу или в ящиках исключает падающую тень от человека, которая неминуемо бы появилась при использовании верхнего основного освещения.

Здесь будет интересным упомянуть, что, несмотря на важнейшую функциональную задачу охраны здоровья и защиты человека, освещение постепенно дошло до новой не менее важной функции — декорирования и создания эстетики. С уровнем роста благосостояния, как доказал всем великий Абрахам Маслоу своей пирамидой потребностей, человек начинает предъявлять все новые задачи и ожидания к окружающему пространству. И вот, важно уже не только видеть теневое пространство, но и создавать иллюзию, управлять вниманием, услаждать взор.

Живя в третьем десятилетии 21 века можно сказать, что эти две фундаментальные задачи освещения остались неизменными — помогать человеку лучше видеть и украшать его жизнь.

Что же изменилось? Технологии. В этом контексте вспоминаются очень меткие сюжеты Михаила Зощенко, где проведенное электрическое освещение за счет своей мощности проявляло настолько много того, что люди до этого не замечали, что в итоге герои этих сюжетов попросту отказывались от такого яркого света.

На формирование современного рынка освещения влияют как эстетические тенденции, которые принято называть трендами, так и технологические решения. Эволюция производственных процессов и внедрение передовых технологий влияют на работоспособность объекта. Говоря про освещение в мебели, в первую очередь теперь мы говорим про диодное освещение.

Идея расположить источники освещения в мебели бесспорно гениальна, ведь она в разы повышает общую полезность изделия, при этом также становясь важным декоративным элементом. К сожалению, история не сохранила имени первого дизайнера, внедрившего это решение, но сложно сейчас найти проектировщика, кто не считал бы это решение удачным.

С точки зрения проектирования мебели с источниками освещения задачи логически просты:

  1. Провести анализ сценария работы изделия и выявить основные рабочие процессы.

  2. Выявить в этом сценарии взаимодействия опорные процессы, которые связаны со зрительным вниманием.

  3. Проанализировать сценарий помещения в целом (наличие внешнего света, его достаточность и т. д.).

  4. Предположить возможность внедрения дополнительного искусственного освещения.

  5. Проанализировать конструкцию на возможность внедрения систем освещения (позиционирование светильника, прокладка проводов, опциональное расположение источника энергии и т. д.)

  6. Спроектировать целостный концепт.

После определения функциональных задач, так как эволюционно они отвечают за жизнеобеспечение, и оно первостепенно (основной проектный подход в сибирских и северных регионах), определяются сценарии декоративных задач, которые проходят по такому же, описанному выше алгоритму. Идеально, когда проектные решения одновременно отвечают и функциональным, и декоративным задачам.


Стоит упомянуть, что дизайнеры мебели могут работать абстрактно или фиксировано. Абстрактное проектирование предполагает, что этот объект не имеет точно определенного заказчика и распространяется через магазины (серийное производство). В таком случае функции освещения исходят из усредненного сценария.

Фиксированное проектирование предполагает привязку к конкретному заказчику, опираясь на конкретно его задачи и помещение, где будет располагаться мебель.

В первом случае мебель будет подбираться на этапе дизайна интерьера, выбор будет осуществляться на усмотрение общих задач, и специалисту будет несколько сложнее увязать общую композицию пространства, которая должна включать как источники освещения в мебели, так и пространственные источники освещения. Поэтому предприятия, которые предполагают вариативную кастомизацию освещения в мебели будут в приоритете.

В индивидуальном проектировании даже странно упоминать, что цена проекта будет значительно больше. Но и связка работы дизайнера интерьера и дизайнера мебели будет максимально продуктивной, создавая не выделенные объекты в пространстве, а общую гармонию, где продуманность всего комплекса освещения станет симфонией домашнего уюта для заказчика.

Естественно, что определяющим в любом вопросе является итоговая цена. Из нее определяются комплектующие, сложность изготовления, качество сборки и многое другое.

К примеру, мебель высокого класса с системами освещения имеет свои секреты обслуживания для комфортной замены отработавших комплектующих. В то время, как дешевая мебель этого не предполагает в принципе.

В борьбе за экономическую выгоду за последние пять лет произошла технологическая эволюция осветительных систем в мебели, переход на диодное освещение сделал эти системы лидерами при выборе дизайнеров. Особенно они удобны в серийном производстве, где используются диодные светильники и точечного, и линейного типа. Это объясняется тем, что диоды позволяют добиться максимального эффекта при минимальных затратах.

Линейные системы освещения, и точечный, и рассеянный свет сохраняются на сегодняшний день при проектировании в равной мере, определяясь в проекте задачами, которые перед собой ставят дизайнеры. Заливающий линейный свет – рассеянный, но создающий визуальную графичность, работающий как элемент формообразования мебели, как, например, периметр серванта или витрины. А точечные светильники в противоположность создают акценты, привлекая внимание.

Здесь существует разница в подходе, в отличие от дизайна интерьера. При применении в интерьере точечные источники могут быть также с большим лучом, благодаря углу наклона, а могут быть с узким лучом, с малым эффектом рассеивания. Есть даже варианты, где поток света от светильника дает точку света исключительно под собой малой окружности, в то время как периметр мебели позволяет использовать точечные светильники с меньшим эффектом рассеивания.


В целом, простор для фантазии дизайнеров не ограничен, а эксплуатация разных типов даже только точечных светильников даст огромное количество визуальных вариантов восприятия и тем самым сделает мебель более кастомизированной под разные задачи интерьера и настроения заказчика.

Определяющим в цене любого изделия является качество, а качество предполагает производителя. Было бы ложным мнение, что европейские производители являются более качественными, чем китайские. Прошли те времена, когда Китай ассоциировался только с товарами широкого потребления и низкого качества. Сейчас это страна, в которой не просто есть производители разных ценовых сегментов и, соответственно, качества. Сейчас это страна, в которой в основном происходит закуп диодного оборудования для всего мира. Те же европейские производители занимаются в большей степени «облицовкой» осветительных систем, закупленных в Китае. Чем быстрее среди отечественных производителей произойдет осознание того факта, что мир не просто изменился, но он изменился значительно, и то, что Китай на данный момент наиболее выгодный экономически партнер в мире для любой страны, тем быстрее мы адаптируем собственный рынок под качественное отечественное производство.

Отличие качественных светодиодов от недорогих в следующих параметрах:

  1. Надежность и срок службы.

  2. Срок проседания светового потока (у каждого светодиода есть заявленный световой поток в люменах, и, спустя время от начала работы, диод начинает проседать/прогорать, снижая этот поток, после чего дает уже поток стабильный, но ниже заявленного). У дорогих светодиодов скачок этой яркости ниже, чем у дешевых.

  3. Пульсация. У дорогих диодов ее в принципе нет, но она есть у недорогих диодов. Особенно это заметно при видеосъемке, так как человеческий глаз сглаживает этот параметр, что не исключает, тем не менее, его воздействие на человека (перенапряжение глаз, повышение утомляемости и т. д.).

  4. Индекс цветопередачи. У дешевых систем, как можно догадаться, он значительно ниже

Последний пункт является не только важным для производств, но и источником современных научных исследований. На данный момент в освещении существует любопытная коллизия разницы цветовосприятия, связанная с возможностями светопоглощения разными зрительными аппаратами людей. Если объяснять это просто, то разница цвета глаз имеет значение. Для определенных цветов глаз яркий свет является болезненными, и при включении основного мощного освещения человек может даже испытать кратковременный шок. В то время как обладатели другого цвета глаз чувствуют себя словно во мраке, если рядом нет мощного источника света, и им не подходят «абажурные» решения рассеянного света. Дизайнеры интерьера решают такие задачи через расположение в помещении различных типов источников света, где каждый человек может подобрать подходящий для себя тип источника света.

Но область мебели в данное время не имеет четкого решения, кастомизированного под индивидуальность светопоглощения разных зрительных аппаратов. Такими исследованиями сейчас занимаются, в том числе и на кафедре Промышленного дизайна НГУАДИ им. А.Д. Крячкова. Кафедра открыта к совместным исследованиям в этой области с производителями.

В целом, сегодня грамотное освещение может помочь расширить пространство, сфокусировать внимание человека, украсить освещенный объект и создать условия для комфортной жизни и здоровья зрительного аппарата человека. Все зависит от поставленных целей и задач, которые стоят перед дизайнером интерьера, дизайнером мебели и дизайнером осветительных приборов.


Марика Таубе, промышленный и предметный дизайнер, доцент кафедры Промышленного дизайна НГУАДИ, кандидат технических наук, член Союза дизайнеров России (автор)

Алексей Долин, архитектор, предметный дизайнер, дизайнер интерьера (консультант)

Статья вышла в журнале «Мебельщик» № 9 за 2023 год