Редакция:
г. Новосибирск

«Дизайн – это про удобство»

Дата публикации: 04.07.2023 Количество просмотров: 604

Крупнейшая мебельная выставка Salone del Mobile Milano прошла с 18 по 23 апреля 2023 года. Одно из самых значимых событий в мебельной индустрии проходит ежегодно, и на пять дней Salone становится площадкой для демонстрации последних тенденций и новинок в области мебельного дизайна и дизайна интерьера. Миланский мебельный салон с порядковым номером 61 собрал без малого 310 тысяч посетителей из 181 стран мира, пришедших полюбоваться на 2000 экспонентов.

Понятно, что даже простое созерцание двух тысяч стендов по одной минуте займет как раз 5 дней, поэтому необходимо обращаться к специалистам, которые знают, на что стоит обращать внимание, а мимо чего можно пройти. Нашим проводником сегодня станет Владимир Москаленко — эксперт в области мебели, сантехники и интерьеров, основатель интерьерной компании «Аквариус». Он просто и наглядно познакомит нас с основными трендами на Миланском салоне, объяснит, откуда они берутся и как преобразовываются, расскажет, почему мода на интерьеры не меняется моментально, и чем отличаются российский и европейский подходы к дизайну.


Какие тенденции вы наблюдали на этой выставке, что увидели нового или неожиданного?

Ничего глобально нового не было, потому что все не меняется по щелчку: сегодня в моде зеленое, завтра — синее. Продолжается тема устойчивого развития и всего, что вокруг него: recycle, безопасность, биоматериалы, биопластики. Если натуральный материал, например, дерево, то это не срубленное в диком лесу, а культивируемое, ответственно выращенное дерево. Но это уже не тренд, а скорее норма.

Преобладают округлые биофильные формы, но и они тоже не вчера появились, это отсылка к модернизму, который, в свою очередь, сам стал реакцией дизайн-сообщества на эпоху глобальных изменений, в которой мы живем года, наверное, с 2018.


Если говорить не о дизайне мебели, а о дизайне интерьера, то на многих стендах в экспозиции использовали смесь и стилей, и региональных эстетик. На этот эклектичный подход стоит обратить внимание, потому что интерьеры выглядят живыми. В чем проблема многих современных, вновь создаваемых интерьеров? В том, что они искусственные: вот ничего не было, а вот мы взяли и занесли все новенькое. А ведь живой интерьер развивается, как-то трансформируется ­— он как бы многослойный. Комод достался от бабушки, этот диван прикупили тогда-то, этот тогда-то, тут какой-то арт, там какой-то декор — все это попадает в интерьер не сразу. Даже рафинированный интерьер, который создали для картинки в журнале, через год выглядит уже по-другому. Люди в нем живут, что-то меняют, а что-то оставляют.


Я к тому, что гарнитурность — уже достаточно давно дурной тон, и многие стенды и именитые производители используют именно эклектичный подход, когда вещи, немного разные по стилистике, из разных эпох, из разных регионов соединяются в единое и выглядят очень живо. В определенной степени это можно назвать особенностью этого салона.

Второе — цвет. Цвет в дизайне меняется быстрее всего: в этом году один, в следующем — другой. Кроме того, невозможно постоянно создавать новые предметы, зато можно обновлять их цвет, фактуру, обивку, отделку. Мы берем одну и ту же модель, красим сегодня в матовый лак, завтра в металлик, послезавтра в высокий глянец, потом, допустим, делаем шпон. То же самое касается и мягкой мебели — сделали другую обивку и получили совершенно другой предмет.


На Миланском салоне демонстрировали достаточно широкую палитру, но ярко звучали оттенки розового, охры, сложные пастельные оттенки: если, к примеру, желтый, то не лимонный, а песочно-охристый. Очень популярна терракота, ее много и в мебели, и, допустим, в плитке, это такой highlight [основной момент]. Природная гамма остается актуальной, но она тоже развивается, добавляются новые нюансы. Условно, если в 2021 году цветом года был шалфеевый, это не буквально зеленый, а зелено-серый, то в этом году больше розово-сиреневая гамма с добавлением глиняных оттенков.

Вообще, буквальных цветов мало. Хотя тот же Baxter выдал целую экспозицию ультрамарина, а Cassina сделала культовый диван Maralunga в цвете любимых носков его создателя Vico Magistretti – оранжевом. Но это не тренд, а, скорее, авторский почерк.

Трендом можно назвать переиздание исторических дизайнов, но, во-первых, из современных материалов, а во-вторых, с современными подходами к эргономике. Это звучит банально, но комфорт все-таки превалирует над эстетикой, не отменяет ее, но балансирует. Например, в прошлом году Poltrona Frau переиздали диван Ouverture, созданный Пьерлуиджи Черри в 1982 году. Его не просто сделали заново в новой обивке, а увеличили пропорции процентов на двадцать. За это время изменились и объемы помещений, и представления о комфорте сидения, поэтому, если просто взять и переделать исторический предмет, он будет красивым, но не очень удобным.

Третье — материалы. Глобальный пережиток пандемических ограничений — это тактильные характеристики материалов. Нельзя сказать, что это какое-то единое направление, но очевидно, что очень важно, какие ощущения будет дарить материал при физическом взаимодействии: глубокие фактурные обивки, сатин пластика или деревянной отделки, брашированные поверхности и так далее.




На ваш взгляд, почему европейские дизайнерские веяния приходят к нам с большой задержкой?

Я бы не сказал, что между нами пропасть, что там что-то появляется, и только через три года доходит до нас. Нет, в плане дизайна мы довольно гибко реагируем на изменения в мировом контексте. Но вопрос в том, до кого это доходит, и эта ситуация не уникально–российская, она всеобщая.

Представьте график принятия инноваций — это стандартное распределение в виде колокола. Сначала 10 % – это пионеры, инноваторы. Потом идет общее большинство прогрессивных, общее большинство ретроградов, ну и совсем консерваторы. Те, кто занимается дизайном, мы все в этих первых 10%. Поэтому нам и кажется, что мы это уже видели, а к основным слоям населения это приходит года через два.

Тут еще такой момент, что интерьеры, особенно в России, создаются долго. Сегодня я съездил на выставку, что-то увидел. Дальше идет нормальная деловая практика: пока вещь запускается в серию, пока заказывается на экспозиции, пока приезжает сюда, проходит, по-хорошему, полгода.

Потом приходит дизайнер, которому всегда хочется чего-то нового, он эту модель присмотрел. Затем, в течение еще условного полугода, у него появляется клиент, которому это должно подойти, и начинается реализация проекта. В общем, от подиума до появления в проекте — это, как ни крути, года два.

Еще нужно понимать, что в этом примере сошлись и дизайнер–инноватор, и клиент, который согласился на достаточно новаторскую вещь. А клиент может быть не из прогрессивного, а из консервативного большинства, и тогда он скажет: слушайте, это как–то слишком модно, давайте что–то более разумное.

Соответственно, новые вещи в интерьерах мы видим через несколько лет просто потому, что основная масса потребителей их принимает достаточно долго. Этим и объясняется длина трендов, не может быть такого, что сегодня все кругленькое, а завтра все квадратненькое, потому что оно просто не будет успевать попадать в интерьер. Интерьеры живут гораздо дольше, чем fashion, тут нет такого, что диван, кровать или тумба, которые сделали год назад, уже не актуальны. В ассортименте компаний успешные предметы живут не меньше десяти лет, а те, которые становятся классикой дизайна, могут жить сколько угодно.

То есть, нет никаких препятствий для того, чтобы интерьеры, представленные на нынешней Миланской выставке, появились у нас. Здесь нет каких-то национальных особенностей, так происходит везде. Если вы думаете, что европейские интерьеры приехали в Милан в апреле, а в июле уже будут в реализованных проектах по всей Европе — нет, не будут.


Можете дать совет нашим мебельщикам? Допустим, вы увидели что-то интересное и знаете, что у нас на рынке этого нет.

Не скажу, что я увидел такое, чего у нас нет. Но отмечу, что, в среднем, есть принципиальное отличие между тем, как дизайн понимают ведущие европейские производители и российские производители.

У нас дизайн — это эстетика нового. «Это уже было, давайте сделаем что-нибудь другое». Покрасим в зеленый, вместо квадратных ручек поставим треугольные, заменим один камень на другой. Все решения диктуются стремлением удивить, отличиться, идет какая–то игра, а это не про дизайн.

Дизайн — это же не только про красоту, это еще про функцию, про удобство, про новое качество жизни. И вот этому наши производители, по крайней мере, с которыми я сталкивался, уделяют мало внимания. А стоит подумать над тем, чтобы создать новое качество продукта, решить какой-то вопрос: вопрос удобства, вопрос долговечности, вопрос безопасности, вопрос бюджета в конце концов. А вопрос удивить стоит у небольшого числа людей.

К примеру, столяры мне говорят, что могут сделать одно и то же изделие в трех ценовых категориях: из МДФ, из массива или из их комбинации. Спрашиваю, а в чем разница? Отвечают, что в цене. А в чем-то еще, например, в безопасности, в долговечности? Нет. Но если нет принципиальной разницы, то зачем делать из массива?

Я не говорю, что нужно делать дешево. Я говорю о том, что изделиям из массива не хватает сторителлинга. Это еще одно принципиальное отличие наших мебельщиков от европейских. Там, когда ты приходишь, тебе рассказывают целую историю: почему это сделано именно так, где находятся корни, откуда взялся этот тренд, и ответом на что стал этот предмет. Вот этого нашим мебельщикам не хватает.

Чем обусловлен выбор компаний для ваших обзоров?

Когда я приезжаю на выставку, то целенаправленно иду к определенным людям, заодно просматриваю, что попадается на глаза. Я уже давно не смотрю выставку «от корки до корки». Я не ретроград, я открыт новому, но иду к компаниям, которые я знаю и понимаю, и рассказываю о них. Интересно смотреть, как они развиваются. Если ты смотришь на лидеров, на их развитие, то общую картину мира можешь себе представить.

И в итальянской, и в международной мебельной индустрии есть разные градации. Есть лидеры и создатели трендов, есть ранние последователи, есть какое-то среднее большинство.





Но зачем смотреть на среднее большинство? У них те же самые проблемы, что на российском рынке, они точно так же не понимают, почему вещи делают именно так. У них нет сторителлинга, нет развития, зато есть очень простой нарратив: мы сделали дешевле, чем Cassinа.

А почему вы сделали дешевле? Вопрос же не в том, что Cassina дорогая, потому что они все буржуи. Ну, в определенной степени и в этом, но у Cassina есть отдел разработок, у Cassina есть маркетинг, Cassina разрабатывает модели, приглашая серьезных дизайнеров. Это все инвестиции, и это, естественно, отражается на цене точно так же, как и высокое качество производства и автоматизации, ответственное производство и использование премиальных материалов.

А потом какой-нибудь итальянский архаровец приходит в шоурум Cassina, фотографирует и срисовывает. Ему не нужно платить дизайнерам, он не вкладывается в маркетинг и в исследования. Где-то он закрывает глаза на не очень экологичные решения, берет материалы попроще и получает предмет не такой же, но похожий, зато дешевле.

В свое время очень хороший пример привел один немецкий дизайнер, он говорил: «Мы придумываем дизайн, а потом придумываем технологию, как это изготовить. А большинство производителей берут дизайн и адаптируют его под возможности своего производства». Это принципиально разные подходы, это дает принципиально разные результаты, и это, естественно, отражается и на цене.

* * *

Миланский мебельный салон 2023 года не демонстрировал каких-то прорывных изменений в подходе к дизайну, он продолжил и аккуратно развил тенденции предыдущих лет: устойчивое развитие, натуральность, округлые формы мебели и смягченные, смешанные цвета. Эксперт отмечает тренд на перевыпуск исторических дизайнов, когда классические модели делают из современных материалов и в соответствии с современными представлениями об эргономике.

По оценке Владимира Москаленко, между Россией и Европой нет «культурной пропасти», наоборот, отечественные дизайнеры очень чутко реагируют на инновации. Другой вопрос, что в любой стране временной зазор между первой демонстрацией предмета и появлением его в жилом интерьере составляет несколько лет. Это обусловлено отчасти требованиями производства, отчасти логистикой, отчасти смелостью дизайнеров и их клиентов. А вот российским производителям мебели стоит больше внимания обратить на потребности заказчиков: удобство, долговечность, безопасность мебели не менее важны, чем дизайн и бюджет.


Беседовал Иван Романов

Статья вышла в журнале «Мебельщик» № 8 за 2023 год