Редакция:
г. Новосибирск

Заха Хадид: легенда, которая всегда будет жить

Дата публикации: 15.05.2019 Количество просмотров: 233

Уникальный талант и необычное видение мира ввели Заху Хадид в число самых известных архитекторов планеты. Высокий статус этой женщины-архитектора подтверждает награждение Притцкеровской премией и командорством в ордене Британской империи, и в не меньшей степени – популярность ее проектов.

Творческий путь

Заха Хадид родилась в Багдаде (Ирак) 31.10.1950 года. Родители отличались прогрессивными взглядами и увлеченностью своими занятиями.

Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переехала в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником стал великий голландский архитектор Рем Колхас. Заметив талантливую студентку, Колхас пригласил Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработала три года и ушла прокладывать свой путь. 

В 1980 году Заха создала свое архитектурное бюро, но ее карьера не сразу стремительно пошла вверх. Ее проекты выигрывали конкурсы по всему миру, но сталкивались с множеством проблем, начиная от невозможности реализации идей технологически и заканчивая политическими или экономическими сложностями. Хадид не сразу улыбнулась удача. За несколько десятилетий и до мирового признания ей удалось реализовать лишь несколько проектов.

Начало успеха

Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году — маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealths. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов. 

Следующий реализованный проект — жилой комплекс Spittelau Viaducts в Вене (1994—2005). Весь дом буквально напичкан интересными решениями: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здания расположена линия метрополитена, выходящая на поверхность земли прямо из-под здания.  Другой проект стал символом современности и благополучия Арабских Эмиратов — мост Шейха Зайда, первого президента ОАЭ, который правил страной 38 лет — с 1971 года. Дизайн моста Хадид создала под вдохновением от песчаных дюн Арабских Эмиратов. Длина моста — 842 метра, высота — 60 метров, пропускная способность — 60 тысяч автомобилей в час. Мост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.

На стыке тысячелетий Заха Хадид начала получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию. 

Первая женщина-архитектор в истории



Перед тем, как Хадид получила премию Притцкера, у нее был реализован лишь один масштабный проект — Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США. 

Стеклянный фасад первого этажа здания заманивает заглянуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. «Урбанистический ковер» — так Хадид назвала концепт здания, который вовлекает каждого посетителя в игру лестниц, ярусов и пандусов. В этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно понять, где пол, потолок и стены.  Именно этот «урбанистический ковер» стал для Хадид пропуском на «красную ковровую дорожку» современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. В 2004 году она стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую архитектурную премию. После этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. Уже через десять лет на Хадид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тысячи проектов в 44 странах мира. 



От деконструктивизма к параметризму

Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывали у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта. 

Если все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здания получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитывается на компьютере, словно сложное уравнение, связывающее все части здания. За эту часть работы отвечал соавтор Хадид и директор ее бюро Патрик Шумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. Именно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. Так появилась цифровая архитектура, тесно связанная с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, делая его технически и экономически выполнимым. 
Теперь архитектура Хадид стала сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. Функциональность ее творений ставится под сомнение, но сами здания и его элементы живут своей жизнью, создавая уникальное и самобытное пространство. Практическая сторона отходит на второй план, в то время как дизайн и сама архитектура выступают во главе всего на правах неприкосновенной идеи. Такой подход к работе позволил создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.

Путь наверх — «антигравитационная» архитектура

В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.  Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.

Технологии зданий-трансформеров очень дорогостоящи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. Строительство олимпийских объектов очень редко окупается, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Но этот центр стал исключением из правил и будет использоваться еще очень много лет. 
Строительство этого центра повысило привлекательность Баку для туристов со всего мира. Центр получил премию Design of the Year — 2014 в категории «Архитектура». При строительстве здания использовалось максимально возможное количество стекла, от чего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.

Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее ругали за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.  В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса artnet.com, а журнал Wired включил ее в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, удостоившейся золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшей национальной награды. Противоречивая легенда современной архитектуры скончалась от сердечного приступа в Майами 31 марта 2016 года. 

Первая в истории женщина-архитектор, награжденная Притцкеровской премией, и Дама-Командор Ордена Британской империи оставила после себя масштабное наследие. Многим ее проектам еще только предстоит быть построенными...

Zaha Hadid Architects: 5 проектов легендарного бюро в России

РУБЛЕВО-АРХАНГЕЛЬСКОЕ

Архитектурное бюро Zaha Hadid Architects совместно с творческим производственным объединением «Прайд» стали лауреатами конкурса на строительство нового района на западе Москвы. Проект умного города включает строительство жилых комплексов на 66 500 жителей, офисных площадок, школ, транспортной инфраструктуры, торговых площадей и культурных учреждений. Новый район займет территорию в 400 га, при этом треть пространства отведена под парки и лесную зону вокруг Москвы-реки с озером в центре. В 2020 году начнется строительство новой ветки метро, которая соединит Рублево-Архангельское со станцией Шелепиха Большой кольцевой линии. Градостроители уверены, что новый культурный и офисный хаб поможет разгрузить центр в условиях продолжающегося роста столицы. Проект построен на тесной интеграции естественной и искусственной среды с использованием современных эко-технологий: архитекторы работали над оптимизацией потребления и производством локальной энергии, удобстве использования электротранспорта и повышением эффективности работы всей инфраструктуры. Архитекторы сделали проект антропоцентричным, особое внимание уделяя проблеме формированию сообществ и созданию новых культурных связей.



ФИЛАРМОНИЯ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Под крышей нового здания Свердловской филармонии — еще одного совсем недавно аннонсированного проекта Zaha Hadid Architects — появятся два концертных зала (большой на 1,6 человек и камерный на 350 человек), лаунж-зона, офисы и «зеленая зона». Источником вдохновения для архитекторов служила волна, олицетворяющая застывшую в пространстве мелодию. Конструкция здания символизирует единство света и звука, архитектуры и музыки. Здание филармонии архитекторы гармонично вписали в архитектурный ансамбль существующего окружающего пространства со Школой искусств и ремесел и усадьбой Круковского, а стеклянный фасад здания будет выходить на обновленный Сад Вайнера.



«ТЕХНОПАРК» В СКОЛКОВО

Здание «Технопарка» по заказу «Сбербанка» разместится на территории 8 гектаров в российской Силиконовой долине, Сколково. Проект выбирали сотрудники, которым предстоит работать в новом здании — в результате голосования в конкурсе победила работа Zaha Hadid Architects, хотя руководство склонялось к предложению другого известного архитектора, Нормана Фостера, с которым компания уже работала прежде. Полностью остекленное, здание внешне похоже на волну или горную вершину. Комплекс будет состоять из нескольких блоков, соединенных переходами в форме стеклянных труб. Он включает не только офисное пространство, но и коворкинги, лаунж-зоны, зоны отдыха и даже блок жилья для сотрудников. В центре внутреннего пространства и между этажами вырастут футуристичные деревья-опоры. Характерные для творчества Хадид текучие, биоморфные формы в интерьере придают ощущение легкости масштабному зданию площадью 132 000 м².

DOMINION TOWER

Бизнес-центр премиум-класса Dominion Tower стал первым (и самым громким!) реализованным проектом бюро Zaha Hadid Architects в России. Динамичное переплетение горизонтальных плоскостей привычно меняет традиционное представление о геометрии здания, а облицовка фасада из алюминиевых панелей может выглядеть по-разному в зависимости от угла зрения и степени освещенности. Архитекторы старались разрушить ощущение стандартизации, которое обычно возникает в бизнес-центрах. В Dominion Tower сделана ставка на общественные пространства, которые позволяют работникам и посетителям чувствовать причастность к единому организму, речь здесь идет будто не об одном здании, а о нескольких сразу, гармонично соединенных геометричной черно-белой лестницей в центре Атриума.

ВИЛЛА CAPITAL HILL ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА ДОРОНИНА В БАРВИХЕ

И, наконец, пожалуй, самый нашумевший российский проект: вилла Capital Hill в Барвихе, спроектированная для российского миллиардера Владислава Доронина. Частная резиденция в подмосковных лесах была задумана еще в 2006 году. Ведущим архитектором выступила сама Заха Хадид, а закончил строительство возглавивший после ее кончины Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер.


По материалам интернет-изданий