Редакция:
г. Новосибирск

Вадим Кибардин — приверженец дизайна замкнутого цикла

Дата публикации: 22.02.2023 Количество просмотров: 451

Вадим Кибардин, пожалуй, не нуждается в представлении, но нельзя не упомянуть, что он владелец бренда, представленного в 27 странах мира, предметы от Кибардина можно встретить в музеях и на полках самых известных супермаркетов мира.

Проекты Вадима Кибардина публикуются в энциклопедиях современного дизайна, книгах

о стиле и модных трендах, во всех международных журналах о дизайне, таких как WIRED, Interni, Frame, AD, Wallpaper, Design week, Elle Decoration, Salon, Monitor и так далее.

Вадим — единственный, кто получил в области промышленного дизайна стипендию федерального канцлера Германии для лидеров из Российской Федерации и США.

Он завоевал все самые престижные награды, включая GOOD DESIGN и IDA Design Awards в США, iF Award и Red Dot Award в Германии, A'DESIGN AWARD и Promosedia InternationalDesign Competition в Италии, Design and Design во Франции и Charman design competition в Японии. Вадим входит, по мнению редакции журнала Wallpaper, в список сорока профессиональных дизайнеров до 50 лет, которые изменят мир.

Вадим Кибардин родился в Омске в 1974 году. Окончил факультет индустриального дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии в Екатеринбурге.

«Мои родители получили высшее образование в Москве, приехали в Омск молодыми специалистами, папа — в строительно-монтажном управлении, мама — технолог по переработке нефтепродуктов. Позже, после перестройки и развала Союза, всё изменилось, но семья выдержала, мы с братом закончили школу № 84, получили высшее образование. Я уехал в Свердловск, поступил на факультет промышленного дизайна в Уральской архитектурно-художественной академии. Закончил уже в Екатеринбурге.», — рассказывает Вадим.

В 1997 году он стал совладельцем и арт-директором рекламного агентства WMT Омск (сфера деятельности — графический дизайн и наружная реклама).


«В дизайн я пришел после окончания учебы в Уральской архитектурной художественной академии на факультете «Промышленный дизайн». Мы получали знания из самых разных областей дизайна. Я начинал с наружной рекламы — тогда многие дизайнеры уходили в сферу разработки фирменных стилей и оформления корпоративных носителей, а промышленные дизайнеры нашли себя в изготовлении трехмерных объектов для рекламы или малых архитектурных форм. Наружной рекламой я занимался около пяти лет, при этом использовал различные материалы — неон, алюминий, ПВХ, пленку...», — говорит Вадим.

В 2000 году он основал студию KibardinDesign, которая серийно производит продукцию под собственной маркой. С 2005 года живёт и работает в Праге.

«В 2004 году я прошел отборочные комиссии и стал стипендиатом канцлера Германии по программе для будущих отраслевых лидеров России и США, — делится дизайнер. — В общем, я уехал в Германию в Кёльн разрабатывать осветительное оборудование на основе энергосберегающих источников света. Это и образовательная, и рабочая программа, с глубоким погружением в европейскую, немецкую культуру. Кстати, программа до сих пор работает, а дизайнеров за всю её историю больше не было, я единственный. После завершения исследований переехал в Прагу и остался навсегда».

Чехию он считает идеальной страной между двумя мирами, впитавшей все лучшее из Западной Европы и сохранившей при этом славянские корни.

«В Чехии люди спокойные и позитивные, любят отдых и природу. Никаких проблем с адаптацией не возникло. Скоро 15 лет, как мы живем в Чехии, здесь родились сыновья. Здесь я работаю и из Чехии выполняю заказы как частных клиентов, так и корпоративных. Здесь располагается моя студия и мастерская. Здесь собирается продукция под брендом KIBARDIN, отсюда товары рассылаются по всему миру в 27 стран, включая самые престижные торговые сети Америки, Японии, Кореи, Европы. Здесь же я учу русскоговорящих дизайнеров достигать высот в профессии», — рассказывает Вадим Кибардин.


Он отмечает, что его стремление быть дизайнером уходит корнями в детство:

«Все уходит в детство, в желание улучшить неудобные вещи, которые меня окружали. Помню эти серые улицы, мрачные предметы, неработающие пылесосы, тяжёлые утюги. Уже тогда я занимался разработкой разных странных предметов... Я закончил две художественные школы, и у меня не было даже мысли искать какую-то другую профессию. Я просто шёл в дизайн с рождения. Так получилось. Наверное, просто повезло».

Начиная с 2000-х Кибардина увлекала тема часов. Настенные часы Black & White он создал в 2009 году для голландской компании Nextime — одного из крупнейших производителей настенных часов в мире.

Black & White — это только цифры, без корпуса, только нужное, только точное время. Каждая фигурка имеет автономное питание и независимое управление, ее можно закрепить на любой поверхности автономно. Датчик освещенности переводит часы в инвертированный режим: в темное время суток цифры белые, а в дневное – черные.

Концепт был запущен в производство. Сейчас это уже массовый продукт, который выпускается сотнями тысяч экземпляров.

В 2011 году работа стала победителем международной дизайнерской премии Design and Design International Awards, Франция. В этом же году вышла версия White & White.

Кроме этого, Вадим активно занимался созданием электронных наручных часов и пытался их продвигать и производить собственными силами. «И это то дело, которое меня на сегодняшний день увлекает больше, чем всё остальное», — говорил он.




Наручные часы Just watch

Не только часы, но и мебель захватила Вадима Кибардина.

«Я всегда делал мебель, — делится дизайнер. — Началось всё еще в Омске. Мебельная фабрика «Мишлинг» заказала несколько предметов, потом были проекты для частных интерьеров, мягкая игровая зона для кафе «Баскин Роббинс». Сегодня мне трудно будет посчитать, сколько разных объектов я разработал за эти годы, думаю больше сотни. Среди моих клиентов немало корпораций с громкими именами. Мебель для меня больше, чем предмет интерьера, это часть культурного наследия, эволюционный срез. Возможность высказаться и быть услышанным».

Обладателем международной премии 2011 года стал стул «Ангел» (Angel Chair). Он как будто пытается помочь вам отрастить крылья. Он изготавливается на заказ, имеет металлический каркас, кожаную обивку и съемные пластиковые крылья, которые можно мыть.

А ещё Вадим создаёт очень интересную и необычную мебель из картона, которую выставляет в знаменитых галереях по всему миру. На все произведения Вадима уже ушло около тонны картона и бумаги. Коллекция мебели из бумаги — одна из самых заметных в творчестве дизайнера и постоянно пополняется.

Низкое кресло Black Paper 37 было спроектировано в 2011 году. Оно изготовлено из 37 слоев бумаги и 20 деталей гофрокартона. Функциональная поверхность формируется путем наложения слоев.

«Мебель из картона я делаю больше 10 лет, — говорит Вадим. — Картон остается от моих собственных товаров, бумагу я покупаю у немецкого производителя. Сейчас использую всю бумажную упаковку, которая заходит в дом. Работать с бумагой я начал еще в академии. Любой дизайнер подтвердит, что макетирование и бумажная пластика — неотъемлемая часть образования промышленного и продакт-дизайнера. Я превращаю бумагу в надёжные и артистичные решения, а обычную упаковку — в уникальную мебель».


Коллекция бумажной мебели Вадима Кибардина

Black Mirror ©Vadim Kibardin

Его мебель из картона стоит несколько тысяч долларов. Но в цену заложена не стоимость материала, а ручной процесс изготовления, который «становится одним из основных трендов нашего времени и может быть понят как сохранение навыков, принадлежащих нашему общему прошлому, источающих чувство преемственности».

«Мы стремимся к вещам с чувством человеческого прикосновения. Любовь и энергия, которые идут на их создание, являются частью того, что мы покупаем.

Современный минимализм — это свобода от атрибутов потребительской культуры. Это инструмент, позволяющий избавиться от избытков в жизни и сосредоточиться на том, что важно, повысить смысл того, что мы решили сохранить. Переход от массового к персонализированному с обязательным учетом экологических проблем. Краски и холст стоят не дорого, а картины от великих мастеров бесценны. Значит люди покупают не изделия из красок и холста, а произведения искусства, что-то, что имеет ценность в гуманитарном и историческом смысле. Ну и инвестиции в искусство никто не отменяет», — высказывает Вадим своё мнение в вопросе ценности изделий.

Отвечая в 2020 году на вопрос журналиста о потраченном времени на изготовление стула, Кибардин говорит: «Приведу несколько фактов, а выводы вы можете сделать сами. 5110 часов ручного труда ушло на производство моделей. Все они уникальны, так как изготовлены руками, без помощи машин и механизмов. Всего изготовлено 15 моделей. Каждая выпускается ограниченной серией или изготовлена в единственном экземпляре. Ещё 18 моделей в производстве, а 12 в стадии эскизов. Я потратил на это 900 килограммов переработанного картона — это 17 сохраненных деревьев».

В коллекции много разных моделей. Дизайн и комфорт каждого объекта зависит от назначения, но все предметы функциональные, на них можно сидеть, что я и делаю каждый день на протяжении десяти лет. Прочные, удобные, персональные, но всё-таки это арт-объекты, предметы силы. Нужно знать, что сейчас мебель не просто занимает место в доме, но также оказывает сильное влияние на психику людей, использующих ее.

Эту мебель покупают коллекционеры и музеи. Одно из кресел вошло в собрание Третьяковской галереи в разделе современного дизайна. Есть предметы в коллекциях Lidewij Edelkoort, Design Museum Holon, Piet Hein Eek Gallery, Moscow Design Museum.

Экспозиция Todd Merrill Studio, Design Miami 2022. Black Paper Character #1, Paper Chair №5 Black Dolly XXL, Paper Chair №5 Black Dolly, Paper Chair №13 Black Gravity, Paper Chair №6 Black Forest.ом, 2017

«Бумагу в качестве основного материала для производства моей коллекции мебели я выбрал не случайно, — объясняет Вадим. — Бумага и картон являются уникальным и неисчерпаемым сырьем для производства любых предметов. Они не требуют специальной техники для обработки, особенных условий, помещений, электроэнергии — и при этом дают безграничный спектр возможностей. Бумага может быть гибкой и мягкой, оставаясь надежной основой для «несущих конструкций». Вековые традиции бумажного производства и опыт ремесленников в моем проекте встречаются с современными технологиями и материалами склейки и последующей обработки. Сегодня бумага может снова стать распространенным и привлекательным материалом для решения любых эстетических задач в предметном дизайне, со сценарием долгой и счастливой жизни.

Вся основа мебели изготовлена из отслужившей и «списанной» картонной упаковки, жизнь которой коротка и скучна. Возрождаясь в виде бумажной мебели, она обретает новый смысл и наполняется содержанием. Штучные кресла и стулья уже больше чем просто мебель. Скорее, они становятся любимыми персонажами — живут, общаются с владельцами, становятся «взрослее» и обретают очертания того дома, где они находятся».

Вадим работает со всеми материалами, фактурами и цветами. Но всё-таки к бумаге у него особое отношение: «Просто, если взял бумагу и черный цвет, хочется раскрыть потенциал полностью, как в моей коллекции черной бумажной мебели. Я согласен с Малевичем относительно черноты квадрата, только его путь уводил от формы и цвета к их отсутствию, а я, напротив, двигаюсь от отсутствия к их появлению. Сущность предмета, исполнение и метод, всё является частью концепции. Не отнять и не прибавить. Материалы, как и технология, — это инструмент для достижения цели. Если есть содержание, то появляется единственно верный способ визуализировать его и поделиться со зрителем. С бумагой и картоном я работаю более 30 лет, это самый доступный материал в любой ситуации. Эскизирование и макетирование — основа поискового процесса, об этом известно каждому дизайнеру или архитектору. Но в моем случае этот «второсортный» материал становится ценным сам по себе. Я ставлю его в один ряд с традиционными, которым «доверяют». В период пандемии особенно остро встал вопрос с утилизацией упаковочного материала, почтовых картонных коробок и т. п. Это подстегнуло интерес к моим исследованиям. Мои новые предметы продолжают рассказывать истории — сейчас это нарратив про бумагу как аллегорию хрупкой скоротечной жизни человека. Я заканчиваю два крупных предмета, но в промежутках начал делать коллекционные стулья в масштабе 1:6, точные копии кресла «Долли», только из разных материалов. В основном это бумага, но будут интересные исключения. Каждая миниатюра — уникальное коллекционное произведение с встроенным NFC-чипом, который можно прочитать с помощью смартфона. Он переадресует нас к отсканированной 3D-копии этого предмета, которая является частью продаваемого лота. Иными словами, вы получаете реальный экспонат и его виртуальную копию, которую можете поставить в виртуальный дом в метавселенной. И конечно, это неповторимый во всех смыслах арт-обьект с цифровым трекингом и гарантией авторства».

Angel Chair

Вадим Кибардин также отмечает, что если более 30 лет назад мало кто задумывался о том, насколько вредна будет та или иная технология изготовления материалов и их последующего использования, то «сегодня мы видим — если компания или дизайнер не учитывает этот фактор при производстве изделия или материалов для него, то процесс становится не передовым и влечет за собой отставание от тех, кто этому уделяет внимание». Он считает, что «актуальный тренд на экологичность — это не дань моде, ведь человечество неизбежно задумывается о том, какое количество отходов оно производит».

«Как следствие, всё «оживающее» будет стремиться к натуральным материалам, экологически чистым технологиям с обязательным сценарием переработки или очевидным методом превращения в новый продукт: нас ждет ревитализация. Крафтовые и ремесленные методы производства гармонично соединяются с машинными и цифровыми. Содержание предмета и его сущностные характеристики сейчас гораздо важнее его эстетических, визуальных свойств. Главным в жизни становится время, комфорт, качество взаимоотношений и независимость», — считает Вадим.

В своих работах он часто обращается и к алюминию: «Этот металл можно встретить во многих предметах, в том числе в невидимых глазу деталях, например, в комплектующих для электронных устройств. Современные технологии позволяют получить широкий спектр покрытия металла — это надежные, стойкие и эстетически привлекательные покрытия. Алюминий незаменим, и в ближайшее время интерес к нему будет расти, поскольку появляются новые технологические решения, активно осваивается космос, где наблюдается увеличение объемов инвестиций и заинтересованных компаний. Я уже не говорю об архитектуре, урбанистике и других сферах, где алюминий может найти самое широкое применение».



Коллекция бумажной мебели Вадима Кибардина

Безусловно, функциональные возможности материала приходится учитывать при разработке дизайна и стремиться соединить два начала — творческое и производственное. Вадим считает необходимым конструктивное взаимодействие в этом вопросе: «Проблема, когда два разных мира не могут найти общий язык, существует и актуальна не только для России. Необходимо искать точки сближения — например, производственные компании могут более подробно изучить, как работает дизайнер, чтобы предлагать свои услуги, а дизайнеру следует внедриться в производство и понять, какие имеются технологии для реализации своих идей. Нередко со стороны производственников вносятся поправки в представление дизайнеров о внешнем виде или функционировании будущего изделия. Важно оценить, насколько можно уступить производству без потери сути и предназначения предмета.

С другой стороны, в случае заинтересованности со стороны производства, оно будет предлагать не только то, что выгодно с точки зрения технологических процессов, но и учитывать пожелания дизайнера. Необходимо переходить от взаимных претензий к проработке алгоритмов, которые позволят пошагово прийти к выполнению задачи, которую поставил дизайнер».

Большое место в его творчестве занимает упаковка. «Чтобы товар продать, — считает Вадим, — нужно его хорошо упаковать. Я рассматриваю этот вопрос с двух точек зрения: упаковка как самодостаточный товар – и упаковка как то, что способствует продаже того, что внутри. Два подхода к дизайну упаковки, две абсолютно разные ситуации.


LED фонарь

Например, один из популярных продуктов студии KibardinDesign — картонные часы Clock Box. Человек, приобретая такие часы, получает в руки картонную коробку, в которой лежит механизм со стрелками. Упаковка является одновременно и корпусом часов. В коробке есть просечки, которые помогают быстро собрать устройство. Мы не можем назвать эту картонную коробку только упаковкой или только корпусом. Это и то, и другое одновременно. Это пример, как упаковка может работать в качестве основной дизайн-идеи для конечного изделия.

Но если речь идет о товарах от разных производителей, но с аналогичными потребительскими характеристиками, только упаковка может помочь привлечь внимание покупателя. Обычно такие товары выставляются на одной полке, и, конечно, должны быть упакованы индивидуальным, уникальным образом. Дизайнеру следует подумать, как их выделить, — в этом случае нужна «продающая» упаковка.

«Мы работаем с упаковкой очень аккуратно. Сейчас у нас выходит абсолютно новый продукт, по сложности на уровень выше, чем все мои предыдущие товары. Это большие настенные электронные часы, они выпускаются большим тиражом. Сам товар современный, свежий, функциональный, основанный на высоких технологиях (используются LED-технологии и другая электроника), но в упаковке мы пошли по пути упрощения на фоне сложного предмета.

Это простая, но емкая и информативная коробка, со схематичным изображением товара, четким описанием того, как им пользоваться. Минималистская, аккуратная, недорогая. Нет необходимости открывать ее, чтобы понять, как устроен предмет, который лежит внутри. Эту идеологию мы будем тиражировать и на будущие продукты», — рассказывал в 2012 году одному из изданий Вадим Кибардин.

«Мы не работаем как компании, которые каждую неделю выпускают новый конкурентоспособный продукт, – например, мобильные телефоны, — добавил он. — Их уже так много, что при выборе люди оценивают упаковку или дизайн изделия. У нас ситуация другая: товары выпускаются не так часто, они, скорее, персонального назначения и «дизайнерского» свойства. Наши серийные изделия люди ждут, штучные – исполняются на заказ. Я могу вообще не упаковывать товар, мои вещи знают заранее и готовы приобрести и так.

Упаковка в моем случае является завершающей аккуратной точкой. Если человек читал о наших продуктах, встречался с ними на выставках, видел в интерьерах, трогал руками и представляет их работу, если он проецирует их на свою ментальность, свой мир и интерьер – тогда он ждет только этот продукт. Если при этом мы упаковываем его качественно – очень аккуратно, деликатно, не тратя деньги покупателя – мы просто завершаем образ».


Коллекция бумажной мебели Вадима Кибардина на выставке в галерее «Палисандр», Москва

Один из популярных продуктов студии KIBARDINDESIGN — картонные часы Clock Box

Семья для него имеет очень важное значение и также вносит свой неоценимый вклад в дело KibardinDesign: «Супруга — мой друг, критик, компаньон-финансовый директор и любимый человек. Мы познакомились в Омске, вот уже более 20 лет вместе. Её мнение о моих идеях и проектах, концептах, дизайне имеет значение. Не решающее, но если я к кому-то прислушиваюсь, то только к ней. Сыновья пока растут, учатся. Однозначно всегда на моей стороне. Им нравится всё, что я делаю. Мебель особенно».

О работах, которые созданы, он отзывается так: «Те вещи, что сейчас производятся и продаются, я придумал три-четыре года назад. И я был другим в тот момент, и по-другому смотрел на мир. Всё меняется, мы растём, а вещи за нами остаются, как следы. Те работы мною любимы, но я не могу их назвать самыми интересными, потому что в это время я делаю новые, и они мне кажутся наиболее интересными, актуальными, отражающими меня».


По материалам интернет