Редакция:
г. Новосибирск

Томас Физант: Мебель легко сменить, пространство – нет

Американский дизайнер интерьеров Томас Физант (Thomas Pheasant) за более чем 30-летнюю карьеру реализовал множество проектов в США, Европе, Азии. Его стиль отождествляют с современной элегантностью, а каждую работу можно считать отличным примером американской классики класса люкс. В интерьерах, разработанных нашим героем, переплетаются теплота, роскошь и благородство. Кроме интерьеров Физант пишет книги про дизайн и проектирует мебель, которую воспринимает как возможность оставить след в мире дизайна.

Томас Физант родился в 1954 году в Вашингтоне в семье, которая не имела никакого отношения к дизайну. Свою необычную и звучную фамилию, которая с английского переводится как «фазан», он унаследовал от своих предков — английских егерей. Первый «профессиональный опыт» Томас получил в 9 лет. Он решил изменить интерьер своей комнаты и начал с текстиля. Взяв надоевшее золотистое покрывало, мальчик отправил его в стиральную машинку, добавив туда черного красителя. Как результат — испорченный барабан стиральной машины. Но на этом Томас не остановился: он покрасил одну из стен комнаты в черный, подвесил вдоль нее блокноты на медных проволоках и избавил старинный комод от деревянных ножек. На такие преобразования мальчика вдохновили черно-белые фильмы Фреда Астера, где герои решают кардинально изменить свою комнату. Мама Томаса отнеслась к выходке сына с пониманием и старалась поддержать его увлечение.

В этом же возрасте он попал на экскурсию в Национальную галерею в Вашингтоне, где его впечатлила ротонда. В одном из интервью дизайнер вспомнил, что в этом помещении с умиротворяющей атмосферой он был бы не против пожить. Тогда он понял, какое значение имеет красивый интерьер и архитектура. С тех пор его главная страсть и дело всей его жизни были определены.

Томас поступил в Университет Мэриленда на архитектурный факультет. На втором курсе один из профессоров отметил, что студент в своих проектах детально прорабатывает не только экстерьер, но и внутреннее пространство. Преподаватель посоветовал Физанту сосредоточиться на дизайне. Он предложил расширить его курс с помощью изучения дополнительных предметов по программе дизайна интерьеров. Томас выбрал направления по дизайну мебели и истории художественного оформления. По ходу обучения и практики юноша осознал, что декораторское и дизайнерское поприще ему ближе, чем архитектура. Однако основы науки зодчих ему очень пригодились. Он и сейчас активно использует их в своей работе.

Столик Arcade Table из коллекции Томаса Физанта для Baker. Дизайн основания из дерева напоминает классические аркады римских амфитеатров.
Проектируя табуреты Thassos и стол Pedestal, дизайнер взял за основу элементы архитектуры античных древнегреческих храмов.

«В класс по дизайну я пошел через силу. Но мне так понравилось, что я уже не мог себе представить другой жизни и карьеры», — отметил он в интервью Admagazine.

Он известен как мастер палитры нейтральных оттенков. Он уважает классические принципы дизайна, но активно адаптирует их к современному миру. Его дизайн — это взвешенное и гармоничное сочетание прошлого и настоящего.

Первой работой американца в сфере дизайна была должность кладовщика в текстильном шоу-руме. Вскоре в этот салон пришел дизайнер, который искал помощника. Нанимателю Виктору Шаргаю приглянулись идеи молодого дизайнера, и Томас получил новую должность в Нью-Йорке. В качестве ассистента дизайнера он проработал четыре года, за которые многому научился и получил большой опыт ведения переговоров с клиентами, хотя в его обязанности все также входило складывать ткани и сортировать лоскутки.

Свой первый проект Физант провалил, после чего его уволили: «Бизнес-сторона дизайна иногда важнее, чем творчество. Я на первом же самостоятельном проекте прокололся: столкнулся с непривычной формой контракта, растерялся и не договорился с заказчиком». Он понял, что дизайн — это не только вдохновение, но и бизнес, включающий бухгалтерию, выполнение обязательств, переговоры с заказчиками.


Наконец, Томас решился осуществить несколько собственных проектов. Несмотря на молодость, жесткую конкуренцию и недостаток опыта, Томас имел успех у клиентов. Это вдохновило его на открытие своей дизайн-студии, которая заработала в 1980-м году, когда дизайнеру исполнилось 24. В 1980 году он основал бюро Thomas Pheasant, которое сегодня занимается интерьерами и проектировкой мебели.

Декоратор почитает классицизм и находит вдохновение в эпохе ар-деко:

«Да, я классицист. Меня вдохновляют греко–римское искусство и неоклассическая архитектура, а ещё французский дизайн середины XX века, Древний Египет, Восток... Но я не историк, копирование мне не интересно. Сейчас я работаю над книгой, в которой собраны интерьеры, созданные мной в разное время. О названии я стал задумываться ещё десять лет назад. Первое, что пришло в голову, — «Современный классицизм». Оказалось, с таким названием в год выходит десяток интерьерных книг! Тогда я спросил у своих клиентов, какими они видят мои работы. Большинство из них описали мои интерьеры одинаковыми словами: «простота», «равновесие», «безмятежная ясность». А это и есть суть классического искусства».

Томас Физант говорит о стиле античная классика как о своем любимом: «Моя любовь к классической архитектуре безгранична — она распространяется как на мебельные коллекции, где всегда угадываются параллели с вдохновляющими меня историческими примерами, так и на интерьеры. Пожалуй, наибольшее влияние на формирование моего эстетического вкуса оказали Древняя Греция и Рим. Я регулярно обращаюсь к этому наследию. Мои работы красноречивее расскажут за меня.

Основания журнальных столиков напоминают аркады римских амфитеатров. В ножках кресел я стремился повторить изгиб древнегреческого стула «клисмоса». Панели на стенах в одном из моих проектов имитируют фасады античных греческих храмов, сложенных из тяжелых каменных плит». Проектируя табуреты Thassos и стол Pedestal, дизайнер взял за основу элементы архитектуры античных древнегреческих храмов.

Столик Arcade Table из коллекции Томаса Физанта для Baker. Дизайн основания из дерева напоминает классические аркады римских амфитеатров.
Проектируя табуреты Thassos и стол Pedestal, дизайнер взял за основу элементы архитектуры античных древнегреческих храмов.





Он ценит пропорции и сдержанность: «Когда я путешествую, я всегда фотографирую архитектурные детали — будь то фрагменты фасадов, декор зданий, колонны. От моего взгляда не ускользает ни малейшая деталь. Кроме того, я постоянно изучаю архивы. Масштаб, симметрия, пропорции — вот ключевые понятия, которыми следует оперировать, обращаясь к наследию прошлого. Я всегда стремился найти эффективный метод транслировать традиции античности в современном интерьере».

Создавая коллекцию сантехники для марки Waterworks, дизайнер взял за основу каменные чаши римских ванн. Современное звучание классическому силуэту придает полированный никель в отделке.

«Не нужно воссоздавать в современном доме римские термы с фресками и мозаиками, — добавляет он. — Зато ничто не мешает вам установить ванну классической формы. Отделка может быть современной, но палитра должна быть строгой.

Сложенные из каменных блоков стены древнегреческих храмов можно сымитировать в гостиной при помощи современных настенных покрытий. Подойдут лакированные или замшевые панели оттенка известняка.

Греческий меандр на текстиле в обивке мебели — тонкий намек на античность. Для мебели с ярко выраженным классическим силуэтом подойдут однотонные ткани. Я использую текстиль Romo, Donghia, Rubelli, Manuel Canovas.

Комбинируйте простое и сложное. Антикварные кресла обтяните лаконичной однотонной тканью, на пол бросьте ковер из грубой сизали. Шторам из современных тканей подойдут классические тяжелые подхваты. Все-таки у вас современная квартира, а не музей. Классическая тема должна проходить тонкой нитью, а не доминировать».

По его словам, нейтральные оттенки позволяют вписать в помещение практически любые предметы и «подружить» их между собой.

«Ткани в моих интерьерах по большей части однотонные, акцент — на фактуре материала. Рисуя эскизы мебели, я всегда отбрасываю все лишнее, отказываюсь от декоративных деталей. Этот подход помогает гармонично вписать предмет «из прошлого» в современный контекст. Ведь цитировать дословно — значит создавать историческую стилизацию. У меня другая задача — отдать должное любимому историческому периоду», — говорит мастер.


К каждому проекту Физант подходит основательно и контролирует его лично. Его работа — не из дешевых, но это не значит, что он не берет проекты с ограниченным бюджетом. Единственное условие: заказ должен быть интересным декоратору. Он уделяет внимание, в первую очередь, пространству.

«Когда ко мне приходят симпатичные заказчики с ограниченными средствами, я им делаю хорошие пространства. Пропорциональные, выверенные по цвету и свету. И говорю: «Мебель купите, какую хотите, пусть дешевую, главное — удобную. Мебель легко сменить, пространство — нет», – считает Физант.

По мнению дизайнера, сегодня оформление пространств — не самая простая сфера. Заказчики хотят уникальный интерьер, но не готовы ждать. Им проще купить универсальные решения, чем заморачиваться с поиском уникальных предметов.

«Вот и возникают во множестве интерьеры, в которых стоит «классика дизайна ХХ века», — одинаковые, как близнецы. Архитектурный фаст-фуд», — подчеркивает дизайнер.

Томас Физант оформляет дома и квартиры по всему миру. Почерк дизайнера легко узнать с первого взгляда: лаконичная современная классика с яркими акцентами. За этим к нему и приходят клиенты. За этим пришла и супружеская пара, которая только что построила себе дом в Вашингтоне. Заказчики были давними поклонниками дизайнера и обратились к нему с просьбой сделать интерьер только что купленного дома в штате Нью-Йорк, отражающий их любовь к современной классике.

«Создать красивые пространства легко. Создание личных интерьеров — это совсем другое дело», — замечает дизайнер.

У заказчиков трое детей, но собственным жильем семейство обзавелось только что. То есть никакого багажа в виде мебели или аксессуаров не существовало, а значит, можно было придумывать интерьер с чистого листа.


После нескольких встреч дизайнер предложил отталкиваться от имеющейся планировки и пригласил заказчиков съездить вместе в Париж за вдохновением. Сразу надо оговориться, что поездка не затевалась как шопинг-тур: цели преследовались исключительно образовательного характера. Эта парижская неделя должна была в сжатые сроки сформировать ту «насмотренность», на которую обычно тратится гораздо больше времени.

Конечно же, Томас Физант выступил их личным гидом и провел по своим любимым галереям. Хотя без покупок все-таки не обошлось: домой семья возвращалась отягощенная искусством — три огромные картины в итоге стали отправной точкой для создания интерьера и его цветовой палитры.

«Самое главное — приобретать только те вещи, которые вы действительно любите. Иногда вопрос в цене, но много раз люди покупают то, что им не нравится. Стоит уделить время тому, чтобы найти вещи, которые действительно будут вам по душе», — считает дизайнер.

В качестве основных были выбраны оттенки белого и серого. В принципе хозяйка не возражала против ярких красок, но в умеренном количестве. Выбор цветовых акцентов она доверила дизайнеру. Томас Физант ухватился за возможность поэкспериментировать и предложил выкрасить столовую в канареечно-желтый цвет. Такой поворот сперва шокировал сдержанных заказчиков, но они собрались с духом, вспомнили, почему из всех возможных кандидатов выбрали именно Физанта, и одобрительно кивнули, доверившись инстинктам профессионала.

Американский дизайнер известен тем, что не только оформляет интерьеры, но и придумывает мебель. Часть предметов идет в серийное производство, например под маркой Baker или под собственным брендом дизайнера — Thomas Pheasant Studio. Но для многих своих проектов Физант придумывает штучные вещи. Вот и здесь он поступил так же. Причем, в этом интерьере предметы, созданные по эскизам дизайнера, составили большую часть обстановки. Так, например, в холле появился графичный темный стол, а в столовой — парные буфеты.




Особо стоит отметить оформление хозяйской спальни. Просторная комната задумывалась как некий оазис тишины и спокойствия в доме, где часто бывает шумно и суетно (все-таки трое детей). Ковровое покрытие на полу и обтянутая текстилем стена за изголовьем кровати хорошо поглощают звуки. А овальное панно на потолке — настоящее произведение искусства. Изначально Томас хотел сделать на этом месте классический гипсовый барельеф. А потом увидел в Национальной галерее искусств работу современного британского скульптора Ричарда Лонга. Вдохновившись ею, дизайнер отошел от образа, засевшего у него в голове, и придумал необычное панно, украсившее потолок.

«Работать над этим проектом было самым настоящим удовольствием, — рассказывает Томас Физант. — Создавать первый серьезный дом для молодой семьи — это всегда большая ответственность. Вдвойне чудесно, что нам удалось провести время в Париже: неделя прогулок помогла и мне, и заказчикам понять направление, в котором надо двигаться, чтобы получился дом их мечты».

Физант с удовольствием делится своими находками, нюансами, отдельными секретами в оформлении пространства:

«Пространство — роскошь наших дней. Реальность такова, что современная столовая часто совмещена с гостиной. В подобной многофункциональной комнате я стараюсь создать побольше мест, куда можно быстро спрятать вещи и навести порядок, например встроенные шкафы с подъемными дверцами. Ненужное исчезает — и остается чистая среда для удовольствия и отдыха.

Если хочется для стен темный глубокий цвет, то столовая — самая подходящая для этого комната. Взгляды сидящих устремлены на стол, а стены за их спинами словно исчезают. Это создает особую интимную обстановку. Мне нравятся сложные переменчивые цвета, которые выглядят по-разному днем и вечером. Например, «баклажан»: он то фиолетовый, то красный, то черный.


В декоре люблю шерстяные ткани, скульптурные обивки из шелкового бархата, ковры с бамбуковым волокном, потертую бронзу, платину. Стараюсь достичь громкого звучания минимальными средствами. Это сложно — гораздо легче остановить взгляд богатым декором. Но искусство дизайна в том и состоит, чтобы, упрощая, удерживать внимание и интеллект зрителя. В своих предметных работах я стремлюсь к простоте».

Физант-мебельщик – противоположность Физанту-декоратору. Работу в сфере проектирования мебели он рассматривает как возможность вписать свое имя в историю дизайна: «Дизайн мебели — способ прославиться на века. Я не смеюсь. Интерьеры меняются — хозяева переезжают. Но ценную мебель берут с собой. Так что мебель оказывается вневременным продуктом творчества, именно она остается, когда всё остальное уже изменилось. Лет через двести в каком-то интерьере — бог знает, каким он будет — люди увидят мой стул и скажут: «Это работа Томаса Физанта!».

Американец сотрудничает с фабриками Baker и McGuire. Он не изменяет своему стилю, элегантному и продуманному.

«Работая над первой коллекцией для BAKER, я чувствовал себя как студент на экзамене. Мне вручили список предметов, которые я должен был спроектировать согласно заданным стандартам. Лимитированным было даже количество ящиков у комодов! В этот раз всё по-другому. Мне предоставили творческую свободу, не ограниченную никакими рамками.

Всего в коллекции 75 предметов. Самой сложной с инженерной точки зрения оказалась работа над двумя из них. Это кресло Athens, вариация на тему античного стула «клисмос» с изогнутыми ножками, и стол Arcade с основанием в виде круговой аркады. Мне очень хотелось обыграть мотив арки и создать такую опору, которая смотрелась бы в интерьере как скульптура.

Работая над каталогом коллекции, я рисовал в воображении разные образы: молодая, слегка консервативная пара с Пятой авеню или молодой человек, поселившийся в лофте в районе Сохо. Специфика работы над мебелью как раз заключается в том, что приходится создавать вещи для абсолютно незнакомых людей. И эти вещи должны стать для них любимыми», — делится Физант.


Дизайнер работает с твердыми породами красного дерева. Такая древесина за счет фактуры сама по себе — украшение. Он основывается на стиле французских мебельщиков ХVIII века и итальянских промышленных дизайнеров середины ХХ века. По признаниям Томаса, он предпочитает смешивать лучшие дизайнерские моменты из прошлого с несколькими современными элементами своего собственного видения. Любимые материалы Физанта для производства мебели – литая бронза, стекло и натуральная кожа.

Томас Физант разрабатывает светильники из муранского стекла, хрусталя, фарфора, а также зеркала, ковры, декоративню посуду и другие аксессуары для дома.

Он получил международное признание за свои 30 лет создания интерьеров и мебели. Находясь в Вашингтоне, округ Колумбия, Томас фокусирует свое творчество на жилых и коммерческих проектах в Соединенных Штатах, Европе и Азии. Физант известен своим роскошным сдержанным видом, с интерьерами, которые одновременно современны и традиционны. Томас Физант открыл свою фирму в 24 года и не оглядывался назад. В список его клиентов входят некоторые из самых влиятельных людей Америки. Текущие проекты включают Blair House — гостевой дом президента на Пенсильвания-авеню напротив Белого дома, роскошный отель в Сингапуре, редизайн бутик-отеля Rosewood в Далласе, творческое направление спа-курорта в Миддлбурге, штат Вирджиния, а также частные резиденции в Нью-Йорке, Париже, Москве и Лос-Анджелесе.

Среди его коллекций дизайна мебели — Thomas Pheasant Collection для Baker, Thomas Pheasant Collection для McGuire, а недавно он выпустил собственную коллекцию ограниченного выпуска и уникальных предметов Thomas Pheasant STUDIO.


Гостиная. Диван Diamond по дизайну Томаса Физанта для Baker. Кресла, приставные столики и зеркало над камином, Thomas Pheasant Studio. Настольные лампы Azurite по дизайну Жана-Луи Денио для Baker.

Фрагмент гостиной. Комод La Cage, кресло Slipper и столик, все Thomas Pheasant Studio. На стене арт-объект работы художника Джеймса Остина Мюррея.

Имея личные резиденции в Вашингтоне, округ Колумбия, и Париже, его разнообразные достижения широко публиковались в самых престижных журналах по архитектуре и дизайну интерьеров по всему миру. В 2005 году журнал Architectural Digest US наградил его званием «Декан американского дизайна». Дополнительные награды включают премию Эндрю Мартина «Международный дизайнер года», и он был первым американским дизайнером, приглашенным выставить свою мебель на заказ в Павильоне антикваров и изящных искусств в Париже. А в 2013-м году он опубликовал книгу о своем творчестве «Simply Serene». В 2015 году получил премию Джона Рассела Поупа от Института классической архитектуры, а также получил награду Design Icon (Икона дизайна) 2016 года за вклад в индустрию дизайна.

В будущем Физант мечтает открыть собственную галерею, чтобы представлять там не только свои творения, но и работы других творческих людей, которыми он восхищается. Еще он планирует создать обучающий курс под названием «Искусство дизайнерского дела» и прочесть его для студентов, желающих серьезно заняться карьерой дизайнера.

«Решительный, сентиментальный, наблюдательный», — так в трех словах описывает себя один из самых востребованных декораторов современности Томас Физант.


По материалам интернет