Редакция:
г. Новосибирск

Скромное обаяние таланта Родольфо Дордони

Дата публикации: 29.08.2023 Количество просмотров: 225

1 августа 2023 года стало известно о смерти Родольфо Дордони. Многостаночник индустрии умел проектировать так, чтобы предмет был современным, итальянским и дорогим. Его стиль — роскошная простота — востребован и принят топовыми брендами с международным охватом. Не каждый дизайнер умеет создавать вневременной предмет, когда год издания продукта нисколько не влияет на его актуальность.

Успешный арт-директор Cappellini, Artemide, FontanaArte, он остается бессменным архитектором имиджа Minotti и Roda. Бюро Dordoni занято не только заказами для мебельных и световых итальянских фабрик, но и сценографией, интерьерным дизайном, архитектурой общественных пространств. Архитектору Дордони удается проектировать много, разнообразно и исключительно в премиум-сегменте. На Миланском мебельном салоне традиционно ведущие флагманы итальянской индустрии люкса демонстрируют его новые предметы.

Однако его дар не истощается в коммерческой суете, а его коллекции спустя годы не выглядят вчерашним днем. Сам Дордони говорит: «Мне важно быть современным и сохранять идентичность. Главное, следовать себе, как камертон, держать свои убеждения, индивидуальный вкус. На нас движется невероятный информационный вал, люди пытаются реагировать на перемены. Необходимо различать, на какие вызовы реагировать, а какие стоит пропустить мимо».


Архитектор и дизайнер Родольфо Дордони (1954—2023) родился в Милане. Этот город повлиял на художественный почерк и образ мыслей Дордони. В одном из интервью он сказал: «Что я люблю и всегда любил говорить о Милане, так это то, что он кажется сухим, почти ледяным городом, без легкомыслия. Строгий город. За фасадами скрываются чудесные дворы и живописные сады…. Именно строгая осмотрительность всегда характеризовала миланский интеллект, и, на мой взгляд, это то, что больше всего повлияло на миланцев, дизайнеров и не только…».

Еще студентом Миланского политеха Дордони познакомился с Джулио Каппеллини. Дордони стал арт-директором его компании Mondo (1987). Это был отличный опыт, ведь, кроме Джулио и Родольфо, у молодой фирмы не было никого. Им приходилось делать все, даже упаковывать продукцию и принимать телефонные звонки. «Я изучал архитектуру в университете, где познакомился с Джулио Каппеллини. Окончив вуз, мы решили работать над новой концепцией для его семейной фабрики, которая выпускала самую обычную мебель. И пришли к идее создания новой фабрики Cappellini. Как раз тогда я впервые обратился к теме мебели. Когда я начал работать на Cappellini, не существовало никакого художественного подхода, как вам может показаться сегодня. В то время на фабрике были только Джулио и я. Нам приходилось делать все, вплоть до упаковки товара и общения с клиентами по телефону: звенел звонок, мы поднимали трубку: “Cappellini. Чем я могу вам помочь?”. Но мы были молодыми, еще не стали матерыми профи, и идея художественного подхода к производству мебели только начинала зарождаться», — вспоминал Родольфо Дордони.

Диван Twiggy

Дордони, прежде всего, обращает внимание на пространство. Сама вещь, придуманная дизайнером, должна идеально вписываться в это пространство и воплощать идею дизайнера, быть в чём-то похожей на своего создателя. Продукты Родольфо — неотъемлемая часть пространства интерьера, они не кричат, заявляя о себе, не отличаются вычурностью форм или буйством красок.

Дордони, в отличие от многих коллег-дизайнеров, мало был озабочен имиджем. Он считал, что навыки важнее пиара: «Я вижу, чем дизайн является сейчас, и надеюсь, что дизайнеры немного умерят свои амбиции. Мы тратим слишком много ресурсов на потеху публике. Нам стоит быть проще, скромнее. Я не люблю, когда дизайнером движет не страсть, а лишь слава и известность. И мне не нравится терять время, вращаясь в богемных кругах. Лично я занимаюсь исключительно созданием новых продуктов. Дизайнеры должны думать о своей карьере, как о работе, а не как о шоу».

Миланская квартира Родольфо Дордони, 1994 год. На стене столовой — работа Альдо Мондино. Стол (дизайн Нормана Фостера), Tecno. Стулья Ant (дизайн Арне Якобсе- на, 1952), Republic of Fritz Hansen. Торшер (дизайн Родольфо Дордони), Foscarini
Миланская квартира Родольфо Дордони. В углу спальни обустроен кабинет. Письменный стол (дизайн Франко Альбини), стул (дизайн Родольфо Дордони), все — Cassina. На стене — работа Джанфранко Парди


Однако свои естественные увлечения умел правильно подать. Например, он любил готовить. «Пребывание на кухне позволяет мне поддерживать хорошее настроение и веселость. Мне нравится, когда при готовке все хорошо просматривается, как в научной лаборатории. Это удобно». Производители кухонь не только прислушиваются к его советам, но и при удобном случае напоминают о том, что Дордони — искусный кулинар.

В 1989 году он открыл студию архитектуры и индустриального дизайна Dordoni Architetti в Милане. Студия, основанная Родольфо Дордони, Лука Занибони и Алессандро Ацерби, работает в области архитектурного планирования и дизайна интерьера в жилых, коммерческих и выставочных зонах, разрабатывая проекты частных домов и вилл, промышленных и коммерческих помещений, выставочных залов, ресторанов, отелей. Кроме того, архитектор разрабатывает концепции стендов для мебельных выставок в Кельне и миланского Salone del Mobile.

Консоль Pilotis, новинка 2023

А с 1995 года он начал сотрудничество с Dolce & Gabbana, где отвечал за дизайн и стиль магазинов, выставочных залов и жилых помещений. Это сотрудничество продлилось до самой кончины мастера.

С 1998 года и на протяжении 20 лет что что мой хороший что моя пустенькая сейчас сейчасон плотно работает с Minotti. «Когда мы только познакомились с братьями Минотти, они сказали, что я должен придумать новый способ презентации мебели. Теперь каждый год мы представляем тему, объединяющую разные предметы. Первой был «Дом курильщиков сигар». Сейчас это не очень популярно, но пятнадцать лет назад курение не считалось чем-то особенно плохим. Успешной оказалась тема One World, в которую мы вкладывали двойное значение — глобальный мир и мир наших путешествий. Идея перемешать национальные вкусы в нечто новое, что понравится всем». За это время дизайнер создал свыше 300 предметов, многие из которых стали культовыми для знаменитого итальянского бренда. Именно ему удалось сделать производителя узнаваемым на мировом уровне, укрепить его стилистический язык и идентичность.

По воспоминаниям коллег, Дордони не стремился слепо следовать трендам: созданные им предметы мебели, освещения и декора не перетягивали на себя все внимание в интерьере, но гармонично дополняли повседневную жизнь.

Диван Mattia

В течение многих лет он отвечал за художественное руководство Artemide (коллекция стекла), Cappellini (с 1979 по 1989 год), FontanaArte (коллекция мебели), Foscarini (светильники), Minotti (с 1997 года по 2023) и Roda (с 2006 года). Разрабатывал дизайн интерьера, предметы мебели, интерьера, светильники для различных компаний, в том числе: Artemide, Cappellini, Cassina, Ceramica Flaminia, Ceramiche Mutina, Dada, Dornbracht, Driade, Emu, Ernestomeda, Fantini, Fiam Italia, Flos, Flou, FontanaArte, Foscarini, Jab, Kartell, Kettal, knIndustrie, MatteoGrassi, Minotti, Molteni&C, Moroso, Olivari, Pamar, Poliform, Poltrona Frau, Roda, RB Rossana, Salvatori, Sambonet, Serralunga, Tecno, The Rug Company, Venini.

Дордони признавал, что раньше было легче совмещать работу для разных брендов, потому что все они имели специализацию. Теперь все делают всё. Но, лавируя, Дордони удается сохранять индивидуальность. Таков его дар — определять лицо итальянского мебельного люкса.

Проекты Дордони отличаются трезвостью и легкостью линий, изящными и тонкими силуэтами, рациональностью и строгостью композиции, но при этом они лишены холодности. Вместо чрезмерного декора и украшений — долговечность и безвременный дизайн.

Миланская квартира Родольфо Дордони. Гостиная. Главное действующее лицо интерьера — один из «Семи мудрецов» скульптурной группы Фаусто Мелотти. Кресло Coconut (дизайн Джорджа Нельсона, 1955), Vitra. Диван, Minottti. Ваза (дизайн Этторе Соттсасса). Торшер Ray (дизайн Родольфо Дордони), Flos

В архиве бюро много частных и общественных интерьеров, гостиниц, ресторанов, торговых комплексов, среди которых, и оформление, например, торговых залов ЦУМа в Москве.

Родольфо Дордони посвятил свою основную деятельность индустриальному дизайну, не забывая при этом про отдельные элементы интерьера. Будучи архитектором по призванию, Родольфо видит пространство целостным и гармоничным, благодаря чему его предметы декора как нельзя лучше подчеркивают все особенности интерьера, привнося в него свои изюминки. «В первую очередь я думаю о материале, из которого будет сделана модель. Потом я думаю о том, кто будет этой моделью пользоваться, какие эмоции моя мебель сможет вызвать у потребителя, какие мысли навеет. И, конечно, я всегда пытаюсь понять вещь, которую делаю. Звучит странно, но я не знаю, как это сказать иначе. Я пытаюсь понять, будет ли вещь похожа на меня? Сможет ли она выразить меня?»

За свою долгую и плодотворную карьеру Родольфо Дордони создал тысячи предметов для разных брендов, разных потребностей и вкусов, каждый раз заботясь о комфорте и нуждах людей. Дордони не стало, но память о нем жива. «Мои работы – это всегда постижение самого себя, они равны мне и являются частью меня», – сказал дизайнер в одном из интервью.

Molteni&C. Тумба 5050

Для Minotti он создал модульный диван Twiggy, который отличается ритмичной квадратной строчкой и изогнутыми металлическими ножками. Безупречно стильный диван Mattia родился из переосмысления эстетики начала 70-х гг. и дизайна из архива Minotti Отличительные черты — линеарные металлические ножки, продолжающие только внешний контур предмета, глубокое сиденье и объемная спинка-ролик.

Консоль Pilotis (2023 год), благодаря скульптурности и мощи брутального дизайна, придает характер среде, в которой она находится. «Сегодня объект выходит далеко за пределы концепта коллекции, он определяет атмосферу, стиль и среду, в которой вы чувствуете себя комфортно», — говорил Родольфо Дордони.

Для Molteni&C он создал коллекцию мебели для спальни 5050, которую характеризуют строгий дизайн и выразительность используемых материалов. Глянцевые и матовые лакированные поверхности чередуются с деревянными столешницами и элементами из экокожи. Создаваемый контраст цвета, текстур и фактур подчеркивает игру объемов и пустот геометрического дизайна.

В коллекции 2023 года Родольфо Дордони представил новый элемент для гардеробной системы Beauté — интимное и элегантное пространство, предназначенное для того, чтобы скрыть самые личные вещи от посторонних глаз.


Гардеробная система Beauté

Серия Ray для Flos, включающая торшер, подвесной светильник и настольную лампу, отличается объемным цилиндрическим абажуром и строгим металлическим основанием, четыре ножки которого соединены хитроумным сплетением металлических стержней.

В обеденном столе Luxor для Fiam Italia прекрасно всё — и визуально тонкая столешница из стекла, и ножки в виде разомкнутых стеклянных цилиндров.

Однажды Изабелла Боначина, владелица компании PIERANTONIO BONACINA, сделала Родольфо Дордони предложение о сотрудничестве. Компания занимается мебелью из ротанга. «Я никогда не проектировал подобные вещи, но у фабрики такая солидная история и такая безупречная репутация, что отказаться было сложно, — вспоминал Рудольфо. — Самым главным для меня стало само знакомство с компанией. Мы должны были найти общий язык, понять друг друга. В моей первой коллекции для PIERANTONIO BONACINA я работал с материалом, который уже неоднократно использовался компанией, но постарался посмотреть на него с другой стороны, обработать по-иному, сделать что-то новое».

Flos. Серия Ray

«Нашей основной целью было показать, что сделано все вручную, создать очень домашнюю и элегантную мебель. На мой взгляд, у ратана большие возможности, это удивительно легкий и пластичный материал. Изабелла, как я заметил, вообще старается производить вещи оригинальных форм. Вот и наша коллекция получилась не прямоугольной, а округлой, романтичной. Если мы посмотрим на цвета раттана здесь, то увидим оливковый, коричневый, песочный, лиловый, рыжий. Это очень хорошие цвета для дома, они не яркие и химические, а природные, успокаивающие. Кроме того, мы ввели лакированные поверхности и стекло. Казалось бы, как сочетаются стекло и раттан? Результат вы можете оценить сами. По-моему, вышло изящно», — добавляет он.

Коллекцию назвали Rattan mon amour.

Кровать Acute для Cassina интересна своей асимметричной формой: изголовье продолжается в монолитном основании, а изножье завершается двумя небольшими ножками, визуально облегчающими предмет.Но особо глубоко понять мир дизайнера и архитектора Родольфо Дордони дает возможность его миланская квартира, которую разрабатывал и проектировал он сам, включая отдельные предметы мебели, выполненные для различных компаний. По странному стечению обстоятельств Родольфо Дордони переезжает каждые десять лет. Иногда эти перемещения принимают неожиданный оборот. Недавно дизайнер вернулся в квартиру, в которой жил в 1994 году, и сразу же взялся за обновление интерьеров.

Fiam Italia. Консоль Let Me See

Слова Родольфо подтверждают интерьеры его квартир, где диваны и кресла от Дордони стоят рядом с объектами признанных мастеров ХХ века.

«Комнаты представляли собой эклектичный микс из воспоминаний о путешествиях и темпераментного изобилия цвета. Шестнадцать лет назад я был явно несдержан и слишком снисходителен к самому себе, — признается хозяин. — Сейчас я стал более зрелым, а квартира — гораздо изысканней. Серые стены и полы в сочетании с льющимися из окон лучами миланского солнца создали атмосферу покоя и безмятежности».

В родные пенаты Родольфо вернулся не один, а с гигантской скульптурой Фаусто Мелотти. Заняв свое место в гостиной, она стала той самой отправной точкой, вокруг которой закрутился новый образ квартиры. «Что касается предметов обстановки, то в процессе ремонта я расстался с ложными друзьями и сохранил настоящих, — делится дизайнер, — иными словами, я оставил только те вещи, к которым был искренне привязан.

Cassina. Кровать Acute

Это опытные образцы моей мебели и, естественно, произведения искусства, которые я разместил по-новому».

Самым «жилым» помещением в доме была и остается кухня. Здесь все под рукой. В изготовленных на заказ стеллажах выставлена керамика ручной работы и коллекционное стекло. Стол с мраморной столешницей по совместительству используется как большая разделочная доска.И именно здесь, а не в столовой, Родольфо принимает друзей, еду для которых он готовит на старой газовой плите Gasfire, некогда принадлежавшей его маме.

После ремонта в помещении изменились отделочные материалы и цвет. На смену деревянным шкафам с глухими дверцами пришли открытые полки из нержавеющей стали и МДФ. Стол остался прежним, но вокруг него теперь стоят стулья Wire Chair (дизайн Чарльза и Рэй Имс, 1951), Vitra.

Какие-то вещи остались неизменными, как, например, цементная плитка XIX века в прихожей, другие же изменились до неузнаваемости, а некоторые просто сменили место дислокации, перебравшись из гостиной в спальню. Переоформив интерьеры таким образом, Дордони в очередной раз доказал главное дизайнерское правило: «От перемены мест слагаемых сумма меняется!»



Статья вышла в журнале «Мебельщик» № 10 за 2023 год