Редакция:
г. Новосибирск

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand)1903-1999г.

Дата публикации: 12.10.2022 Количество просмотров: 429

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) родилась в 1903 году в Париже в семье простого портного и швеи. Жажда жизни, целеустремленность и бесспорный талант помогли ей стать одним из самых влиятельных дизайнеров мебели. За свою жизнь она сотрудничала с такими мэтрами мирового дизайна как Ле Корбюзье, Фернан Леже и Жан Пруве. Жила в Индии, Бразилии, ездила несколько раз в СССР, шесть лет работала в Японии по приглашению Токийского Института Промышленного Искусства. Созданные этой женщиной вещи вошли еще при ее жизни во все энциклопедии по дизайну. В наше же время они успешно выставляются в арт-галереях и переиздаются известными мебельными брендами.

В 1920 году Шарлотта Перриан поступила в Школу декоративных искусств в Париже. Училась у Анри Рапена, знаменитого интерьерного художника ар-нуво и ар-деко. Закончила обучение в 1925 г. и в том же году дебютировала на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, выставив девять панно с изображениями муз для музыкального салона.

Шарлотта Перриан. Индокитайский стул Swivel.Шарлотта Перриан. Индокитайский стул Swivel.
Стул по дизайну Шарлотты Перриан, дерево, 1959. Marie ClérinСтул по дизайну Шарлотты Перриан, дерево, 1959. Marie Clérin

Шарлотта выставляла предметы мебели на Салоне художников-декораторов в 1926 и 1927 гг. В это время складной столик Шарлотты Перриан покупают для своей виллы в Йере виконт и виконтесса де Ноай по совету Робера Малле-Стевенса, архитектора этой виллы.

После пятилетнего изучения интерьерного дизайна Шарлотта выла замуж и обзавелась собственной мансардой на площади Сен-Сюльпис в Париже.

Одним из важных качеств, обеспечивших успех молодой выпускнице школы декоративных искусств Центрального союза, была ее несгибаемая воля и упрямство. Шарлотта Перриан всей душой принадлежала XX веку и верила, что в новом мире женщины не обязаны всю жизнь стоять у плиты, а быт людей будет усовершенствован с помощью новых материалов и фабричного производства. Первый проект Шарлотты — бар из стальных трубок и алюминия, который она соорудила в своей парижской квартире-мансарде, был по-настоящему революционным: она одной из первых объединила кухню и гостиную, дав хозяйке возможность принимать гостей и одновременно следить за готовкой. Для французов, привыкших к османовским квартирам с крохотной кухней, спрятанной у черной лестницы, это было смелым и неожиданным решением.

Познакомившись с трудами Ле Корбюзье «К архитектуре» (1923 г.) и «Градостроительство» (1925 г.) Шарлотта Перриан мечтает работать в его студии на 35 rue de Sevres в Париже. В 24 года молодая девушка совершает дерзкую попытку устроиться к Ле Корбюзье на работу в качестве дизайнера, но получает жесткий отказ. Брошенная в ее адрес фраза «Мы здесь не подушки вышиваем» сильно задела амбициозную особу и подтолкнула Перриан к участию в Парижском Осеннем салоне, где она представила работы из стекла, стали и алюминия.

Скамья “Япония” по дизайну Шарлотты Перриан, 1966. Marie Clérin

Она превращает свою квартиру в большой выставочный зал из стекла и металла, показав интерьер своей квартиры-студии на Осеннем салоне 1927 г. Нужно отметить, что к этому времени стиль «модерн» уже вовсю набирает обороты, и предметы мебели из трубчатой стали все чаще появляются на международных выставках и в модных интерьерных салонах.

На мебель Шарлотты Перриан обратил внимание Пьер Жаннере — кузен Ле Корбюзье, он и открыл глаза великому архитектору на талантливого дизайнера. В 1927 году Шарлотта с извинениями была приглашена на работу в студию.

С 1927 по 1937 год она работала в архитектурном бюро Ле Корбюзье и Пьера Жаннере. В Осеннем салоне 1928 года она участвовала как самостоятельный автор, а уже в следующем году — как член команды Ле Корбюзье. На этой выставке в экспозиции под названием «Оборудование жилого интерьера» на 100 квадратных метрах был выставлен полный набор мебели из гнутых стальных трубок, спроектированный в бюро Ле Корбюзье. Все здания, которые бюро строило в 1930-е годы, систематически оборудовались этой мебелью. Её производила французская фабрика Thonet.

Шезлонг TokyoШезлонг Tokyo был придуман Шарлоттой в 1940 году во время пребывания в Японии. С 2011-го его выпускает марка Cassina

«Металл играет ту же роль в мебели, что и бетон в архитектуре», — говорила Шарлотта Перриан. До конца 1930-х годов металл и машинная эстетика были главными фаворитами дизайнера. Ей нравилось проектировать мебель из металла, потому что, в отличие от дерева, он более надежен, меньше поддается коррозии и деформации. Используя никелированные гнутые трубки, Перриан создавала легкие и скульптурные стулья, столы и кресла, которые идеально подходили аскетичным интерьерам Ле Корбюзье.

Все, что знал ее глаз, все наблюдения над деревьями, травами, рекой, лугами, полями, все это нашло отражение в дизайне мебели, соединяясь с технологиями и концепциями модернизма.

Уже в 1928 году сотрудничество Ле Корбюзье Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан привело к рождению знаменитых B301 — стул для переговоров с подвесной спинкой, LC2 Grand Confort — квадратное кресло для отдыха и элегантного шезлонга B306, для рекламы которого Перриан позировала сама.

Шарлотта Перриан специализировалась в бюро Ле Корбюзье на оборудовании интерьера, поэтому её участие в проектировании этой мебели было, судя по всему, наибольшим. Некоторые из работ, автором которых часто называют Ле Корбюзье, она выставляла в 1927–28 гг. под своим именем.

Фотография Перриан, лежащей на знаменитом шезлонге стала настоящим символом машинного века. 1928

На выставке предметов для дома на Осеннем салоне 1929 года студией Ле Корбюзье был представлен современный интерьер квартиры типа «Люкс». Стеклянный пол подсвечивался снизу, чтобы отражаться на стеклянном потолке. Стулья были на металлических ножках с кожаной или матерчатой обивкой, стеклянный стол d’Avion был выполнен как бы в двух плоскостях, также были разработаны легкие переносные ширмы, которые выполняли двойную функцию: деления пространства и обеспечение места для хранения.

В 1929 г. был основан Союз современных художников (UAM) под председательством Робера Малле-Стевенса, объединивший всех дизайнеров-модернистов Франции. Шарлотта Перриан была одним из его учредителей.

В 1930-е годы Шарлотта Перриан продолжает разрабатывать мебель и фурнитуру для архитектурных проектов Ле Корбюзье: общежития швейцарских студентов в университетском городке, убежища Армии Спасения в Париже и квартиры самого Ле Корбюзье в верхней части здания на улице Nungesser-et-Coli.

Работая у Ле Корбюзье, она иногда выполняла и самостоятельные проекты, в частности, спроектировала часть обстановки в особняке скульпторов Мартелей в Париже (архитектор Малле-Стевенс, 1929–30 гг.).

 La Maison au Bord de l'Eau (“Дом у воды”)La Maison au Bord de l'Eau (“Дом у воды”)

В 1932 году вступила в левую Ассоциацию революционных писателей и художников (Association des Ecrivains et des Artistes Révolutionnaires).

В 1935 г. вместе с Ле Корбюзье, Пьером Жаннере, Луи Соньо и Рене Эрбстом она выставилась на Всемирной выставке в Брюсселе с инсталляцией «Дом молодого человека». Там впервые были показана её мебель не из металла, а из массива дерева — её любимого материала в следующие десятилетия. На Salon des Arts Ménagers 1936 года вместе с Андре Эрмантом, Франсисом Журденом и Андре Луи она выставила практичную, недорогую мебель для гостиной (ей принадлежали в этой экспозиции кресла и стол).

Для той же выставки она подготовила фоторепортаж La Grande misère de Paris, полностью покрывший стену длиной 16 метров. Позже в том же 1936 году она смонтировала похожую фотографическую «фреску» (на этот раз о крестьянском труде) в зале ожидания Министерства сельского хозяйства. Она также (вместе с Фернаном Леже) оформила павильон сельского хозяйства на Всемирной выставке 1937 г. Эта агитационная работа была выражением личных политических взглядов Шарлотты Перриан. Она пропагандировала политику левого Народного фронта, который был в те годы у власти во Франции.

В 1936 году Шарлотта Перриан принимает участие в Парижском Салоне бытовой техники. Каждый принимающий участие архитектор обязан организовать пространство, соответствующее средней площади комнаты в Жилище Бон Марше (бывшие «Квартиры по умеренным ценам») размером 3х4 метра. В ответ на трудную экономическую ситуацию Шарлотта Перриан в обществе других архитекторов предлагает мебель, доступную средним слоям населения, которые были особенно поражены кризисом.

Библиотека, 1959. Marie ClérinБиблиотека, 1959. Marie Clérin



Стол из одной из комнат общежития бразильских студентов в Международном студенческом городке в Париже, построенного по проекту Ле Корбюзье, 1959. Marie ClСтол из одной из комнат общежития бразильских студентов в Международном студенческом городке в Париже, построенного по проекту Ле Корбюзье, 1959. Marie Cl

В 1937 году, после десятилетней работы с Ле Корбюзье, Перриан покидает его студию, чтобы сотрудничать с художником Фернаном Леже, вместе они занимаются оформлением павильона на Международной Сельскохозяйственной Выставке 1937 года в Париже, посвященной «искусствам и методам современной жизни». В этом же году Шарлотта Перриан начинает работать над лыжным курортом в Савойе.

Перриан постоянно самосовершенствовалась и стремилась вперед. С возрастом она стала менее категоричной и начала вводить в свой дизайн элементы из дерева. «Я любила точность металла, его блеск и цвет металлической поверхности, покрытой лаком. Но мне нравилась и ласковость дерева», — говорила она. Помимо эстетической привлекательности, Перриан оценила и экономические преимущества дерева.

Вдохновленная народной мебелью, увиденной в Савойе, она начинает экспериментировать с необработанными природными материалами, такими как неотесанное дерево. После стекла и стали такой выбор материалов кажется радикальным, но Перриан была убеждена в своих взглядах и создала доступную, функциональную и привлекательную мебель массового производства для всех слоев потребителей.

Журнальный столик Rio
Журнальный столик Rio, разработанный Шарлоттой Перриан, 1962

Важный этап ее карьеры — создание сборных домов, которые виделись Перриан удачным компромиссом между качественным дизайном и небольшой стоимостью. Совместно с Жаном Пруве Перриан она разрабатывала префабы для рабочих, с Пьером Жаннере — придумала сборный дом для горнолыжников Refuge Tonneau, похожий на компактную избушку-бочку с окнами-иллюминаторами.

Из-за начала Второй мировой войны в 1939 году Перриан покидает Савой, чтобы возвратиться в Париж и начать сотрудничество с Жаном Пруве и Пьером Женере. Женере и Перриан вместе совершают поездки к французскому побережью, где проводят свободное время в поисках любых видов объектов, формируемых морем (галька, обточенное морем дерево, рыбные скелеты). По возвращению в Париж эти находки были очищены, рассмотрены и сфотографированы, приобретя статус произведений искусства. Позже Женере и Перриан назовут это «спонтанным искусством».

В 1940 году Шарлотта Перриан едет по приглашению Токийского Института Промышленного Искусства в Японию в качестве официального консультанта по вопросам промышленного дизайна при Министерстве Торговли и Промышленности. Перед Перриан стояла задача повысить уровень дизайна в японской промышленности с целью разработки продукции для экспорта на Запад.

Её пригласили по рекомендации Дзунзо Сакакуры, архитектора и дизайнера, который в 1931–36 гг. работал в парижском бюро Ле Корбюзье. В Японии Шарлотта Перриан посещает художественно-промышленные школы, читает лекции, проводит дискуссии и вместе с Сакакурой в 1941 г. организует выставку «Выбор, традиция, творчество», которая проходит в универмагах «Такасимая» в Токио и Осаке. Её ассистентом был молодой дизайнер Сори Янаги, чей отец, Янаги Соэтсу, — знаменитый знаток и популяризатор японского народного искусства. Благодаря ему за время своего недолгого пребывания в Японии Перриан имела возможность глубоко узнать бытовую культуру этой страны.

После вступления Японии в войну, Перриан стала «нежелательной иностранкой» и пыталась вернуться во Францию, но из-за морской блокады смогла добраться только до Вьетнама, где была вынуждена провести почти четыре года (с 1942 по 1946 годы). Там она вышла замуж за французского дипломата Жака Мартена и там же родилась ее дочь Пернетт.

Все эти годы Шарлотта Перриан изучала местные ремесла, техники плетения и обработки древесины. Ее любовь к японской архитектуре XVI века, интерес к философии чайной церемонии, увлечение вьетнамскими традиционными ремеслами — все это развивалось в течение нескольких лет. Перриан пришла к выводу, что традиционное ремесло не только должно сохраняться как национальное достояние, но его можно соединить с модернизмом.

Опыт, полученный в Японии и Вьетнаме, до конца жизни находил отражение в ее работах. Шарлотта Перриан периодически использовала функциональные элементы японского интерьера, такие как раздвижные экраны для разграничения пространства, активно прибегала к использованию природных материалов, таких как дерево и бамбук. Эти мотивы повторялись в таких проектах, как горнолыжный курорт Мерибель, здание Лиги Наций для Организации Объединенных Наций в Женеве, при строительстве и реконструкции отделений Air France в Лондоне, Париже и Токио.

Вернувшись в Париж в 1946 году после шестилетнего отсутствия, Шарлотта Перриан начинает активно восстанавливать связи и выстраивать карьеру независимого дизайнера и проектировщика. Перриан вновь начинает активное сотрудничество с Жаном Пруве, Фернаном Леже и Ле Корбюзье. Она проектирует встроенную кухню для многоквартирного дома Ле Корбюзье в Марселе (1947 г.), которая затем устанавливалась во всех «жилых единицах» этого архитектора. Вместе с Рене Эрбстом и Андре Эрмантом организует под эгидой UAM выставку Formes Utiles (1949 г.). Её предметы в конце 1940-х гг. (в частности, и для выставки Formes Utiles) выпускает Bureau Central de Construction Пьера Жаннере и Жоржа Бланшона.

Центральная экспозиция на выставке работ Шарлотты Перриан в Париже в 1955 году.

В 1947 году Жан Пруве построил мебельную фабрику Maxeville, где экспериментировал с созданием предметов из алюминия. Перриан активно пользуется его фабрикой для реализации своих идей в мебельном дизайне. В этом же году Шарлотта Перриан работает совместно с Фернаном Леже над проектом больницы.

В 1951 году Шарлотта Перриан организует французский раздел выставки в Милане, а в 1953-м организовывает коллективную выставку «Синтез Искусств» совместно с Фернаном Леже и Корбюзье. Цель выставки — продемонстрировать возможность гармоничного сочетания предметов декоративного и изобразительного искусства с функциональным оборудованием жилища. Рядом с керамическими работами Леже и коврами Ле Корбюзье, она представляет свою мебель, среди которой особенно выделялись стулья из гнутой фанеры «Тень». Эти стулья отличались не только отличным дизайном, но и удобством хранения, поскольку их можно было одеть сверху один на другой и хранить в виде пирамиды.

В 1952 году архитектору Лусио Коста поручают построить Павильон Бразилии в Международном Университетском городке. Данный проект предусматривал здание на 100 комнат, театр, библиотеку и зал заседаний. Из-за большого объема работы Коста привлекает к работе Ле Корбюзье, который в свою очередь предлагает Шарлотте Перриан оснастить студенческое общежитие. Поскольку площадь комнат была довольно скромной, вся мебель и оборудование должны были быть многофункциональными. Так обычный гардероб превратился в двусторонний невысокий шкаф для одежды и книг, который можно использовать как перегородку для зонирования пространства. Кровать при убранном постельном белье становилась стильной кушеткой, на которую можно не стесняясь посадить гостей.

Цвет стен в комнатах был нейтральным, яркости и индивидуальности придавали тяжелые шторы различных оттенков и разноцветные ящички в шкафу и столе. Павильон Бразилии был торжественно открыт 24 июня 1959, после пяти лет кропотливой работы и многочисленных трудностей.

Шарлотта Перриан верила, что жизнь человека можно сделать проще, удобнее, рациональнее. Она была неутомимым исследователем бытовых мелочей: наблюдала, под каким углом человек смотрит на стеллаж, или высчитывала, сколько места на полке занимает тот или иной предмет одежды.

В 1953 г. Шарлотта Перриан вновь побывала в Японии. Во время поездки она задумала, а спустя два года провела в токийском универмаге «Такасимая» (вновь с помощью Дзунзо Сакакуры) выставку «Предложение по синтезу искусств» с собственной мебелью и живописью, керамикой и коврами Фернана Леже и Ле Корбюзье. Некоторые предметы, представленные на этой выставке, взяла в производство японская фирма Tendo.

Горнолыжный курорт Les Arcs по проекту Шарлотты Перриан, 1988

В 1956 году Стеф Саймон решает открыть галерею дизайнерской мебели Шарлотты Перриан и Жана Пруве, к этому моменту их имена достаточно популярны и могут гарантировать необходимое количество клиентов. Также в галерее выставляются вещи менее известных дизайнеров, таких как Исаму Ногучи, Сори Янаги и Сержа Мулле. Выставочные залы предложили оформить Шарлотте Перриан. С её стремлением сделать свою мебель доступной для большего числа потребителей, она без колебаний принимает приглашение.

В галерее Перриан представляет свою новую разработку — первую мебель, состоящую из группы стандартизированных элементов, которые продавались по отдельности и задумывались как настоящий модулируемый конструктор. Клиенту самому предлагалось выбрать, какие именно элементы покупать и как их сочетать. При необходимости можно было изменить функциональность мебели, докупив элементы, и превратить буфет в библиотечный шкаф. И хотя идея была революционной, мебель не имела рассчитанного успеха. Шагнувшая впереди своего времени Шарлотта Перриан не сразу поняла, что потребитель еще не готов к такой свободе.

С 1957 г. сотрудничала с Air France. Оформила интерьеры представительств этой компании в Париже, Лондоне и Токио. Благодаря её посредничеству заказы от Air France стал получать и Жан Пруве.

В 1957 году Шарлотта Перриан принимает участие в проектировании здания для Организации Объединенных Наций в Женеве.

В 1960 году совместно с Эрно Голдфингером Перриан работает над дизайном французского Туристического Офиса в Лондоне на Пиккадилли. А в 1962-м начинает продолжительный проект по проектированию серии лыжных курортов в Савойе, наиболее известные как Арк1600 и Арк1800.

Послевоенная мебель Шарлотты Перриан, грубая, массивная, деревянная, — полная противоположность её ранним проектам, созданным в сотрудничестве с Ле Корбюзье. В них угадывается влияние японской культуры. Перриан и сама говорила, что подсмотрела нерегулярную расстановку стоек, которую применяла на своих этажерках-«облаках», в одном японском дворце XVII в. Однако, самые ранние проекты её массивной деревянной мебели относятся к середине 30-х годов. В них следует видеть скорее влияние альпийских ремесленных традиций.

Семья Шарлотты Перриан происходит из Савойских Альп. У неё были там родственники и знакомые. В альпийском городе Мерибеле в конце 1940-х гг. она спроектировал обстановку отеля Le Doron, а в 1961 г. построила маленький дом-шале для себя самой.

В 1962 году муж Перриан был назначен директором отделения Air France в Латинской Америке, и Шарлотта берется за устройство его служебной квартиры в Рио-де-Жанейро.

При работе над квартирой мужа Перриан осознает невозможность использования мебели, которую она создала в Японии в 1954 году, так как простота ее линии не стыкуется с причудливостью яркой и колоритной Бразилии. Возникает необходимость создать специфическую обстановку, которая бы находилась в гармонии с географическим местоположением и бразильской культурой.

Одним из открытий для Шарлотты Перриан стало местное дерево Якаранда (jacaranda) или Бразильский гваяк — разновидность палисандра, отличающаяся красно-бурыми прожилками. Она использует его древесину для создания стола в столовой. Исключительные размеры деревянной массивной столешницы (3,50 метра длинной и 7 см толщиной) позволяют легко разместить за ним 10–12 человек. Также видоизменяется ее знаменитый шкаф-библиотека. Якаранда заменила ель по всему корпусу, а раздвижные, прежде алюминиевые двери, были заменены на двери из плетеного тростника. Общий ритм композиции остался неизменным, появилось благородство натуральных материалов и легкий намек на этнику. Шарлотта Перриан не забывает, тем не менее, и Японию, размещая бумажные лампы Исамо Ногучи для освещения пространства. При оснащении этой квартиры она сумела гармонично сочетать присущую её стилю функциональность и бразильскую экзотику.

Результаты ее экспериментов — сделанный из гнутых деревянных планок шезлонг Tokyo и другие низкие кресла из дерева и бамбука, похожие на веера столики Ventaglio, штабелируемые стулья Ombra Tokyo.

Между 1962 и 1969 Шарлотта Перриан осуществляет многочисленные поездки в Бразилию. Там она снова встречается с архитектором Лусио Коста, который знакомит ее с бразильской интеллигенцией: Оскаром Нимейером, Хорхе Амадо и другими.

Вплоть до 1989 года Шарлотта Перриан работает над горнолыжными курортами Арк1600 и Арк1800. Для них она разработала как мебель, так и вставные пластиковые модули ванных комнат и кухонь. Ей уже 86 лет.

В 1985 году проходит ее персональная ретроспективная выставка в Музее Декоративных Искусств в Париже.

В 1993 году Шарлотта Перриан, Тадао Андо и Этторе Соттсасс приглашены высказать свое видение японского чайного дома на площади ЮНЕСКО в Париже. Шарлотта Перриан представляет пространство, предназначенное для сосредоточенности, медитаций и размышлений об архитектуре, смешивающее традицию и современность. Под шатром сложной формы из бамбука и полиэстера в окружении бамбуковой рощи размещался небольшой павильон с террасой в Японском стиле. Это была ее последняя работа.

В 1998 году в свет выходит её автобиография и выставка в Музее дизайна в Лондоне, а уже в 1999 году Париж навсегда прощается с Шарлоттой Перриан.

В 2005–2006 прошла её большая ретроспектива в Национальном музее современного искусства в Париже (Центре Жоржа Помиду). В 2019–2020 году — новая ретроспектива в парижском фонде Louis Vuitton.


По материалам Интернет

Статья вышла в журнале «Мебельщик Сибири» № 13 за 2022 год