Редакция:
г. Новосибирск

Себастьян Херкнер — дизайнер года

Дата публикации: 08.02.2019 Количество просмотров: 394

Такое звание немецкий дизайнер получил по версии парижской выставки Maison & Objet в этом году.

В списке лучших дизайнеров мира появилась еще одна фамилия: по версии Maison & Objet лучшим дизайнером 2019 стал немец Себастьян Херкнер, известный своим сотрудничеством с известными интерьерными марками.

Интересно, что в своей победе Себастьян Херкнер ничуть не сомневался. Несколько лет назад он, путешествуя по Африке, был потрясен брачными играми страусов. Свои впечатления он трансформировал, создав необычный дизайн плетеных кресел. Многие ставили под сомнение успешность этого проекта, однако Херкнер не сомневался в его перспективности. И, когда его пригласили участвовать в церемонии вручения наград в качестве гостя, амбициозно заявил, что придет на награждение в следующем году, чтобы взять первый приз. И в 2019 году именно его Maison & Objet назвала лучшим дизайнером.
Его имя прославилось после того, как он представил свои объекты на нескольких выставках D3 Design talents — самой авторитетной и значимой площадке для молодых промышленных дизайнеров в мире (Imm Cologne). В отличие от миланской Salone Satellite, в которой принимают участие сотни молодых талантов и дизайн-школ, здесь отбирают лишь 30 участников — лучших из лучших. Именно на них сосредоточено внимание прессы и потенциальных производителей. Известны десятки примеров, когда после этой выставки крупнейшие мебельные компании, такие как Ligne Roset и Cappellini, начинали сотрудничество с молодыми дизайнерами, запуская их проекты в многотысячный тираж. Это стало важным этапом и в карьере Себастьяна. На авторском стенде Das Haus, который представлял идеальный дом Херкнера, сам дизайнер провел мастер-класс по современному интерьеру.
Себастьян Херкнер родился в небольшом курортном городке и рисовал с детства. Впрочем, родные считали это детским увлечением до тех пор, пока он не поступил в Оффенбахский университет искусства и дизайна.
С самых первых шагов в дизайне Херкнер огромное внимание уделял тому, чтобы соединять в своих проектах трепетное уважение к традициям и современные технологии, по-особому раскрывая самодостаточную красоту материалов.
Херкнер блестяще справляется с заказами таких маститых компаний, как Moroso, ClassiCon, Sancal, Emu, La Chance, Nodus, Gervasoni, Linteloo, Gubi, Dedon, FontanaArte, работая одновременно над несколькими проектами для разных стран и в диапазоне от мебели до ковров, светильников и санфаянса.

Его тема — культурные контексты, комбинации новых технологий с традиционным мастерством. Тема — востребованная и популярная, благодаря которой нельзя достичь Олимпа Филиппа Старка, но можно попытаться стать первым среди равных.

С 2007 года юный Себастьян ведет курсы в Университете искусства и дизайна в Оффенбахе в качестве приглашенного лектора. За свое творчество немецкий спринтер получил множество наград: German Design Award (2011, 2015), Red Dot (2010), DesignPlus (2011) и др.



Себастьян Херкнер с упрямым любопытством соединяет в одном предмете глобальное и локальное, высокое и низкое, объем и редуцированную форму, хрупкое и брутальное, яркий цвет и монохром... Херкнер не столько находится под влиянием тенденций, сколько коллажирует, экспериментирует, сопоставляет и питает воображение путешествиями. «Мне очень нравится работать в команде, особенно с ремесленниками, сотрудничать с ними, создавая что-то новое на основе их умений», — говорит Херкнер, объясняя свои недавние вояжи в Колумбию и Зимбабве.

Его часто называют немецким вундеркиндом. Одаренный и собранный Херкнер принадлежит к новому поколению интернациональных авторов, которые далеки от шоу и актерских трюков. Это поколение исследователей, лаборантов и алхимиков, смело нарушающих все и всяческие границы в дизайне.



  Очень важным для себя Херкнер считал период стажировки у Стеллы Маккартни: именно в это время он узнал тонкости многих производственных процессов, а также научился работать с цветом, который, по его мнению, обычно оказывается незаслуженно забыт дизайнерами.

В 2006 году немецкий дизайнер открыл собственную студию, занимающуюся дизайном интерьеров, мебели, светильников, посуды и т. д. Первым серьезным успехом Херкнера стала премия Red Dot, присужденная дизайнеру в 2010 году за коллекцию журнальных столиков Bell, выполненных в форме колокольчиков из стекла. А в следующие десять лет Себастьян Херкнер получил множество самых престижных дизайнерских наград.
Кроме того, немецкий дизайнер активно сотрудничает с различными брендами — только в прошлом году он участвовал в коллаборациях с 21 компанией.
Важная особенность Херкнера — он не идет путем модных тенденций, а ищет свое направление, особенно охотно экспериментируя с традиционными ремеслами разных стран и континентов. Кроме того, важнейшее значение дизайнер придает экологичности своих проектов: «Я против бездумного потребления. Ресурсы Земли ограничены, и это надо всегда иметь в виду. Чтобы поддержать экотренд, я разработал коллекцию плетеной мебели Caribe из переработанного пластика для марки Ames. Из сырья производятся нити, которые натянуты на стальной каркас».



Кредо Себастьяна Херкнера: «Самое ценное качество на сегодняшний день — аутентичность, подлинность. Интерьер должен отражать вкусы хозяина, а предметы мебели — дизайнера».

  В Себастьяне Херкнере трудно распознать немецкого дизайнера, он не обращает внимания на окружающий его функционализм в дизайне, который отличается строгостью форм и цветовой гаммы.
«Я думаю, дело в моих путешествиях и вещах, которые меня вдохновляют. Это личное. Я не хочу работать с конструкцией в типичном немецком духе. Мне нравится размышлять о философии каждого бренда, с которым я работаю. Все зависит от истории и традиций очередного клиента. Полтора года назад компания Moroso попросила меня сделать что-нибудь совместно с ремесленниками из Сенегала, поэтому каждый объект изготовлен вручную. Мы начали с этого, а потом я стал размышлять о Сенегале, его истории и фауне. Еще в Германии я видел документальный фильм о птицах, которых местные называют Banjooli. Их формы и движения я отразил в этой коллекции. Мы начали работать со стульев, а потом добавили к коллекции диван, стол и шезлонг. Все цвета, которые представлены в коллекции, — это подлинные цвета рыболовецких сетей. Материал для них изготавливают в Азии, мастера работают в Сенегале, а потом мы их везем в Италию. Вместе с немецким дизайном получается международный проект».



На вопрос о том, что для него как дизайнера важнее — декор или конструкция — Себастьян Херкнер уверенно говорит:

  «Я считаю, что работа с цветом и работа с конструкцией должны сосуществовать вместе. Если вы делаете нечто функциональное, то поверхность нужна в любом случае. А для создания поверхности нужно решить вопрос материала и цвета, и это уже декор. Как в случае с моей коллекцией садовой мебели Banjooli для Moroso: у нас есть конструкция, но есть и декор, и в данном случае разноцветные вязанные детали относятся и к конструкции, и к декору одновременно. О материале и цвете надо думать в процессе разработки, потому что не каждый цвет подходит к определенному материалу».


Что самое важное в современном доме? Какова концепция идеального дома?

Основная тема — это открытость и гостеприимство. Я много и часто путешествую и хорошо знаю, как это важно — быть открытым. А при нынешней ситуации в Европе с беженцами важно сохранять дружелюбие. В домах некоторых стран есть традиция двух входов: с фасада — для элиты, а для других социальных слоев — со двора. Например, в Лондоне. Но это традиция совсем другого времени — абсолютная древность и в современности ей делать нечего.

И для меня было особенно важно создать открытый дом, доступный для каждого, не имеющий барьеров. Это философия, которую я несу и которую реализую в этом проекте. Вот мы сейчас сидим на ступеньках, но это не просто лесенка — это место для открытого общения. Вообще Идеальный дом — дом без стен. Здесь есть занавески, которые передвигаются, меняются, так как у них разная степень прозрачности. Например, сейчас вы видите, как круговой занавес передвинулся, и в комнате появилось больше света, поменялось соотношение света и теней.

Какие материалы помогут создать образ «идеального открытого дома»?

– Я люблю работать с ремеслом, с материалами, с цветом, что не типично для немцев. Большинство людей, особенно за границей, немецкий дизайн ассоциирует я с Баухаузом, с наукой, техникой. В проекте Das Haus важным было найти новые характеристики и возможности материалов. Они должны не просто выполнять свои обычные «обязанности», но и привлекать внимание по-новому. Внутренняя стена в гостиной декорирована фарфоровыми жемчужинами, которые сделаны совместно с компанией Rosenthal. Плитка на кухне — совместный проект с производителем из Германии, исходный инструмент — это материал для выпечки, который мы использовали для спонтанного узора. Пляссе — будто согнутый сплющенный металл или согнутое плывущее стекло.

Очень важно в Das Haus то, что элементы всех комнат как бы перетекают друг в друга. Текстиль сам по себе таинственен, но даже те драпировки, в которых нет загадки, создают определенную ауру. Плетеная мебель — это совместный проект, который реализовывался 3 года с немецкой фирмой и производством на Филиппинах. Нам было важно создать текстуру полотен как у одеяла.

Что, по вашему мнению, создает особый характер интерьера?

– Сейчас занавески вышли из моды, во многих домах их вообще нет. Кстати, у меня в квартире ни в одной комнате нет занавесок. Я подумал заняться темой явлений и предметов, ушедших из наших интерьеров, ставших не модными. Вот и концепция интерьера Das Haus создана таким образом, чтобы не только понравиться посетителю, но и спровоцировать его определенным образом. Чувства, эмоции, запахи — все то, что вы можете уловить в доме. Если заглянуть за угол дома, вы почувствуете запах роз. В 300 метрах от моего офиса в Оффенбахе находится фабрика мыла и часто, когда дует ветер, веет розами или лилиями, ароматами счастья из детства. Я захотел поделиться этими эмоциями с гостями моего дома и решил ванную комнату облицевать плиткой из мыла: мы сами разработали форму и сами его изготовили. Но самое важное в нем — это запах, его мы не можем сфотографировать, но должны зафиксировать его у себя в памяти. Мы забываем, что некоторые вещи нельзя сохранить в телефоне, как фотография. Дом должен передавать особые эмоции и рождать в вас впечатления.

Вы много говорите о производственной экологичности предметов дизайна. Что это значит?

Дизайн стал элементарным, и сейчас возрождается тенденция работы с традиционными ремеслами. В своих работах я часто использую мебель из массива: там дерево настоящее, оно стареет красиво и несет в себе положительную энергию. Мебель вас сопровождает в течение жизни, она становится вашим компаньоном, поэтому для меня важно знать, как рождается, изготавливается продукт, и как он живет в интерьере.


 Я был на производствах в Колумбии, где узнал все о том, как там создают аксессуары — ковры, чаши, вазы, корзинки, одеяла, вазоны для растений. Мне были интересны все процессы, потому что каждая деталь, особенно в ручном производстве, сказывается на изделии. Вот смотрите: наши ковры были созданы вручную в Колумбии, в них есть некоторые помарки, и это свидетельство истинности происхождения, потому что колумбийцы прядут и ткут классическим способом, в Германии это можно встретить только в музее. Я видел, с какой любовью, страстью рабочие создали эти ковры, в деталях каждого паласа осталась частичка этих эмоций. И это касается многих проектов. Когда я работаю с определенной фирмой, для меня важно заглянуть за кулисы, познакомиться не только с директором, но и с самими рабочими, которые выполняют эту работу. В идеальном доме важно все! Важно чувствовать дом, ощущать и понимать его на ощупь, на запах.


 Себастьян Херкнер (Sebastian Herkner) несомненно пополнил отряд лучших промдизайнеров мира. Ему доверяют главные экспозиционные площадки ведущие выставки, он стал арт-директором чешского cтекольного бренда Verreum, приподняв его уровень до высот интернационального дизайна.
Херкнер блестяще справляется с заказами таких маститых компаний, как Moroso, ClassiCon, Sancal, Emu, La Chance, Nodus, Gervasoni, Linteloo, Gubi, Dedon, FontanaArte, работая одновременно над несколькими проектами для разных стран и в диапазоне от мебели до ковров, светильников и санфаянса.

По материалам Интернета