Редакция:
г. Новосибирск

Росс Лавгроув — новатор во всем

Дата публикации: 20.02.2021 Количество просмотров: 994

Росс Лавгроув родился в 1958 году в Кардиффе, маленьком городке на побережье Уэльса. Родители будущего гения были далеки от дизайна. Тем не менее, Росс унаследовал многое, особенно от отца, который во время войны был лётчиком и сопровождал русские конвои в Мурманск. Такие конвои нередко подвергались массированным атакам, и многие соратники отца не пережили больше трёх рейдов.

Лавгроув-старший выжил, успешно сопроводив девять конвоев и получил немало почётных военных наград, в числе которых была и советская медаль. Вернувшись домой, он родил сына, по праву гордящегося отцом. Росс унаследовал высокий моральный дух отца и покровительство Фортуны. Он с детства любил рисовать, хотя в те времена простые люди британской глубинки считали это бесполезным занятием. Но Росс был неутомим. Свою первую работу в дизайне он создал в 17 лет.

Стол Tri-Oval Table для Knoll, 2007

Будущий дизайнер успешно обучался в Манчестерском политехническом колледже по специальности «Промышленный дизайн» и в 1980 году получил диплом бакалавра искусств первой степени. В студенческие годы любил слушать панк-рок. Затем поступил в лондонский Королевский колледж искусств и в 1983 году получил степень магистра в области дизайна. Он освоил немало дисциплин, среди которых были не только дизайн, графика и живопись, но и экология. Возможно, с этим связана любовь Росса к «природным» формам, биоморфизм, породивший целое направление в современном дизайне – бионику.

«Я помню, когда начинал и как впервые осознал, что я вообще могу стать дизайнером. Самым большим вызовом для меня тогда было преодоление уязвимости, которую я неизбежно чувствовал, потому что был простым парнем из рабочего класса. Если бы моя попытка окончилась неудачей, меня никто не смог бы поддержать. И в то же время я чувствовал себя очень уникальным и выделяющимся, но я понятия не имел, как найти способ применения этой уникальности и моему особенному взгляду на мир».

ЕСЛИ ДЕШЕВЛЕ И ПРОЩЕ ПОКУПАТЬ ВКУСНУЮ ЕДУ В ИНТЕРНЕТЕ, ЗАЧЕМ ВАМ НУЖНА ШИКАРНАЯ КУХНЯ ЗА 100 000 ДОЛЛАРОВ?

Начало восьмидесятых для Лавгроува было ознаменовано работой в студиях промышленного дизайна в Лондоне и Штудгарте, в немецкой компании Frog Design, где он разрабатывал дизайн таких популярных брендов, как Apple и Sony. Но настоящую известность пришла к Россу после переезда в Париж, где он был консультантом компании Knoll International и разработал систему Alessandri Office System.

Затем он начал сотрудничать с Филиппом Старком и архитектором Жаном Нувелем.

Так сформировался неповторимый стиль Лавгроува, который с лёгкой руки дизайнера был наречён органичным минимализмом, впрочем, не лишённым чувственности.

Эротическая эстетика XXI века — это не пошлость, не разврат, не кабаре в красном плюше. Это чистая, нежная и лёгкая история любви. Как мелодия, которую наигрывают на флейте.

Стул «Кость» (Bone), 1994


Потолочный светильник Skydro, бренд Artemide, 2008

Работы дизайнера характеризует изобретательность и человечность. Они излучают оптимизм, энергию и новизну, будь то поезда или архитектура, фотокамеры или автомобили. Ещё Росс называет свой стиль органичным эссенциализмом, но часто повторяет, что дело не в названии стиля, а в системе, по которой строится его работа. В 1986 году дизайнер вернулся в Лондон, а в 1990-м основал собственное дизайн-бюро Studio X. На протяжении многих лет он также сотрудничал с компанией VitrA.

РОСС ЛАВГРОУВ:
«СКУЧНЫЕ ВЕЩИ ИСЧЕЗНУТ, ПОТОМУ ЧТО МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ НЕ ИНТЕРЕСНО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ НА СТАТИЧНУЮ, ПУСТЬ И СО ВКУСОМ ОФОРМЛЕННУЮ, ЖИЗНЬ»

Органичный дизайн появляется из органичного мышления. Этот дизайн пробуждает глубокие движения души, которые выходят за пределы поверхностных тенденций. До сих пор мы только гадали, но непреходящая красота органичных произведений искусства, созданных людьми вроде Генри Мура и Фрея Отто, позволяет предположить, что сочетание интуиции с определённым уровнем клеточной логики неизбежно начнёт оказывать значительное влияние на форму и строение нашего рукотворного мира.


Люстра Cosmic Angel, бренд Artemide, 2009

Всё, что делает Росс Лавгроув, отличается совершенством формы и невероятным комфортом. В его концептах проявляется близость к природе. Дизайнер верен своему принципу «форма следует за эмоцией» и активно использует новейшие материалы, такие как углеволокно и полипропилен (впрочем, не забывая и про экологичное дерево) и высокие технологии. Некоторые его проекты настолько амбициозны, что ещё не обрели своего воплощения. Так, не был построен экодом «Солнечное зерно» из лёгкого полимера. Однако Лавгроув не бросил свой проект, превратив его в занимательный конструктор для детей. Ведь новое поколение должно понимать важность экологии для жизни планеты. Сам дизайнер предлагает отказаться от автомобилей, пересесть на велосипеды и мечтает о зелёных городах с чистым воздухом и водой, где используются альтернативные источники энергии.


Уличный фонарь на солнечных батареях Solar Tree, бренд Artemide, 2012

Дизайнер творит для самого широкого круга потребителей, в первую очередь, ориентируясь на широкое производство. Будь то светильники, мебель из магниевых сплавов и стеклопластика, дома из алюминиевых трубок, водонепроницаемые и ударопрочные фотоаппараты с корпусом из резины или бамбуковые велосипеды.

Во многом он известен благодаря созданию невероятно тонкой мебели и оборудования. Коллеги по профессии в шутку называют его дизайн fat-free, то есть обезжиренный. Он утверждает, что не переносит напрасной траты материала, поэтому всячески упрощает свои проекты, редуцируя их до самого скелета, имеющего часто скульптурную форму. Именно таким является его стул «Supernatural» для проекта Moroso (2005-2008).

Лёгкий велосипед Bamboo из цельного стебля бамбука, 2009

Он легкий, пластиковый, лишенный прямых линий и кантов. Комментируя его, он говорит:

«В теле человека нет прямых линий, я думаю, что нет их и в человеческой душе».

В этой мебели ровно столько материалов, сколько нужно, и ни грамма больше. Несмотря на легкость и множество отверстий в спинке, такие стулья невероятно прочны, подходят для использования во внешней среде и долговечны.

ПОТРЕБНОСТИ БЫСТРО УХОДЯТ ОТ ДИВАНОВ И ПОДУШЕК В СФЕРУ ЗДОРОВЬЯ, ФИТНЕСА, УМНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И СВОЕГО РОДА АВТОНОМНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, КОТОРАЯ НЕ ИМЕЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ИКОНОГРАФИЕЙ ДИЗАЙНА СЕГОДНЯШНЕЙ МОДЕЛИ.

У Росса Лавгроува десятки наград, и большинство из них имеют в названии слово «индустриальный». И это не случайно. «Технический прогресс позволяет сделать мои проекты ровно такими, как я их представляю. Но это только одна сторона медали. Я уверен, что промышленность не должна мешать природе, которая для меня как для дизайнера является основой всего. И в этом я не оригинален. Разве кресло Egg, придуманное Арне Якобсеном еще в 1958 году, не лучший образец органического дизайна?»


Стул Supernatural, полипропилен и стекловолокно, Moroso, 2005.
Лампа My Solar Bud для Luce Plan

Он одним из первых провозгласил естественную потребность дизайна быть устойчивым и органическим, необходимость работы в связке с учеными, интеграции новейших экспериментальных технологий. В этом году дизайнер-революционер возглавил состав жюри Lexus Design Awards Russia Top Choice и, судя по опыту, он будет искать по-настоящему инновационные проекты.

«Никогда, даже будучи совсем юным, я не понимал, почему устойчивость не является неотъемлемой частью всего, что мы делаем. Устойчивое развитие — не современное изобретение. Наши предки очень хорошо это знали, поскольку у них был более высокий уровень сознательности, а вместе с тем и более сильный инстинкт выживания.

Мы дистанцировались от нашего первобытного инстинкта, который был близок к природе, и заменили его неоспоримым правом на жизнь, где все в изобилии и все это изобилие преподносится на блюдечке.

Солнечная машина Solar Car для Swarovski

На протяжении всей своей дизайнерской жизни я искал систему экономических ценностей непосредственно в том, что я придумываю и проектирую. Оставался верным принципу редукции, сохраняя радость материалов и формы. Моя солнечная машина Solar Car для Swarovski, лампа My Solar Bud для Luce Plan, велосипед Bamboo bike для Biomega или даже недавний проект, бутылка шампанского для GH Mumm, — это не проекты, а послание сообществу дизайнеров и общественности о том, что вам не нужно снижать эмоциональную силу предмета, чтобы быть устойчивым. Наоборот! Устойчивое развитие уже связано с моралью и образованием. Это не тренд, а универсальный закон природы».

Лавгроув делает ставку на «материалы будущего»: биополимеры, кевлар, карбон, стеклопластик. «Я часто экспериментирую, соединяя один материал с другим. Конечно, я не избегаю традиционных стекла, фарфора, натуральных тканей, просто синтетика для моих работ лучше. Она позволяет передать почти невербальные явления: движение воздуха, отблески света».

«Я новатор во всем, что делаю, и всегда им был. Я ищу новые решения, эстетику, думаю, как определять «современность». Словом «современный» так злоупотребляют! То, что выглядит современно, и то, что является современным, — две разные вещи. Например, все, что производит Space X, — современный дизайн, без ностальгии, полностью загруженный массированными инновациями. Меня это по-настоящему захватывает. Инновации происходят от радикального подрывного мышления, стремления изобретать и применения новых технологий. «Cоздавай инновации или умри» — в это я верю».


Концепт-кар Twin’z для Renault

«Большинство мебельных брендов меня утомляют. Это так консервативно и скучно, что я предпочел бы сидеть на полу. В 60-х и 70-х годах мы видели и более качественные диваны от Марио Беллини, чем их делают сейчас. Все это уже не важно! Даже интерьеры автомобилей более интересны своими формами, созданными на основе человеческого тела, новых материалов и продуманной эргономики».

«Самые большие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в начале 21 века и которые в конечном итоге останутся у нас в памяти спустя эти 100 лет, будут связаны в первую очередь с изменением климата, продовольственной безопасностью и внедрением ИИ («искусственного интеллекта» — прим.ред.) во всех аспектах жизни.

И ПОМНИТЕ — ТО, ЧТО ВЫГЛЯДИТ СОВРЕМЕННЫМ, И ТО, ЧТО СОВРЕМЕННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ, — ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ…

Дизайн в том виде, каким мы его знаем, закончится и обратится в сторону высокоразвитой среды решения проблем, будет тесно сотрудничать с учеными и инженерами. Привычный дизайн заменят интеллектуальные алгоритмы, которые обладают логикой, целеустремленностью и изобретательностью, более точно определяют человеческие потребности и укладывают их в систему. В конечном итоге это приведет к более естественному и синергетическому согласованию с нашей биосферой и к шансу на адаптивное выживание.

Самая большая проблема, с которой сталкиваются молодые дизайнеры сегодня, заключается в том, что сама профессия теряет свою форму и определение. Трудно представить, будут ли креативные студии существовать через год или два, поэтому концепция присоединения к команде и работы в ней — очень неопределенная.

Необходима новая модель того, как объединяться, создавать и производить то, что ценит общество».


Ridon - мотоцикл из углеродного волокна. Экспонат выставки «primordial» Росса Лавгроува в галерее Galerist.

«Пожалуйста-пожалуйста, пусть вас перестанут впечатлять дизайнеры, которые проектируют мега яхты или двухместные высокопроизводительные автомобили. Не вдохновляйтесь дизайнерами, которые создают токсично-розовые предметы забавных форм. Пожалуйста-пожалуйста, сделайте своими героями антропологов, ботаников и ученых.

Подумайте о способах очистки и фильтрации нашего воздуха, океанов, о системе жизнеобеспечения, о защите слонов, тигров и даже самых маленьких существ. Подумайте о том, как жить в автономном режиме, используя минимум энергии. Как использовать технологии и отвлекаться. Как прийти к гармонии и равновесию.

Баки Фуллер придумал термин «космический корабль Земля» — подумайте об этом и используйте свои таланты, чтобы улучшить то, что есть, придумать новое и цивилизовать дизайн, не делая его скучным.

Думайте о своих интересах, но не будьте тщеславными. Это не имеет значения. Дизайн — это проектирование жизни и наслаждение от того невероятного блеска, который рождает стимулирование оптимизма в нашем коллективном будущем при помощи ваших идей, вашего ума и таланта. Не принимайте на веру то, что существует, ставьте все под вопрос».


По материалам интернет