Редакция:
г. Новосибирск

Промышленный дизайнер Бьорн Дальстрём

Дата публикации: 28.09.2022 Количество просмотров: 116

Шведский дизайнер Бьорн Дальстрём родился в Стокгольме в 1957 году. Его творческий путь берет начало в далёких 70-х годах, когда молодой Дальстрём работал в кино и на телевидении аниматором и графическим дизайнером.

Уже в 1982 году Дальстрём основал собственную фирму, которая выполняла заказы по графическому дизайну компаний Ericsson, Scania, Atlas Copco. Позже он сменил свой профиль и занялся мебельным и промышленным дизайном. Он начал создавать мебель, текстиль и ковры, велосипеды, кухонные изделия и даже игрушки.

«Дизайнеру надо быть частью промышленного процесса, принимая на себя роль свободно мыслящего «катализатора», — говорит Дальстрём. — Думаю, что дизайн должен оказывать большее влияние на техническую сторону разработки изделия».

Бьорн Дальстрём создаёт утончённый дизайн, который, к тому же, весьма функционален. Дизайн Дальстрёма славен своими изящными, плавными формами. Такая утончённость была изначально свойственна скандинавскому дизайну, поэтому можно считать, что Дальстрём является классическим представителем шведского дизайна. Симбиоз формы и функционала типичен для Дальстрёма. Бьорн работал практически над всеми видами бытовых вещей — от игрушек и велосипедов до экстерьерного дизайна.

Первым значимым проектом Бьорна Дальстрёма в мебельном дизайне стало кресло BD1. Созданное в 1994 году для небольшого шведского производителя Cbi, оно считается настоящим прорывом в портфолио своего автора. Модель BD1 открыла мебельную линейку по дизайну Дальстрёма, которую независимая фабрика выпускала до 1996 года. При создании предмета автор решил исследовать возможности ширины и толщины изделия без ущерба его функциональности. В результате получилась упрощенная лаконичная форма, которая смягчается нарочито увеличенной обивкой. Долгое время кресло, увидевшее свет в период расцвета шведского дизайна, хранилось в коллекции Музея Виктории и Альберта.

Посуда ToolsПосуда Tools

Одна из наиболее известных коллекций дизайнера — кастрюли и сковородки Tools.

Над серией минималистичной кухонной утвари Tools Бьорн Дальстрём работал вместе с известными шеф-поварами. Линейку выпускает Iittala — финский производитель посуды премиум-класса. Лаконичная эстетика, в которой нет ничего лишнего, объединена в изделиях с высокой функциональностью: дизайнер позаботился, чтобы предметы отвечали основным требованиям как любителей приготовления пищи, так и профессионалов в этой области.


HotCool

Посуда HotCool

HotCool, еще одна серия, разработанная для Iittala, демонстрирует внимание Бьорна Дальстрема к деталям и потребностям конечного пользователя. HotCool предназначен как для горячих, так и для холодных напитков, и умная идея заключается в пластиковой оболочке, которая защищает пальцы от очень горячих или очень холодных напитков. Будучи функциональной и практичной, пластиковая куртка представляет собой стильную деталь. Кроме того, серия HotCool изготовлена ​​из специального стекла, которое выдерживает резкие перепады температуры.

Для шведского бренда изделий из стекла Orrefors Бьорн Дальстрём разработал коллекцию посуды. В серию под названием Informal вошли геометрические графины с блюдцами, бокалы и стаканы. К созданию изделий автор подошел с присущей ему практичностью и накопленным опытом в промышленном дизайне. Так Дальстрём максимально исследовал материал, адаптировав его для улучшения функциональности каждого предмета. Плоская и широкая нижняя часть бокала увеличивает поверхность для напитка и усиливает его аромат, а графин приобретает индивидуальный характер благодаря цветному стеклу и выступающему носику.

Как всякий шведский дизайнер, Дальстрём не забывает и про мебель.

В 2012 году с лёгкой руки дизайнера появилась коллекция кресел Kaskad из тонких металлических прутьев. Они напоминают о весёлых горных ручьях, каскадами спускающихся с отвесных скал. Эти лёгкие кресла, складывающиеся друг в друга, были разработаны для компании Nola.

Kaskad

Коллекция кресел Kaskad

кресло BD1

Кресло BD1

Влияние бэкграунда графического дизайнера заметно в проектах Бьорна Дальстрёма — например, в лаунж-кресле Superstructure, созданном для локальной шведской марки Articles. Сиденье и спинка предмета представляют собой открытую структуру из переплетающихся деревянных линий. Увидеть скульптурное кресло, дополненное мягкой кожаной подушкой, можно в постоянной коллекции Национального музея Швеции в Стокгольме.

Бьорн Дальстрём и дизайнер интерьеров Анна фон Шевен — супружеская пара, работающая вместе и порознь. Для String Furniture — производителя офисной мебели и различных систем стеллажей и полок в скандинавском стиле — они разработали офисную линейку Works и расширили String System и String Pocket, создав новые детали и продуманные аксессуары. Благодаря Анне и Бьорну, сегодняшняя линейка продукции String работает в самых разных помещениях и контекстах.

Система полок String уже была иконой, когда Анна фон Шевен и Бьорн Дальстрем начали свое сотрудничество с String Furniture в 2011 году. Стеллажи Kajsa и Nisse Strinning’ начали продаваться в больших количествах практически сразу после их появления в 1949 году. Они быстро заняли свое место во многих шведских домах и получили мировое признание. Не будет преувеличением сказать, что String находится в ДНК Анны и Бьорна, которые оба родились и выросли в Швеции. Они продемонстрировали глубокое понимание сути бренда.

StringРабочее пространство String 

«Принимая во внимание такое явление, как String, есть риск слишком много внимания уделять очевидным атрибутам. В данном случае это «струны» стеновых панелей, — говорит Бьорн . — Но, если бы мы просто разработали много продуктов на основе 5-миллиметровой металлической проволоки, результат был бы довольно скучным».

Также они осознали, что очень важно не торопить творческий процесс.

«У нас с Бьорном постоянный диалог о String, и мы разделяем искреннее стремление разработать концепцию бренда, — говорит Анна . — В то же время мы научились не терять фокус на качестве, постоянно создавая новые вещи».

Так в чем вообще смысл творческого подхода? Струны — это классика дизайна. Разве все это не сводится к вневременному стилю, удовлетворяющему вечные потребности?

«String обеспечивает хранение, — говорит Анна . — Это нужно всем. Но требования к хранению со временем меняются, поэтому решения должны идти в ногу со временем».

Анна объясняет, как эти решения по-разному отвечают требованиям — практически, визуально, даже как ощущается прикосновение к поверхности мебели, — но дает понять, что их работа никогда не направлена​​только на то, чтобы быть красивой. Все связано с функцией и с тем, как можно разработать String, чтобы обеспечить несколько конфигураций, подходящих для еще более широкого диапазона типов помещений.

InformalКоллекция посуды Informal

Одним из первых проектов, созданных ими для String Furniture, был складной стол для String System. Бьорну, промышленному дизайнеру, это особенно понравилось, так как много усилий было вложено в разработку специальных петель. Впечатляющее внимание к деталям, которое делает складной стол столь же умным, сколь и красивым, — всё это в соответствии с оригинальной концепцией String. Теперь полку можно в мгновение ока превратить в стол — гениальный ход, понятный любому, кто пробовал компактную жизнь.

Анна и Бьорн также взяли на себя задачу обновить деревянные доски полок, что может проложить путь для будущего развития String. Решение появилось, когда дизайнеры начали экспериментировать с тонкими металлическими панелями, пробивая в них отверстия и загибая переднюю кромку на 20 миллиметров. «Сгиб добавляет устойчивости и создает визуальное сходство с деревянными досками толщиной 20 миллиметров», — говорит Бьорн. Пробитые отверстия добавляют легкости и открывают возможность новых функций: крючков, стержней и различных аксессуаров, которые можно легко прикрепить к струне.

«Металлические доски фактически добавляют String еще одну ключевую платформу — «Система внутри системы»», — говорит Анна.

Большинство новых аксессуаров даже сделаны из пятимиллиметровой металлической струны, такой же, как струна, используемая для стеновых панелей String с 1949 года. Это элегантный способ органично соединить прошлое с будущим.

SuperstructureЛаунж-кресло Superstructure

Еще до добавления металлических полок и аксессуаров Дальстрём и Шевен компания String Furniture утверждала, что систему String можно настроить тысячами способов, используя все ее элементы и цвета. Благодаря работе Анны и Бьорна количество возможных персонализированных конфигураций увеличилось.

Создавая офисную линейку Works, дизайнеры предложили решение офисным дизайнерам, желающим «отключить» String System от стен, не испортив при этом характерную для него легкость и прозрачность. Например, подставка регулируемого рабочего стола очень тонкая по сравнению с традиционными столами — типичная особенность, используемая во всей линейке.

У дизайнеров глубокая связь со String, еще с детства. «Я вырос в доме, обставленном String. Это было частью моего детства», — говорит Бьорн.

У Анны также есть ранняя связь со String. «У моей мамы был собственный детский сад, который она основала задолго до моего рождения, — делится она . — Его обставил сам Ниссе Стриннинг, и его дети проводили там свои дни. Кроме того, у моих родителей было несколько наборов столов Стриннинга — простые основания из стальной проволоки (5 миллиметров, заметьте!), согнутые в форме куба, со столешницей из окрашенного мазонита».

Такое ощущение, что сотрудничество Анны фон Шевен и Бьорна Дальстрема со String Furniture было предопределено.

Рабочее пространство String

Рабочее пространство String



На Миланской неделе дизайна 2022 новинок ждали с нетерпением. После двухлетнего перерыва и вызванного пандемией кризиса мебельная индустрия была вынуждена перестраиваться и менять ориентиры. Компания Plank показала, что выход заключается в сочетании нескольких факторов: приверженности технологическим инновациям, обращении к историческому наследию и создании универсальных, вневременных объектов. В этом году Plank анонсировала новое партнерство — с Бьёрном Дальстремом. Три объекта — модульная система столов и сидений Bench, столик Тo и стул Velit — универсальны с точки зрения концепции, дизайна и технологий.

Бьорн Дальстрём сравнивает создание стула Velit с рисованием множества линий, образующих сложные формы. Однако главное в этой модели — не графика, а сложнейшая технологическая процедура, благодаря которой каждая из деталей была сварена с максимальной точностью и аккуратностью. Дальстрём признается, что двухмерный проект было очень непросто реализовать в трехмерном варианте. Однако в итоге эксперимент по созданию стильного эргономического стула, пригодного для повторной переработки, удался. Velit предназначен и для дома, и для улицы; он может дополняться подушкой и становиться еще более универсальным. Металлический каркас из трубчатой стали, сиденье и спинка из металлической проволоки с порошковым покрытием (оттенки «голубой океан», «зеленый мох», «зеленый оливковый», «серый бетон», «белый», «черный») — универсальное решение.

Проекты дизайнера, будь то кресло, велосипед или ковер, вобрали в себя все лучшее от скандинавского стиля. Бьорн Дальстрём делает особый акцент на функциональности и приятной эстетике изделий, но при этом не боится разбавлять их контрастными цветами, необычными формами и материалами. Амбициозный дух дизайнера не позволяет ему сфокусироваться только на одном направлении — отсюда постоянные эксперименты и желание оставить след не только в промышленном, но также в мебельном и предметном дизайне.

Коллекция посуды для Iittala, мебель для Zoltan Milano и Plank, текстиль для Marimekko и игрушки для Playsam — за сорокалетнюю карьеру Бьорн Дальстрём успел продемонстрировать свой талант в разных сферах. Начав с рекламы и графики, сегодня он остается одним из ведущих современных дизайнеров Швеции, воплощая в проектах чистую и лаконичную скандинавскую эстетику.

Кресло Velit

Кресло Velit

«Моя практика довольно широка, потому что мне всегда нравилось наполнять свои проекты опытом из разных сфер», — делится дизайнер.

Помимо собственной дизайнерской практики, Бьорн Дальстрём занимается преподавательской деятельностью — например, в стокгольмском художественном колледже Konstfack, а также в Школе дизайна Бекмана в Стокгольме.

Благодаря сочетанию чистой функциональности и ненавязчивой игривой эстетики проекты дизайнера получили признание не только в Швеции, но и за рубежом.

Бьорн Дальстрём получил множество наград, как у себя на родине, так и по всему миру. Одна из наиболее почётных — Excellent Swedish Design Award. В 2001 году Дальстрём получил приз Торштена и Ваньи Содерберг – ценную награду для лучших представителей скандинавского дизайна. Его работы представлены во многих знаменитых музеях, таких как Шведский музей архитектуры, Государственный музей Швеции (Стокгольм), Музей Виктории и Альберта (Лондон).


По материалам интернет