Редакция:
г. Новосибирск

Пьер Жаннере. Чандигархская мебель

Дата публикации: 31.03.2023 Количество просмотров: 504

Французский архитектор Пьер Жаннере (Pierre Andre Jeanneret, 1896—1967) вошел в историю как трудолюбивый соратник своего брата Ле Корбюзье и главный строитель индийского города Чандигарх. В последние годы Жаннере вышел из тени Ле Корбюзье: коллекционеры высоко оценили его простые и элегантные предметы мебели, а декораторы по обе стороны Атлантики украшают богатые дома простыми тиковыми креслами и стульями дизайнера Пьера Жаннере.

Если его прославленный двоюродный брат Шарль-Эдуар Жаннере, более известный как Ле Корбюзье, был провидцем, то Пьер скорее — отличным членом команды. Он был блестящим учеником Школы изящных искусств в Женеве: в 1915 году Жаннере получает диплом с высшими оценками за архитектуру, скульптуру и живопись. В 1920 году Пьер приезжает в Париж на стажировку к архитектору Огюсту Перре. А уже год спустя два брата Жаннере открывают свое архитектурное бюро в Париже. Архитектурное бюро в 1921 году братья открыли вместе и все проекты до 1940 года подписывали «Эдуар Жаннере / Пьер Жаннере».

До войны они создают целый ряд модернистских построек. В основном это частные дорогие модернистские виллы в Париже и его окрестностях. Главные из них – Villa la Roche (1924), Villa Stein (1927), Villa Savoye (1929) — здание, ставшее этапным в истории современной архитектуры.

Эти здания объединяет новая архитектурная философия «Пять отправных точек современной архитектуры» — своеобразный свод законов от Ле Корбюзье, основанный на железобетонных столбах-опорах, плоских крышах-террасах, свободной планировке, ленточных окнах и свободном фасаде.

Для новых вилл нужна была новая мебель. В 1929-м, на выставке «Осенний салон» впервые выставлялись столы, кресла, модульные стеллажи, созданные дружественным трио — Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и Шарлотта Перриан.


Пьер Жаннере и Ле Корбюзье в Чандигархе


Кресло и скамья по проекту Пьера Жаннере от Cassina

В отличие от стульев из трубчатой ​​стали, производимых Марселем Бройером и другими членами Баухауса, хромированные детали, спроектированные Жаннере (в т. ч. для лежанки LC/4 и кресла Grand Confort), имели чувственный, расслабленный и гостеприимный вид.

Во время Второй мировой войны между Жаннере и Ле Корбюзье возник разлад, когда первый присоединился к французскому сопротивлению, а второй сотрудничал с оккупационными властями Виши. Они стали работать снова вместе только в 1950, когда Ле Корбюзье убедил Жаннере помочь выполнить генеральный план для нового города Чандигарх в Пенджабе, где Жаннере и проработал вплоть до последних лет своей жизни.

Там, где Ле Корбюзье предпочитал порядок, у Жаннере были идеи, которые он сам называл «всегда немного анархичными», он всю свою жизнь культивировал дух экспериментатора. Отличительной чертой дизайна мебели Жаннере является особый подход к материалу. Геометрические формы его сидений излучают тепло, исходящее из самой природы дерева. Одним из первых его произведений из дерева стал стул Model 92 Scissors, лицензированный Knoll — американской фирмой Ханса и Флоренс Нолл, когда они путешествовали по послевоенной Франции.

В 1951 году Ле Корбюзье пригласил Жаннере в Индию: там начиналось воздвижение нового города Чандигарх в штате Пенджаб по проекту Корбюзье. Практически 15 лет Жаннере провел в Индии. Вместе с другими архитекторами они строили школы, больницы, гостиницы — создавали город с нуля.

Здание Gandi Bhawan – центр изучения работ Махатма Ганди – спроектирован исключительно Пьером Жаннере. Сооружение выстроено из белого камня и напоминает уносящуюся ввысь птицу. Это весьма своеобразное по своему облику сооружение и практически единственное, где зафиксировано личное авторство Пьера Жаннере. Оно представляет собой структуру, три части которой, а также три остроконечных завершения символизируют три части индийской философии. В начале 1999 года в здании Gandhi Bhawan состоялась большая фотовыставка, показывающая вклад Ле Корбюзье и Пьера Жаннере в дело создания этого города.

Самые лучшие работы Жаннере сделаны в Чандигархе. И именно они принесли ему недавнюю известность. Созданные из тика, эти вещи варьируются от низкопрофильных шезлонгов и кресел с тростниковыми сиденьями до стульев и столов, большинство из которых имеют фирменные ножки в форме компаса.


Кресла для проекта «Чандигарх», 1952-1956. Тик, плете- ние. Галерея «Палисандр»
Стулья Жаннере от DIMO

Сегодня стулья знаменитого швейцарского дизайнера Пьера Жаннере продаются на аукционах за десятки тысяч долларов. Но какие из них настоящие? Без каких-либо на то оснований его товарный знак и само происхождение предметов часто размыто.

Когда в 1950-х годах Пьер Жаннере спроектировал кресло из тика и тростника, его мотивация была предельно простой: людям нужны стулья. Этот предмет был лишь одним из нескольких, созданных Жаннере, которые впоследствии будут производиться тысячами для утопического индийского города Чандигарх, созданного его двоюродным братом Ле Корбюзье. Итоговая концепция стула строилась на недорогой конструкции, стильном силуэте и местных материалах. Адаптировав дизайн для массового производства, Жаннере получил то, чего от него ждал Ле Корбюзье.

Жаннере спроектировал предметы дизайна для всего архитектурного комплекса, используя недорогие материалы местного производства, которые были бы устойчивы к экстремальным температурам Чандигарха, влаге и атаке насекомых-вредителей. Простые и функциональные, но в то же время прочные и крепкие конструкции стульев и кресел, были выполнены местными мастерами из тика, бамбука, железных прутьев, веревочных и хлопковых обивок.

V-образные ножки стула, вырезанные местными мастерами из стойкого к влаге и насекомым бирманского тика, были еще и очень прочными. И их долговечность будет проверена спустя десятилетия в Чандигархе. Через четверть века местные жители стали тяготеть к более современному дизайну, а выброшенные стулья Жаннере громоздились по всему городу. Их использовали как садовые, для создания мест для курения персонала возле магазинов и ресторанов, их передавали бедным родственникам, жертвовали общественным организациям и школам. В то время их можно было найти практически везде: возле старой парикмахерской, на крыше Верховного суда, на балконах административных зданий и частных домов.

С момента своего «второго рождения» это легендарное кресло стало любимым у бельгийского дизайнера Акселя Вервоордта и французского таланта Жозефа Дирана. «Это так просто, так минималистично, так сильно. Поставьте его в комнату, и он превратится в скульптуру. Оно создает вокруг себя особенную атмосферу, и при этом выглядит так скромно», — говорит Диран. В наши дни стулья Жаннере украшают дома знаменитостей, в том числе Кортни Кардашьян (ей принадлежит, как минимум, 12 штук). И по мере того, как они все больше и больше завоевывают рынок, мы все чаще говорим о том, как отличить восстановленные оригиналы от неофициальных, но столь массовых репродукций.

Шарлотта Перриан на шезлонге, 1928–1929 (Le Corbusier, Jeanneret C Perriand, 1928). Paris, 2019

Столь ценные сегодня кресла и стулья Жаннере были распроданы на местных аукционах всего за несколько рупий. Часть купленных предметов была продана в качестве лома, а мебель, чей материал был полностью испорчен влагой и жуками, просто-напросто сжигалась. Возможно, мебель по проектам Жаннере так бы и не получила второго дыхания, если бы в 1990-х французские галеристы Эрик Тушал, Франсуа Лаффанур, Филипп Жусс и Патрик Сеган не стали бы охотиться за сокровищами на индийских распродажах. Привозя мебель в Европу и поддавая ее кропотливой и дорогостоящей реставрации, Чандигархская мебель Пьера Жаннере стала наполнять европейские галереи и выставляться на ведущих ауционах. С 2008 года индийские власти запретили легально вывозить наследие Жаннере, а оставшиеся предметы мебели стали экспонатами главного городского музея. Со временем стоимость перевезенных из Индии предметов начала достигать десятки тысяч долларов и превратилась в один из главных объектов желаний в коллекционном дизайне.

Моде нужен модернизм. В нем есть очарование аскетизма, стремление к грубой интеллектуальности, ограничение самого себя в угоду функционализму. И если современные веяния понимают функционализм как сигнал к действию (пример: японские унитазы с более, чем 100 функциями), то модернизм говорит о функции как о чем-то статичном, что сегодня очень даже оригинально.

Дизайн Чандигарха в лице стульев Жаннере в последнее время захватил мир интерьера. Эскизы мебели Чандигарха были впервые нарисованы Пьером Жаннере в 1950 году. Затем чертежи были переданы нескольким производственным студиям и ремесленникам в Пенджабском регионе Северной Индии, которые начали производить их по заказу для общественных и правительственных зданий.

Сегодня предметы мебели из Чандигарха все еще производятся несколькими студиями, но различия в качестве, материалах и дизайне довольно отчетливы.

По факту все эти стулья (от брендов Dimo, Srelle, Cassina и Phantom hands) являются оригиналами и создаются по авторским эскизам Жаннере при его полном согласии. При этом разные компании используют разные технологии, детали, дизайн, а их концепция и уровень качества иногда немного меняется.

Dimo — это одновременно самый старый и самый аутентичный бренд, который сегодня существует. Каждое изделие полностью изготовлено вручную 85-летним плотником, который работал вместе с Пьером Жаннере во время воплощения генерального плана Чандигарха в 1950 годах. Команда предоставила фото своей производственной студии и плотника и подробно объяснила технику производства и генеральный план Чандигарха.

Единственным недостатком коллекции стульев Dimo является время выполнения заказа, которое составляет без малого — два месяца. Но поскольку они сосредоточены на полностью ручном труде, это вполне понятно.

Стулья Dimo можно найти во многих известных проектах Жозефа Дирана, архитектурной студии Захи Хадид, в проектах Винсента Ван Дуйсена и Келли Хоппен.

Srelle — бренд с самым быстрым откликом и наибольшим набором доступных моделей, он занимает почетное второе место. Именно его коллекция включает самые аутентичные и при этом наиболее доступные предметы мебели Чандигарха.Коллекция основана на нескольких самых знаковых произведениях 1950-х годов, которые были изготовлены с использованием идентичных материалов и методов для правительственных зданий Чандигарха. Те, кто видел коллекцию Srelle в Берлине, были поражены качеством производства, обработки и отделки изделий из дерева.

Коллекция Cassina: с одной стороны, дизайнеры несколько раз пересматривали концепцию Жаннере и переделывали макеты в течение всех шести прошедших десятилетий; с другой стороны, они все же основаны на оригинальных эскизах, полностью поддерживают атмосферу и стиль Жаннере и с уважением относятся к его наследию и замыслу. Правда, сегодня технология производства и дизайн не соответствуют дизайну Чандигарха начала 1950-х.

Жилой дом Type 4-J, Чандигарх

Культурный центр Gandhi Bhawan, Пьер Жаннере

Коллекция Phantom hands основана на ранних моделях 1950-х годов, а производство базируется в Бангалоре, Индия. Коллекция хорошего качества, однако общий дизайн и производство тоже не соответствуют первоначальным производственным критериям. Некоторые части изделий сделаны с использованием дерева машинной резки и из прессованного тростника, который в конечном итоге выглядит довольно просто.

Phantom hands рекламируют свои изделия как современную версию стульев Жаннере, а не «мебель из Чандигарха». Это вполне объясняет использование более быстрых методов производства и машинной прессовки тростника, а не более медленных с использованием ручной работы, которые характерны для оригинальной мебели из Чандигарха.

Натуральный ротанг для сиденья и спинки очищается и плетется вручную высококвалифицированными специалистами. Используемая древесина имеет этическое происхождение: производится либо из повторно используемого тика, либо из нового этически собранного плантационного. Кстати, компания имеет сертификат FSC для своего производственного объекта.

У Detjer и Eichholtz стулья производятся в Азии, а не в Индии. Однако обе компании Detjer и Eichholtz имеют приличные коллекции, вдохновленные дизайном стульев Жаннере. Но они не имеют ничего общего с оригинальным производством 50-х, компании ориентированы на масс-маркет и производят продукцию качества ниже среднего.

Сегодня архитектурная мебель Пьера Жаннере появляется в интерьерах по проекту таких первых имен дизайна как Винсент ван Дейзен, Жан-Мишель Вильмотт, Шарль Зана. Они не только умело микшируют ее с произведениями искусства других авторов, но и покупают для себя.


По материалам Интернет
 

Статья вышла в журнале «Мебельщик» № 5 за 2023 год