Редакция:
г. Новосибирск

Пьер Йованович: подлинность, универсальность, долговечность

Французский архитектор, дизайнер и декоратор Пьер Йованович (Pierre Yovanovitсh, 17.08.1965) украшает замки архиепископов, оформляет арт-галереи и делит время между Нью-Йорком, где недавно открыл филиал своей студии, Парижем, Брюсселем, Тель-Авивом и Лондоном. Под его именем изданы мебель и светильники.

Пьер Йованович получил архитектурное образование, но карьеру начал в модном доме Пьера Кардена, у которого проработал больше восьми лет: сначала в Брюсселе, а потом в Париже занимался разработкой мужских коллекций.

«Свою карьеру я начал с Пьером Карденом, для которого восемь лет создавал мужскую одежду, — рассказывает Йованович. — Я считаю Кардена архитектором одежды. Он повлиял на мой стиль с точки зрения чувства пропорций, графических форм, поиска красивого исходного материала и внимания к отделке. Как и он, я склонен каждый свой проект превращать в историю. Мой стиль называют французским, поскольку я использую очень индивидуальный подход «от кутюр» во всех своих проектах, работаю с местными мастерами, которые являются экспертами в своей области, будь то обработка дерева, керамика или выдувание стекла — все это нужно для создания нестандартных предметов мебели и декора, отвечающих стилю повседневной жизни моих клиентов».


Отель Le Coucou в Альпах. Интерьер шале.

Дом в Провансе

В 2001 году он открыл свое собственное архитектурное агентство Pierre Yovanovitch Architecture d’Interieur. Из мира моды в интерьеры Йованович перенес точность кроя (идеальная «посадка» всех его архитектурных деталей в проектах ошеломляет) и любовь к индивидуальному подходу.

Он создает красоту по всему миру — от частных домов коллекционеров современного искусства до сенсационных ресторанов, таких как Hélène Darroze в Лондоне. Для проектов Пьера Йовановича характерна сдержанная элегантность — она пронизывает все его работы. Его одноименной фирме Pierre Yovanovitch Architecture d’Interieur в 2021 году исполняется 20 лет. Йованович рассказывает о том, что его вдохновляет, каким он видит будущее, и называет имена самых модных, на его взгляд, архитекторов прошлого.

Он сразу зарекомендовал себя как «посол французского стиля», «кутюрье в дизайне». Для него характерны стремление к элегантности и роскоши. Для каждого заказа он ищет уникальные решения: вещи, созданные в единичном экземпляре, встречаются в каждом из его интерьеров.


Отель Le Coucou в Альпах.

«Мне очень нравится роскошь, в которой нет напыщенности и претензии, ее главная стилистическая черта — это простота, если это слово вообще применимо к роскоши. Мне близко декоративное искусство, в котором ощущаются и черты классических стилей, и явственное влияние XX века. Меня изумляют работы американских дизайнеров 1940-60-х годов наравне с шедеврами скандинавского дизайна (а частности, работы Акселя Эйнара Йорта (Axel Einar Hjorth)».

В проектах Йовановича, даже самых минималистичных, всегда присутствует элемент неожиданности. Всякий раз он блестяще обыгрывает свет: иногда главным декоративным элементом стен он делает световые панели, наполняющие пространство мерцанием. Он тонко работает с отражениями. Иногда это могут быть не зеркала, а полированные металлические поверхности — ровные и искривленные. В оформлении потолка нередки созданные на заказ плафоны, закрывающие всю площадь, выглядящие как потолочная скульптура. Свет отражается в немногочисленных предметах и как бы расчерчивает пространство на геометрические объемы.


Коллекция Love, R & Company

Сложная геометрия, порой довольно сложная, еще одно ключевое понятие для стиля Йовановича. Ломаные линии диванов стали его визитной карточкой. Вместе с тем в первое десятилетие своей практики он отдавал предпочтение волнообразным рельефам: они встречались буквально повсюду — на потолке, в строении журнальных столиков, в волнообразных диванах. Со временем стиль стал гораздо более выраженным, и сюрреалистическую текучесть и округлость сменили углы.

С первых же работ его называют «мастер минималистских будуаров», подчеркивая ощущение приватности, интимности, которое для дизайнера очень значимо.


ВазаФрагмент интерьера особняка в Бельгии.

Коллекция Love, R & Company

Стиль Йовановича — это шик, прослоенный многочисленными культурными аллюзиями и цитатами. Он использует редкие породы дерева, полы из мраморного маркетри, скульптурные металлические двери. Орнамент Йованович предпочитает включать в проекты очень аккуратно и таким образом, чтобы он подчеркивал только определенные фрагменты пространства. «В использовании орнамента всегда есть глубокий смысл, невозможно его недооценивать, но важно вовремя остановиться», — признается дизайнер.

«Сейчас нелегко предсказывать будущее, но я бы настаивал на аутентичности, динамике и простой внутренней красоте — эти качества я не устаю пропагандировать в своей работе. В дизайне интерьеров, как и в мебели, мне нравятся контрастные сочетания материалов. Дерево и керамика, металл, камень и стекло, ткань и дерево.... Эти сильные комбинации придают характер предмету и пространству. Меня всегда вдохновляли традиции декоративного искусства — французские, итальянские, скандинавские и американские, а также достижения дизайна XX века, особенно период с 1920-х по 1950-е годы. Жан-Мишель Франк, Жан Ройер и, конечно же, Пьер Шаро, Робер Малле-Стивенс, Ле Корбюзье и многие другие», — отмечает Йованович.


Коллекция Love, R & Company

«Для меня шик неотъемлемо связан с брутальной поверхностью. И я прошу своих ремесленников добиваться такой поверхности, чтобы она выглядела фактурно. Мы находим различные способы добиться результата: только в этом случае можно по-настоящему подчеркнуть красоту редкого дерева, которое мы используем. Каждый предмет — будь то диван, канапе или кресло, требует огромного количества часов работы, поскольку мы работаем в большинстве случаев с массивом.

Можно сказать, что я знаю всех лучших ремесленников Европы — я искал их всю свою карьеру, а это уже больше 18 лет. Мы вместе с ними стремимся к нами самими установленным высотам — это захватывающий процесс».

«Мой метод — интуиция, усиленная воспоминаниями. Я довольно сентиментальный человек и часто говорю о собственных переживаниях и эмоциях, но их не всегда удается выразить словами. Иногда проще это сделать с помощью различных материалов и сочетаний цветов. Самая стимулирующая сторона дизайна — в том, что у тебя всегда есть возможность перевести собственные абстрактные представления и концептуальные идеи в пространство реальном. В моих интерьерах вы никогда не найдете приемов самокопирования. Общее во всех проектах — стремление к балансу частей, однако и тут есть небольшой секрет. Как и в моде, когда баланс уже найден, нужно нарочно его немного нарушить. Я всегда добавляю неожиданные детали, иначе любое совершенство будет скучным, неживым».

Стол Match в форме пятиугольника и набор стульев Madame и Monsieur Oops на выставке в галерее R & Company

Дизайнер говорит о важности и значимости взаимосвязи архитектуры и дизайна:

«Для меня абсолютно важно их единство. Структура пространства задает тон дизайну интерьера проекта. Во всех своих проектах я основываюсь на историческом периоде постройки и традиционном архитектурном стиле региона. Я всегда стараюсь оставаться открытым для любых проектов и наслаждаться разнообразием работы во всех жанрах: и общественных, и частных. Обычно я работаю в тесном сотрудничестве с владельцами, чтобы создать пространство, отражающее их стиль. С общественным пространством все обстоит немного иначе, поскольку в нем должны учитываться потребности большего количества людей. Здесь на смену семейным ценностям приходит удобство и удовольствие для широкой публики».

Заметно, как с годами интерьеры дизайнера становятся ярче и провокативней. «Сейчас, когда мы с моим многолетним партнером Матье Кьюссаком (Matthieu Cussac) вышли на новый международный уровень, когда за плечами столько различных инсталляций и ярких проектов в замках, я бы хотел попробовать себя в жанре оперных декораций», — признается дизайнер.

«Я искренне надеюсь, что общество будет еще больше заботиться об устойчивом развитии и его качестве. Нам нужна осторожность в избавлении от вещей — и ради красоты, и ради самой планеты. Нынешняя эпоха и текущие события все чаще напоминают о том, что нужно вернуться к умеренности. Стремиться обладать меньшим количеством и лучшим качеством. Подлинность материалов, ручная работа и отделка, которую мы используем в бюро, а также универсальность дизайна как раз и призваны обеспечить долговечность. Когда мы проектируем мебель, учитываем, каким образом предметы впоследствии адаптируются к меняющемуся образу жизни клиента. При этом мы создаем такие конструкции, которые в любой момент легко разобрать для переезда. Мы избегаем рискованных конструктивных элементов, таких как пластиковые и металлические соединители, чтобы каждая деталь была максимально прочной и долговечной», — говорит Йованович.

Коллекция Love, R & Company

Он считает, что период пандемии и карантина изменил отношения людей с домом:

«Я думаю, у людей возникли новые отношения с домом после того, как им пришлось работать там в период карантина. Сейчас дом рассматривается не только как место, где мы проводим время вне нашей загруженной работы, но и как гибкое пространство, выполняющее множество функций. Я пережил период карантина только благодаря тому, что проводил больше времени на природе. В моем доме в Провансе я ухаживал за садом и множеством животных: это поддерживало и вдохновляло меня каждый день».

Издательство Rizzoli выпустило в свет дебютную книгу французского дизайнера интерьеров Пьера Йовановича. Издание охватывает почти два десятилетия его работы и включает в себя проекты, регулярно появляющиеся на страницах журналов об архитектуре, дизайне и моде.

В начале каждого года ведущие мировые издания по дизайну выбирают дизайнера наступившего года. Оцениваются заслуги дизайнера в целом, однако особое внимание уделяется его деятельности в минувшем году.

По версии британского издания Wallpaper дизайнером 2019 года стал француз Пьер Йованович (Pierre Yovanovitch).

По мнению членов жюри премии Wallpaper Design Awards, проекты Пьера заметно отличается от того, что делалось ранее, и от того, что делают сегодня другие дизайнеры. Будет справедливо назвать Йовановича виртуозом. В портфолио его студии множество архитектурных и интерьерных проектов. Но редакция журнала Wallpaper считает, что Йовановича лучше описать как мастера формы, материала и пространства.


По материалам interior.ru