Редакция:
г. Новосибирск

Мебель как искусство

Можно ли назвать предметы мебели искусством? Вы никогда не задумывались над этим? Так же, как и картинами, мы восхищаемся и красивой мебелью, так же, как и музыкальными произведениями, которые слушаем для вдохновения или отдыха, мы стараемся окружать себя удобной и комфортной мебелью. Как и многие другие произведения искусства, мебель можно увидеть и в музеях.

Мебель как искусство рассматривает дизайнер интерьера и декоратор, член Союза дизайнеров и архитекторов Игорь Куркин. Он уверен, что с тех самых пор, когда человек придумал и создал основные предметы мебели — сундуки, кровати, лари, шкафы, кресла, а произошло это во времена древних цивилизаций, человечество не придумало ничего принципиально нового. Изменяется одно — декорирование и модификация.

Многое из того, что было создано несколько тысячелетий назад, актуально и сегодня. К примеру, резная мебель Древнего Китая. В современном Китае существуют множество мастерских по производству стульев «гуй», настолько они удобны для человеческой эргономики, что за столь долгий срок практически не изменились.

Или работы знаменитого итальянского мебельщика Давида Рентгена, который заложил основы всей современной мебельной индустрии еще в 18 веке, и который до сих пор является вдохновением для многих итальянских производителей. Он понял, что у каждого человека, особенно у тех, кто живет при дворе, есть много секретов и тайн. Это понимание натолкнуло его на мысль о создании мебели не просто с разными ящичками и тайниками, которые можно создать благодаря столярному мастерству, но и добавил к этим деталям механические элементы – накладки, потайные замки и щеколды, петли. И, что самое главное, весь этот сложный механизм должен выглядеть максимально эстетично, чтобы ничего не торчало и не выпирало, при этом все должно раскладываться и функционировать. Именно мебель Рентгена стала базой для современной мебельной модификации и трансформации. 

Мебель Давида Рёнтгена, выдающегося немецкого мастера художественной мебели XVIII столетия

На многовековую историю декорирования мебели наложили свой отпечаток не только исторические и культурные веяния эпохи, но и географическое положение – китайская мебель украшалась жемчугом, перламутром, камнями, индийская — элементами из слоновой кости, европейская мебель — золотом и была изготовлена из различных сортов древесины.

Пластиковый стул A.I. от Kartell, полностью придуманный искусственным интеллектом

А что же сегодня актуально в декорировании и дизайне мебели? Игорь Куркин, выступая на Международной конференции мебельной индустрии CONF-FU2020, выделил несколько тенденций развития в ближайшие годы:

Видимо, именно такой эффект произвел стеллаж, созданный Игорем Куркиным из керамики, на специалистов Всемирного фонда дикой природы. Этот большой трехметровый шкаф олицетворяет собой огромный скелет кита – одного из представителей крупнейших животных на нашей планете, которые находятся сегодня на грани вымирания. Месяц назад Фонд взял под свое крыло проект Игоря и в дальнейшем будет спонсировать продолжение выпуска коллекции. «Я рад, что российский дизайн наконец-то привлекает внимание международного дизайн-сообщества. Это круто для всей нашей индустрии», – прокомментировал событие дизайнер.

Vertebra – новый керамический стеллаж Игоря Куркина и студии арт-керамики DirtyHands

А в заключении выступления дизайнер поделился с коллегами собственным рецептом успеха: «Делать по-своему – позиция, способная привести к успеху. Это единственный способ не конкурировать ни с кем вообще». Возможно, именно так мастерам удается создавать многогранные и разнообразные предметы меблировки помещений, которые можно поставить в один ряд с именитыми произведениями искусства.


Инна Дорохова