Редакция:
г. Новосибирск

Марсель Вандерс — дизайнер нашего времени

Дата публикации: 27.04.2021 Количество просмотров: 956

Марсель Вандерс (Marсel Wanders) — на каждой важной международной выставке в Милане, Париже или Кельне. Он проектирует масштабные резиденции и отели в Стамбуле, Тайпее, Бонне или Цюрихе. Декорирует лобби клубных домов в Москве. Успевает пополнять коллекции собственного бренда Moooi, творить вещи для Louis Vuitton, аксессуары для Christofle, мозаику для Bisazza и сантехнику для Laufen.

Среди заметных работ — интерьеры в духе Gesamtkunstwerk, все наполненные опусами Вандерса: от барных стульев и гигантских колоколов до ножей и вилок. Он создает для туристических отелей — таких как Kameha Grand Zurich, гостиницы, готовой принять 960 постояльцев, или Mondrian Doha, театрализированные, словно по сюжету «Алиса в стране чудес» грандиозные сценографии.

Марсель Вандерс родился в 2 июля 1963 года городе Бокстел, недалеко от Амстердама.

Вандерс не из тех дизайнеров, кто однажды проснулся знаменитым. К своей цели он шел упорно и последовательно. Будущая звезда индустриального дизайна получил разностороннее художественное образование в лучших дизайн-школах и университетах Европы.

Уже в 1986 году Марсель получил сразу две высших награды в таких конкурсах как «Olympic Design 1992» (США) и «Café Modern’ (Nescafé)» (Нидерланды).

Вандерс — обладатель дипломов таких престижных учебных заведений как Академия дизайна в Эйндховене, факультета искусств университета в Маастрихте и еще двух высших учебных заведений Бельгии. В 1988 году он окончил школу искусств (Hogeschool voor de kunsten) в Арнхеме. По окончании школы искусств начинающий дизайнер работал в студии Landmark Design & Consults, а также в составе бюро Droog Design.

Помимо дизайна Марсель профессионально изучал альтернативную терапию: нейролингвистическое программирование и нейроэмоциональную интеграцию. Его украшение на шее Tape (колл. Breakfast of a Rabbit) в виде магнитофонной ленты содержит аудиозапись, как кролик хрустит морковкой. Или коллекция декоративных вазочек Airborn Snotty. Образцы мокроты у людей с различными заболеваниями были отсканированы, многократно увеличены и согласно полученным формам напечатаны на 3D-принтерах — каждая ваза названа точно по диагнозу: «Синусит», «Сенная лихорадка», «Ринит».

Стул Knoted Chair

Как и многим другим сегодняшним звездам дизайна «путевку в жизнь» Марселю Вандерсу в свое время дал Джулио Каппеллини — живая легенда мирового дизайна, арт-директор знаменитой марки Cappellini, обладающий удивительным чутьем на хороший дизайн. Именно для Cappellini Вандерс в 1996 году Вандерс разработал веревочный стул (Knotted chair). Стул выполнен из арамида и углеродного волокна, пропитанных эпоксидкой для придания жесткости. Основа из фиброволокна и пластика имитирует технику макраме. Легкий, стильный, минималистичный стул пришелся по душе и коллегам, и потребителям. Позже Вандерс развил свою собственную идею, создав аналогичный столик Crochet table.

Вандерс берет низкие, проклятые формы, которые раньше можно было обнаружить только в комнате консьержки, и вытаскивает их на большую сцену. В его работе силен магический элемент: как сделать хрупкое прочным, непрактичное — практичным.

В 2001 году Марсель Вандерс (Marsel Wanders) совместно с Каспером Виссерcом (Casper Vissers) создает компанию MOOOI, являясь в ней совладельцем и арт-директором.


Люстра LeRoi Soleil

Название компании — это игра с голландским словом «mooi», что означает «красивое». Третья буква «о» добавлена для эффектности: получается «ну о-о-очень красивое»! За эти годы «MOOOI» превратилась во всемирно известную марку дизайна. Сам немного безумец, Вандерс не боится использовать самые странные идеи других дизайнеров и воплощать их под маркой Moooi. Ее Вандерс характеризует так «креативный премиум»: «Многие богатые люди достаточно скучные – они не желают дополнять интерьер чем-то необычным вроде лошади или большого дерева. Но есть такие, которые ищут нечто уникальное, и Moooi дает им это».

Смелые идеи, оригинальный дизайн, неожиданное использование материалов — все это характеризует продукцию Moooi. И конечно, ирония и игровой подтекст, без которых невозможно представить дизайн Moooi. Творческая мастерская компании в сотрудничестве с наиболее творческими дизайнерами мира, такими как Jasper Morrison, Jurgen Bey, Ross Lovegrove, Studio Jobs и др., ежегодно представляет свои инновационные разработки на выставке Salone del Mobile в Милане.

МАРСЕЛЬ ВАНДЕРС:
«Я ДУМАЮ, ГЛАВНОЕ — ЭТО НЕ ТО, ЧТО СОЗДАЕШЬ, А ТО, ДЛЯ КОГО СОЗДАЕШЬ. В СВОЕЙ СТУДИИ МЫ РАБОТАЕМ НАД ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ПРОЕКТОВ. РАЗНООБРАЗИЕ – ЭТО СОВЕРШЕННО ОСОБЕННОЕ СВОЙСТВО НАШЕЙ РАБОТЫ. ОТ КРОШЕЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДО ЦЕЛЫХ ОТЕЛЕЙ – МЫ СОЗДАЕМ АБСОЛЮТНО ВСЕ. И ВАЖНО НЕ ТО, ЧТО ИМЕННО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, А С КЕМ ВЫ СОТРУДНИЧАЕТЕ, С КАКОЙ КОМПАНИЕЙ ВЫ РАБОТАЕТЕ. ВАЖНО РАЗДЕЛЯТЬ ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ: В КОМПАНИИ ДОЛЖНЫ ВЕРИТЬ В ТО ЖЕ, ВО ЧТО ВЕРИТЕ ВЫ. ТОЛЬКО ТАК В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ СОЗДАЮТСЯ УСПЕШНЫЕ ПРОЕКТЫ».


Скульптура Микки-Мауса

Этот голландец достиг больших успехов как в предметном, так и в интерьерном дизайне. И в той, и в другой сфере он руководствуется главным принципом: создать что-то новое, оригинальное, то, чего еще никто не видел и не ощущал. Его работы всегда отличает позитивный эпатаж, необычность подхода и удивительная гармоничность.

В 2002 году дизайнер был удостоен звания «Мужчина года» по версии немецкого журнала MAN.

Сегодня Вандерс проектирует объекты не только для MOOOI, но и для таких компаний как Bisazza, B&B Italia, Moroso, Cappellini, Droog Design, Poliform, Flos, Boffi и многих других.

В 2005 году Марсель Вандерс (Marsel Wanders) представил свой новый проект – отель Lute Suites в Амстердаме. В рамках этого проекта семь особняков XVIII века с видом на реку Амстель были превращены в отдельные номера гостиничного комплекса. В интерьерах каждого особняка находились продукты компании MOOOI. В сентябре 2005 года дизайнер разработал дизайн интерьера ресторана Blits на реке Маас в Роттердаме. Особенность этого интерьера заключается в том, что он выполнен в стилистике театра. Впоследствии Вандерс создал дизайн ресторана Thor в отеле Rivington в Нью-Йорке.


Интерьер отеля Mondrian Doha

В 2006 году Марсель стал победителем «Elle Decoration International Design Awards» и получил звание «Дизайнер года».

В 2007 году прошла персональная выставка Марселя Вандерса (Marsel Wanders) в Милане. В ее рамках были представлены проекты дизайнера, разработанные им для различных компаний.

В 2007 году на Миланской выставке Марсель создал в своем павильоне настоящую страну чудес, в которой каждый мог ощутить себя уменьшенной до крохотного размера Алисой. Здесь можно было увидеть гигантские грибы, выполнявшие роль светильников, высокие вязаные кружевные кактусы, выполненные из белого хлопка и эпоксидной смолы, расписные фарфоровые колокольчики, увеличенные Вандерсом до размеров огромных колоколов.


Светильник Perseus & Lust Collection

В декабре 2008 года была официально открыта гостиница Mondrian (Mondrian Hotel, Miami Beach). Ее дизайн был полностью разработан Марселем. Романтические ажурные интерьеры создали атмосферу утонченности и воздушности. Презентация новой гостиницы прошла в рамках ежегодной выставки «Art Basel».

Гостям отеля Mondrian дизайнер предлагает стать персонажами сказки «Спящая красавица» в тот ее «момент, когда герои, наконец, пробуждаются ото сна и смотрят на все новыми глазами». Белоснежный вестибюль с черной винтовой лестницей и огромными золотыми люстрами-колоколами; просторные «шатры» для отдыха и уютные места для уединения; огромные грибы-бары у шикарных бассейнов; роскошные, наполненные светом, номера — вы, словно, оказываетесь в сказочном мире, открывающем перед вами все новые и новые чудеса.

В 2009 году вышла в свет монография Марселя Вандерса, изданная издательством Gestalten. Через фотографии, эскизы и авторский текст дизайнера книга позволяет из первых рук узнать о бескрайней вселенной Марселя Вандерса.

В начале октября 2017 года открылся первый отель Mondrian Doha. Катар. Дизайн — Марсель Вандерс. В отеле — витражные потолки, золотые лифты, ажурные лестницы, мраморные полы и хрустальные люстры Swarovski.

«Интерьер получился феерическим, — делится Вандерс . — Надо отдать должное арабским шейхах, они не мелочатся, они хотят грандиозного. Кстати, мне это нравится: Восток стремится к величию и открыто демонстрирует его. Мы в Европе привыкли не выпячивать себя, это неправильно. Если ты сделал что-то классное, скажи об этом, не тушуйся!

Интерьер Mondrian Doha переносит вас в сказку. Он отражает зрелищность арабской культуры. Я работал как режиссер-постановщик, действительно отель получился, я бы сказал, кинематографическим. Яркие краски, самые причудливые формы, много декора — да, я очень доволен этим интерьером!».

По-настоящему роскошный и величественный интерьер отеля в Дохе — сказочный, сочный, наполненный элементами восточной культуры, этот интерьер лучится яркими красками и фантастическими формами.


Коллекция Objets Nomades для Louis Vuitton, 2019 год

«Для дизайна Mondrian Doha был очень важен локальный колорит, — рассказывает Вандерс . — Чтобы создать отель, мы изучали город, мы изучали людей. Мы не создаем интерьеры, мы создаем места назначения. Мы приглашаем присоединиться к нам в путешествии, у которого нет конца. В Mondrian Doha сюрпризы ожидают вас на каждом шагу».

«Рассказывать истории» — тренд в современном дизайне. Каждый интерьер, наполненный его предметами, обоями, покрытиями и аксессуарами, по содержанию тянет на полноценный роман.

Вандерс перевернул представление о голландских дизайнерах как о скромных изобретателях велосипедов и авторах протестантских скамеек. Флагманы мебельной индустрии охотно приглашают Марселя для того, чтобы тот разбавил однообразный модельный ряд фантазийной новинкой.

Творчество Марселя Вандерса обширно и многогранно: оно охватывает практически все – от мелких предметов быта до мебели и дизайна интерьеров. Он является одним из самых выдающихся мировых дизайнеров с восьмидесятых годов прошлого века, создав за это время огромное количество восхитительных и невероятных работ.

МАРСЕЛЬ ВАНДЕРС:
«Я НЕ ВЕРЮ В ТРЕНДЫ. В ЭТОМ СЕЗОНЕ НОСИТЕ ЖЕЛТОЕ — ЧТО ЗА ВЗДОР! Я СТАРАЮСЬ СОЗДАВАТЬ ВЕЩИ TIMELESS, ИХ НЕ ИСПУГАЕШЬ ВРЕМЕНЕМ. ЗНАЕТЕ, Я ГОРЖУСЬ, КОГДА МОЙ ДИЗАЙН НЕ МОГУТ ДАТИРОВАТЬ. ГЛЯДЯ НА ТУ ИЛИ ИНУЮ МОЮ ВЕЩЬ, ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ СКАЗАТЬ: ЭТО 1990-Е, А ЭТО 2000-Е. ЭТО НЕВАЖНО. БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ Я ВСЕГДА В ТРЕНДЕ. ХОТЯ ПРОБЛЕМА В САМОМ СЛОВЕ. ОНО ПОРОЧНО. МЫ НУЖДАЕМСЯ В СТАБИЛЬНОСТИ, И НАМ НУЖНЫ ПЕРЕМЕНЫ. НО НУЖНО НАЙТИ БАЛАНС. ПРОЗВУЧИТ КАК КАЛАМБУР: ЕСЛИ ВЫ НЕ ХОТИТЕ УСТАРЕТЬ, НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА НОВЫМ! НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ВЫВОДЫ ПРОСТОЙ ЛОГИКИ» (МАРСЕЛЬ ВАНДЕРС)».

Дизайн от Вандерса – развлекательный и провокационный. Своим кумиром Марсель Вандерс считает Филиппа Старка. Как и знаменитый француз, который еще в 90-е годы эпатировал публику вопиюще гламурным смешением исторических и современных стилей, Вандерс мешает эпохи, создавая ультрасовременные предметы с историческими корнями. «Мир дизайна слишком сосредоточен на молодежи, а я всегда помню, что у меня есть мать, и мои вещи должны ей нравиться».

Люкс давно считает его постоянным контрибьютором. А музейщики, похоже, уже согласились на соседство его логотипа (автопортрет с золотым клоунским носом) рядом с Вермеером и Рембрандтом. На книжной ярмарке во Франкфурте в 2015 году Марсель Вандерс презентовал книгу Rijks, Masters of the Golden Age. Внутри — 60 живописных шедевров XVII века из собрания Государственного художественного музея в Амстердаме Rijksmuseum. Уникальный том весит 40 кг и уже украшает библиотеку Rijksmuseum.


Кресло Mad king для Poliform

Под два метра, с осанкой, выдающей многолетние занятия йогой, всегда в черном костюме а-ля клоун или конферансье, с бусами Rainbow на шее. Даже люди, далекие от дизайна, знают, что есть голландский кудесник, который придумывает кружевные кресла, мажет синей краской вазы и блюда, делает светящиеся наряды, выкладывает мозаикой гигантские цветы и калейдоскопические узоры.

Стилистика необарочного наркотического видения была очень успешна в середине 2000-х. Все помнят обнаженных атлетов, а также голых детишек и неодетых стариков, снятых фотографом Эрвином Олафом для рекламы компании Moooi.

Модернистский дизайн презирал декор, Вандерс поставил декор во главу угла. «Хватит функции, нужно больше любви. Больше фантазии, снов, воспоминаний и чувств», — говорит дизайнер. Как этого достичь? Лучшее средство — серийное производство, имитирующее ручную работу. Весь его творческий процесс похож на необходимость написать короткое японское хокку, в котором сойдутся воедино текстура, цвет и символ.

Еще один козырь Вандерса — он единственный дизайнер, который не боится подарить предметам «темную сторону души», выразить испепеляющие страхи и меланхолию (коллекция Monster Сhair).

Марсель признается, что его творчество любят в других странах, но прохладно воспринимают в родной Голландии. А размах его бизнеса свидетельствует о том, что Вандерс со своей иррациональной тягой к прекрасному, с мечтами и фантазиями остается настоящим голландцем, причем самой жесткой модернистской выучки.

Итак, всемирно известный дизайнер, идеолог и вдохновитель новейшего барокко, легендарный голландец, человек-праздник, человек-трансформер, шут, алхимик, сказочник, безудержный талант, развлекательный, провокационный, один из самых харизматичных и модных дизайнеров современности — какими только эпитетами его не награждали!\


Отель Kameha Grand Zurich, Щвейцария

На визитке Марселя Вандерса (Marcel Wanders) скромно написано: «Дизайнер новой эры». Эксцентричный голландец — основатель собственной студии Marcel Wanders Studio в Амстердаме, арт-директор и создатель компании Moooi и множества бестселлеров для знаменитых брендов, таких как Alessi, Flos, Bisazza, Poliform, Louis Vuitton, B&B Italia, Christofle и других.

Сегодня Марсель Вандерс с юношеским энтузиазмом разрабатывает мебель и светильники, создает общественные интерьеры, сотрудничает с всемирно известными компаниями, читает лекции, охотно участвует в необычных проектах – таких, как, например, оформление скульптуры Микки-Мауса к 90-летию знаменитого мультипликационного героя… И всегда говорит начинающим дизайнерам: «Дизайнер сродни волшебнику. Ты формируешь жилую среду, а значит, каноны, по которым существует человеческое сообщество. Ты задаешь правила. Ты демиург, творец, все зависит от тебя».

Марсель признается: «Меня часто называют сказочником. Я делаю необычные вещи, похожие на увеличенные в разы детские игрушки. Однако это не просто нечто забавное или милое. За каждым предметом стоит более глубокий смысл.

Например, несколько лет назад мы создали коллекцию светильников для старейшей стеклодувной мануфактуры мира Barovier&Toso (они даже занесены в «Книгу рекордов Гиннесса»!). Мы использовали цветное стекло и несколько сфер, а венчал композицию колокольчик, мой фирменный знак. Казалось бы, вещь выглядит забавно и только. Но мы использовали старинные техники, с которыми мануфактура работает уже не одно столетие, тем самым воплотив в этих «игрушечных» светильниках ДНК бренда. Я считаю, что важен провенанс, корни, без них у предмета нет будущего».

Вандерс снискал славу благодаря своему яркому таланту, воплощая в жизнь оригинальные концептуальные идеи и создавая великолепные вещи и ослепительные интерьеры. В его работах виртуозно сплетаются достижения передовых технологий, артистизм и любовь к эксцентричности. Жизнерадостный дизайн Вандерса наполнен иронией и остроумием, пробуждает воображение. В то же время созданные им предметы мебели, светильники, интерьерные проекты, декоративный фарфор и керамика исполнены благородной изысканности.

Классические арабески и барочные завитки, вязь и кружево – любимые мотивы дизайнера, которые он виртуозно соединяет с ультрасовременными элементами и приемами. Дизайнер любит удивлять своих поклонников, одновременно оставаясь узнаваемым: «Творческий принцип элементарный: я хочу делать предметы, на которые приятно смотреть и о которых интересно поговорить. Думаю, в моем случае речь надо вести не о стиле, а о том, что старые мастера называли «манерой». Хочу, чтобы при взгляде на любую мою вещь – от керамики до здания – человек говорил: «О, я знаю, это Вандерс!».

Собственный бренд Марсель назвал Wanders Wonders, что можно перевести как «Чудеса Вандерса». Или — как вариант — «Вандерс удивляется». Окружающие удивляются точно. А Марсель, посмеиваясь, в очередной раз напоминает: «Я пришел, чтобы дать вам радость».


Обои Neo Royal

«Моя студия работает не покладая рук! — говорит Марсель . — Во главе стоит арт-директор Габриэле Кьяве, он надзирает за 40 сотрудниками. Так что у нас также хватает времени на «малый жанр»: ароматы для дома, отражающие цикличность жизни (хотите узнать, как пахнет юность или увядание?), или ночники в виде сов и пингвинов — идеальный реквизит для детской.

Я часто говорю, что произведения by Wanders — плод труда всей команды. Мы работаем, дышим как единый организм. Мне кажется, будущее за коллективным: лучшие идеи рождаются в дискуссии. Конечно, ее можно вести с самим собой. Но вместе интереснее. Поэтому, рассказывая о произведениях своей студии, я всегда говорю мы! Посмотрите на нас на моем сайте, мы сделали забавные фото. Я — лишь в ряду многих».

Он проектирует мебель, аксессуары и отделочные материалы, читает лекции, занимается благотворительностью, пишет сказки для детей...

На протяжении своей карьеры Марсель Вандерс был удостоен более 20 различных наград и званий.

Марсель Вандерс был членом жюри различных известных дизайнерских конкурсов. Он преподавал во многих школах дизайна, как в Голландии, так и за границей. Он читает лекции в The Design Academy, Nike, SFMoMA, Limn, IDFA, FutureDesignDays.

Его творения находятся в музеях всего мира: в музеях современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, в музее V&A в Лондоне, в Музее декоративного искусства в Копенгагене и т. д.

За последние годы Марсель проектировал вещи для таких компаний, как PUMA, SWAROVSKI, B&B ITALIA, BISAZZA, POLIFORM, MOROSO, FLOS, BOFFI, CAPPELLINI, DROOG DESIGN, MOOOI.

«Я сделал несколько вещей для проекта Objets Nomades. Это коллекция Louis Vuitton, посвященная предметам интерьера. Вещи выходят ограниченными сериями. Каждый год она пополняется несколькими новинками, которые бренд традиционно презентует в рамках эффектных инсталляций. Я заявлен с креслом-качалкой и модульной подвесной ширмой. Несколько лет назад я впервые участвовал в проекте со своим шезлонгом. Он состоял из нескольких секций, которые нужно было скрепить друг с другом. В сложенном состоянии модель была похожа на компактный тубус. В этом году я сделал для LV напольное зеркало, украсив раму кусочками зеркальных фацетов. Ты множишься на глазах!» , — делится Вандерс.

МАРСЕЛЬ ВАНДЕРС:
«Я НЕ БУДУ ДЕЛАТЬ ПРОГНОЗОВ, НО УВЕРЕН В ОДНОМ: ЛЮДЯМ НУЖНЫ ЭМОЦИИ. ЭТО САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ. ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ПРЕДПОЧТЕТ ЗРЕЛИЩНЫЙ ИНТЕРЬЕР СКУЧНОМУ, ПОТОМУ ЧТО В НАС ЗАЛОЖЕНА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ УДИВЛЯТЬСЯ. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОХИМИИ, КОГДА ВЫ УЗНАЁТЕ ЧТО-ТО НОВОЕ, ЭТО СПОСОБСТВУЕТ ВЫРАБОТКЕ ЭНДОРФИНА, ГОРМОНА СЧАСТЬЯ. НА ЭТО МОЖНО ПОДСЕСТЬ».

При этом он продолжает жить при скромной студии в Амстердаме, а по городу передвигается на велосипеде...

Творения Марселя Вандерса – это инвестиции, доставляющее огромное эстетическое удовольствие. Как любой мастер (художник, поэт, композитор), Вандерс с особым трепетом относится к некоторым своим работам. Среди них, конечно, принесший дизайнеру мировую известность Knotted Chair, отель «Lute Suites» в Амстердаме, «драгоценные» коллекции сантехники «Aqua Jewels» и табуреты «Stone».


По материалам интернет