Редакция:
г. Новосибирск

Марсель Брёйер: Баухаус, мебель из трубок и архитектура

Дата публикации: 15.11.2022 Количество просмотров: 361

«Творчество этого архитектора не было связано с каким-либо одним стилем или течением в искусстве, он свободно использовал широкий диапазон форм, конструктивных идей и материалов, поэтому его работы предлагают огромное разнообразие вариантов даже по современным меркам», — так в энциклопедии «Кругосвет» сказано о Марселе Лайоше Брёйере, одном из основоположников промышленного проектирования мебели модернистского направления.

На свет будущий талант появился в Пече, в Венгрии 21 мая 1902, в еврейской семье. В юности он переехал в Вену, где недолго посещал Академию изящных искусств. Обстановка в этой академии была далека от того, что Брёйер ожидал там увидеть — слишком много скучной теории и недостаточно творчества — поэтому он ее покинул довольно быстро. Марсель, по словам одного из его биографов, Роберта Маккартера, в итоге, «ушел в тот же день, когда туда вошел». Затем он отправился в германский Веймар, и в 1920 году поступил в недавно открывшийся «Баухаус» — Высшую школу строительства и художественного конструирования, став одним из самых молодых студентов. Основатель школы — авторитетный архитектор Вальтер Гропиус — по достоинству оценил способности и потенциал Брёйера, доверив ему вскоре руководство столярной мастерской. «С помощью искусства способствовать развитию общества — такова была официально провозглашенная цель «Баухауса». Отцы-основатели этой школы мечтали о том, чтобы ее прикладное искусство служило «новому человеку». Отсюда — стремление свести воедино различные направления искусства и ремесла. Проектируемые объекты, согласно принятой концепции, должны были соответствовать производственным процессам — так, чтобы продукцию можно было производить быстро и дешево.

В 1925 году, когда школа Гропиуса переехала из Веймара в Дессау, Брёйер вернулся в неё после краткого пребывания в Париже, чтобы присоединиться к числу преподавателей. А среди них, между прочим, был и Василий Кандинский, художник и теоретик, которого считают пионером абстрактного направления в искусстве. Стоит также назвать художников и преподавателей Йозефа Альбертса и Пауля Клее. Педагогическую деятельность Марсель вел в школе в качестве магистра на архитектурном факультете.

Воплощением оригинальных творческих идей Брёйера стал дизайн мебели.

Шезлонг Isokon. 1936

Брёйер, как и другие адепты Баухауса, мечтал ввести в обиход недорогую многофункциональную мебель для человека со скромными доходами. Студенты и преподаватели Школы экспериментировали с материалами и формами ради вещей с отсутствием лишних «нефункциональных» деталей. Предмет мебели — это предмет, пригодный для массового производства, комфортный и эргономичный. В 1924 году в своем эссе «Форма и функция» он писал: «…стул не должен быть «вертикальным» или «горизонтальным», он не должен быть «экспрессивным» или «конструктивистским»; не должен быть произведен исключительно из соображений целесообразности или чтобы соответствовать столу; он должен быть просто хорошим стулом и в таком качестве хорошему столу он обязательно подойдет».

«Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Брёйер оказался тем дизайнером, который предвидел, что массовое производство станет крайне зависимо от того, каким образом спроектированы предметы — красиво или некрасиво. Возможно, широкое применение конструкций из стальных трубок — то, благодаря чему Брёйер наиболее известен. В 1925 году он создает кресло B3, применив в мебели ту же технологию, что и при создании велосипеда. (Считается, что Брёйера вдохновил гнутый металлический руль велосипеда компании Adler.) Холст защищал от контакта с холодным металлом и делал «машину для сидения» мягкой. Как говорил сам Брёйер, в нем можно было ощущать себя словно на «упругом потоке воздуха».

Кандинский был в восторге от этой модели, и получил дополнительно сработанный образец в подарок. Такой стул оригинальной конструкции был заново востребован в 60-х годах. Итальянский его производитель, зная, что Кандинским был с благодарностью принят от Марселя Брёйера первый пост-прототип, назвал модель этого стула «Василий».

Кресло B3, позже названное в честь Кандинского Wassily, дало толчок к проектированию из стальных трубок всего на свете: шезлонгов и стеллажей, столиков и кроватей. Он создал выразительные модели так называемых «консольных стульев» — без задних ножек, чью опору обеспечивают две передние ножки, изогнутые у пола под прямым углом, и часто объединяемые на полу в виде прямоугольника. Так как нагрузка на ножки такого стула (две вместо четырёх у обычных стульев) значительно выше, их изготавливают из прочного материала — здесь необходим металл. Помимо стульев, существуют консольные табуреты, скамьи, кресла и даже диваны. Именно эти предметы стали ассоциироваться с мебельными достижениями Баухауса. Их стали выпускать огромными тиражами: они лучше всего соответствовали духу времени — были экономичными, легкими в уходе, нравились своей четкой концепцией. Предметы Брёйера выглядели просто, но незабываемо.

С помощью этой стальной мебели Брёйер задумал изменить также и интерьеры, и это у него получилось. В 1930-е годы он активно преображает пространства с помощью объектов, выполненных из алюминия, стали, фанеры и древесины. Проекты апартаментов в Германии и Швейцарии стали знаковыми для своего времени и до сих пор являются ярким образцом функционализма.

Офисное здание в Коннектикуте. 1968

В моделях из дерева влияние на Брёйера оказали в определенной степени голландские дизайнеры Геррит Ритвельд и Тео Ван Дусбург. Работы Брёйера попали в поле зрения Ле Корбюзье и Миса Ван дер Роэ. У них Марсель перенял часть их стилистики и использовал ее в своем творчестве. Вальтер Гропиус привлек Марселя Брёйера к работе над интерьерами для комплекса Немецкой ассоциации художников, архитекторов, дизайнеров и промышленников в поместье Вайсенхоф. А сами здания проектировал Ле Карьюзье, и теперь они являются частью Всемирного архитектурного наследия.

В 1935 году, по предложению того же Гропиуса, после закрытия пришедшими к власти нацистами «Баухауза», Брёйер, проведя два года в Венгрии, переехал в Лондон. Там он познакомился с Джеком Причардом, владельцем компании «Isokon», который предложил ему спроектировать мебель для своей фирмы. Причард заинтересовался в те годы фанерными конструкциями и загорелся желанием производить у себя подобную мебель. Одной из разработок Брёйера стал, так называемый, «длинный стул». Он считается одним из самых важных предметов мебели, возникших в эпоху межвоенного модерна. Ныне образцы его находятся в постоянных коллекциях нескольких всемирно известных музеев, включая Музей Виктории и Альберта. «Длинный стул» явился адаптацией предыдущей конструкции шезлонга с алюминиевой рамой, которую Брёйер спроектировал в 1932 году.

Брёйер изумлялся, почему мебель в его поколении создают исключительно архитекторы: «Интересно, — писал он, — что современная мебель продвигается не профессиональными дизайнерами мебели, а архитекторами». Он постарался изменить эту ситуацию и оказался тем человеком, который перенес принципы, усвоенные им в дизайне мебели, в большую архитектуру. Очевидно, что его ранние архитектурные и интерьерные проекты, такие как сборный стальной дом Kleinmetallhais (1925 г.) и дома Bambos (1927 г.), в значительной степени опирались на его мебельные проекты. В 1925 году бюро Марселя Брёйера спроектировало первый префаб Kleinmetallhais: жилье для одной семьи. Стеновые, оконные и дверные панели можно было зафиксировать на готовой модульной раме, что позволяло построить дом всего за три недели — неслыханные для той поры сроки. Каждый дом имел жилую зону двойной высоты со спальнями в мезонине и террасой на крыше.

Стулья B32. Thonet. 1920-е

Брёйер мечтал о славе архитектора. В 1928 году он открывает в Берлине свою мастерскую. И спустя всего несколько лет он уже может похвастаться несколькими завершенными проектами в духе рационализма: дом Гидиона Зигфрида в Цюрихе (1934 г.), дом Харнишмахера в Висбадене и жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе.

Позднее партнером Брёйера стал Фрэнсис Реджинальд Стивенс Йорк, один из первых британских архитекторов, начавших проектирование в стиле модерн. По его заказу Марсель Брёйер создал проекты нескольких зданий. Наряду с этим, в компании «Isokon» Брёйер, правда, не долгое время, руководил отделом дизайна. Тогда же он выдвинул идею «городского центра будущего». Но широкого простора для творчества у Марселя на британских островах не оказалось. К тому же, в Европе все ощутимее становилось приближение мрачных времен, и Брёйер решил эмигрировать в Соединенные Штаты. На это повлиял и тот факт, что в 1937 году его наставник Гропиус принял назначение руководителем Высшей школы дизайна в Гарварде. И Брёйер тоже стал преподавать там. Их тандем в сочетании с местными традициями и тенденциями в немалой степени повлиял на формирование американского способа проектирования современных домов общественного назначения и частных особняков. Примером совместной работы двух талантливых людей служит так называемый «Дом Франка» в Питтсбурге, спроектированный Гропиусом. А интерьеры и дизайн мебели выполнил в нем Брёйер. Но в дальнейшем пути их разошлись — каждому хотелось полной независимости, хотя они замечательно дополняли друг друга. Но амбиции часто оказываются выше совместных интересов. Брёйер женился на общей их секретарше Констанс Крокер Лейтон (это был второй его брак) и, проработав еще несколько лет в Кембридже, в 1946 году переехал в Нью-Йорк, чтобы там начать самостоятельную деятельность, продолжившуюся до конца его дней.

Марсель Брёйер был награжден золотой медалью Американского института архитекторов на ежегодном юбилейном, сотом, его съезде в 1968 году в Портленде, штат Орегон. По иронии судьбы это совпало с общей критикой одной из получивших широкую известность творческих идей — намерения спроектировать многоэтажное офисное здание на базе Центрального вокзала в Городе Большого Яблока. Проект так и не был реализован (его забраковала комиссия по ландшафту), и это стоило Брёйеру многих друзей и сторонников, а Верховный суд США подтвердил право муниципальных властей Нью-Йорка и других городов защищать свои достопримечательности и отклонять те или иные проекты по веским на то причинам.

В течение своей жизни Брёйер редко признавал влияние работ других архитекторов на свое творчество, но он определенно перенял некоторые их конструкторские идеи. А незадолго до смерти он заявил в интервью, что считает своим главным вкладом адаптацию работ старых архитекторов к потребностям современного общества. В своих работах Брёйер стремился к функциональной чёткости композиции, к ясности структуры сооружений, к компактности планов и объёмов. Постройки Марселя Брёйера демонстрируют достижения и возможности современной архитектуры и отличаются пластической выразительностью, мастерским использованием конструктивных и художественных возможностей материалов. «В любой постройке меня в одинаковой мере интересуют и любая ничтожная деталь, и вся структура целиком», — так высказывался Брёйер о принципах своего творчества.

Кресло Wassily. 1925. Выпускает Knoll

«Дом Геллера», сооруженный в 1945 году, стал одним из первых, где была использована концепция «двухъядерного» здания Брёйера — с отдельными крыльями для спален и для гостиной (столовой), а также для кухни, разделенной прихожей. Оригинальная крыша этого дома с уклоном к середине вошла позднее в популярный «Словарь стиля модерн». Для себя Брёйер построил два дома в Нью-Ханаане, в штате Коннектикут: один из них сооружался с 1947 по 1948 год, а другой — с 1951 по 1952 год. Добавим «демонстрационное здание», возведенное в 1949 году, вызвавшееся волну интереса к работам Марселя. После того, как демонстрация этого проекта закончилась, «Дом в саду», как он был назван, разобрали и переправили вверх по реке Гудзон для повторной сборки — в поместье Рокфеллеров в Покантико-Хиллз. В пятидесятые годы архитектурная практика мастера стремительно развивалась. Это привело к созданию «Ассоциации Марселя Брёйера» (в 1957 году), которая удостоилась множества престижных наград. Одним из двух важных зданий общественного значения, спроектированных Брёйером, была штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже. Здесь уместен краткий комментарий: В 1951 году комитет по планированию ЮНЕСКО изучил возможность создания новой штаб-квартиры в 7 округе Парижа. Первоначально в качестве главного архитектора был предложен Ле Корбюзье. Однако, представителями Госдепартамента США было наложено вето на эту рекомендацию: в свое время разразился скандал по поводу неточной реализации планов Ле Корбюзье в здании ООН в Нью-Йорке: чрезмерные финансовые требования французского архитектора заставили американцев отказаться от дальнейшего сотрудничества с ним. Проект Марселя оказался лучшим, а строительство завершилось в 1955 году. Второй масштабный труд — Генеральный план монастыря и церкви в аббатстве Святого Иоанна в Миннесоте (1954 год). Необходимо упомянуть еще и небоскрёб «AT Tower» в Кливленде. Реализованные в них творческие идеи стали поворотным моментом в карьере Брёйера: они обозначили его переход к более крупным проектам после многих лет работы в «локальном» дизайне. Профессиональное кредо мастера сформулировано в его книге «Свет и тень, философия архитектора», опубликованной в 1955 году. В 1966 Брёйер завершил работу над проектом Музея американского искусства Витни на Мэдисон-авеню 945 в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. Он также создал проект штаб-квартиры Министерства жилищного строительства и городского развития США в Вашингтоне. Поначалу эта работа Брёйера получила одобрение, но в дальнейшем превратилась в объект критики. Так бывший министр жилищного строительства и городского развития Джек Кемп описал это здание как «10 этажей подвала». Бывший госсекретарь США Шон Донован, заявил, что «здание это является одним из самых оскорбляемых во всем Вашингтоне — и не без оснований». Другие критики утверждали, что дизайн Брёйера не оригинален и, по сути, имитирует штаб-квартиру ЮНЕСКО и Исследовательский центр IBM, которые он спроектировал несколькими годами ранее. Но это архитектора в уныние не повергло. На протяжении почти 30 лет Марсель разработал проекты почти 100 зданий, трудясь, бок о бок, с единомышленниками, разделяя с ними успехи. В их ряду были Пьер Луиджи Нерви, Герберт Бекхард, Роберт Гатье, Гамильтон Смит, Тициан Папахристу, Марио Хосса и Гарри Зайдлер. Сотворчество их охватывало не только американский, но и европейский континент. И позитивных отзывов было во много раз больше, чем критики. В 1972 году музей «Метрополитен» организовал большую выставку работ Брёйера.

Марсель Лайош Брёйер скончался в своей квартире на Манхэттене 1 июля 1981 года. Его партнеры в течение нескольких лет держали офисы в Париже и Нью-Йорке на его имя и с его разрешения, но после их выхода на пенсию все эти конторы были закрыты. Брёйер подарил свои профессиональные документы и рисунки библиотеке Сиракузского университета в конце 1960-х годов. Остальные его материалы, в том числе и большая часть его личной переписки, были переданы в Архив американского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, его вдовой Констанс, ушедшей из жизни в 2002. Выставки дизайнерских работ Брёйера проводятся до сих пор, а идеи «Баухауза» сохраняют значение и в XXI веке. Более того, мебель дизайна Марселя Брёйера переживает ныне, как утверждают специалисты, период возрождения популярности.


По материалам интернет

(Статья вышла в журнале «Мебельщик Сибири» № 16 за 2022 год)