Редакция:
г. Новосибирск

Марио Беллини: история жизни и лучшие проекты

Дата публикации: 30.05.2022 Количество просмотров: 929

Марио Беллини родился 1 февраля 1935 года в Милане. В 1959 году окончил архитектурный факультет Миланского технического университета. Но, как большая часть его соотечественников и коллег по профессии, в 1960-е, вместо проектирования зданий с головой погрузился в промдизайн. В 1961-м он стал арт-директором крупнейшего миланского универмага La Rinascente, который сыграл важную роль в продвижении итальянского дизайна. А вскоре и сам начал заниматься дизайном — правда, не мебели, а оргтехники.

В 1963 году Марио стал главным консультантом по дизайну компании Olivetti и вскоре разработал модель одного из первых прототипов персональных компьютеров. Programma 101 ознаменовала начало новой компьютерной эры и стала образцом технического дизайна. Беллини занимал эту должность до 1993 года и за 30 лет работы выпустил множество удобных и эргономичных печатных машинок, кассовых терминалов, телетайпов и принтеров.

Olivetti — главный по калькуляторам в Италии (и один из мировых лидеров по производству оргтехники вообще). Компания всегда активно привлекала к сотрудничеству молодых талантливых дизайнеров, например, ещё в 1958 году Olivetti пригласил Этторе Соттсасса возглавить отдел проектирования.


Портативная печатная машинка ETP 55 из собрания музея MoMA, дизайн Марио Беллини, 1985-86.

Политика Olivetti в области промышленного дизайна — это признание того, что в компетенции дизайнера находятся не только эстетика и стиль. В первую очередь, это специалист по связи между человеком и машиной, своеобразный «коммутатор», адаптирующий холодную логику техники к живым человеческим потребностям. В этом аспекте Беллини и Olivetti нашли полное взаимопонимание.

Задача, стоявшая перед новичком в Olivetti, была не из лёгких. Как сделать все эти принтеры, калькуляторы, терминалы и т. п. «машинки» внешне приятными, «человечными» и при этом не навредить их функциональности? Клерки до сих пор могут быть благодарны Беллини за то, что их офисы заполонили не безразличные холодные механизмы, а изящные и красивые «помощники», позволяющие чувствовать себя в этой рутинной рабочей атмосфере значительно уютнее.

За время сотрудничества с Olivetti (вначале — как штатный дизайнер, а позже — как постоянный ведущий консультант) Беллини спроектировал несколько десятков моделей электронной конторской техники. До его прихода на фирму политика Olivetti строилась на временном сотрудничестве с дизайнерами — от проекта к проекту. Белинни смог построить крепкое ядро, которое притягивало лучшие дизайнерские силы.


Электронный калькулятор Divisumma 18, дизайн Марио Беллини, Olivetti, 1973.

В 1963 году Беллини открыл собственную студию Studio Bellini, и у дизайнера началась новая эпоха. Для фабрик Cassina и B&B Italia он спроектировал стул и кресло CAB (Cassina) и диван Le Bambole (B&B Italia), которые стали культовыми и вошли в постоянную коллекцию МоМА. С мебельной фабрикой Cassina Марио Беллини сотрудничает на протяжении многих лет. Начиная с 1970-х годов, Беллини проектирует для нее мебель простых и ясных форм, вдохновленную функциональными образцами европейского дизайна 1920-х годов.

Стул CAB для Cassina, выпущенный в 1977 году, полностью отделан кожей. Внутри помещается прочный металлический каркас. Беллини утверждал, что его шедевр напоминает строение человека: кожа, скрывающая структурное основание. Модель сочетает функциональность и конструктивную основу с удобством и простотой.

С 1966 года, момента основания компании B&B Italia (тогда она называлась C&B Italia), Марио Беллини сотрудничает с этой маркой. В 1972 году он разрабатывает для нее кресло Le Bambole («Куколка»), которое стала символом дизайна 1970-х. Кресло рекламировала полуобнаженная любимица Энди Уорхола (Andy Warhol) модель Донна Джордан. По требованию цензуры на изображение позировавшей топлес Донны была наложена черная полоска. Но продажи скандальной модели после этого только выросли, и в 1979 году она была удостоена высшей итальянской премии в области промышленного дизайна Compasso d’Oro. Кстати, всего Беллини получал эту награду целых восемь раз.


Серия мебели Cab для CASSINA (1977)

Классикой дизайна стали: серия мебели, Cab (основа стула представляет собой простой каркас из металлических трубок, поверх которого с помощью застежки «молния» накладывается кожаное «седло») для CASSINA (1977), стол «Коллонато», серия мягкой мебели Le Bambole для B&B Italia (1972), кресло «932/2» (1965) — редизайн «Гран Комфорт» Ле Корбюзье. В 70-е годы Беллини активно сотрудничает с компанией Markatre. Ему удается создать электронно-мебельный симбиоз в проекте «Планета офис» — комплексной системе конторской мебели и конторского оборудования.

Stardust — революционный продукт, который Марио Беллини создает для Meritalia. Мебель наводит на мысль о звёздах на ночном небосклоне. Необычная идея заключалась в том, чтобы использовать внутри «равиоли из воздуха», подобные тем, которые обычно используются для упаковки, и металлическую сетку из тонкой нержавеющей стали в качестве каркаса. Внутри располагаются светодиоды малой потребляемой мощности, которые превращают мебель в источник приглушённого света. Stardust обладает ко всему прочему и другим важным качеством: кресло можно поднять буквально одной рукой!


Кассетная дека TC 800 для YAMAHA и ее архитектурный прообраз

Когда Vitra решила заняться офисным сегментом, именно Марио пригласили спроектировать мебель — и он разработал целую коллекцию кресел, подстраивающихся под каждого пользователя.

Беллини до этого времени еще не доводилось проектировать офисные стулья.

Но он имел репутацию опытнейшего «офисного» дизайнера, блестяще решал эргономические и функциональные задачи при проектировании конторского оборудования. И поэтому именно ему Vitra доверила свой офисный дебют.

Беллини в соавторстве с Дитером Тилем создает модели: Figura, Persona, Imago, Onda, Summa и Forma.. В них совместились мастерство Беллини, как мебельного дизайнера и его опыт работы с механизмами. Напичканные разнообразной техникой стулья остались весьма удобны и эстетически привлекательны.

Persona наиболее насыщен адаптивными возможностями: уровень сидения автоматически регулируется контроллером массы, спинка принимает нужное положение, когда на стул садятся. Этот стул предупредительно откликается на все пожелания хозяина. Imago выглядит элегантно-современно. Figura имеет в своем облике эффектную деталь — съемный ремень, который перетягивает спинку в нижней части.

Вращающиеся офисные кресла, созданные Марио Беллини для мебельного концерна Vitra, можно считать некоей отправной точкой, с которой начал развиваться дизайн непосредственно офисной мебели.

Вращающиеся стулья Беллини, разработанные в 70-х для VITRA, стали прародителями современной офисной мебели. Успех первых офисных стульев предопределил дальнейшее развитие офисной линии Vitra. В соответствии с тенденциями в этой области, Vitra стремится создавать не столько предметы офисной обстановки, сколько единую офисную среду.

Образцом такой офисной среды стала разработанная Беллини в 1988 году серия Metropol. Эта серия основана на четком функциональном разделении пространства офиса: рабочее место больше не статично и может изменяться согласно индивидуальным запросам. Возможности комбинаторики всех элементов просто безграничны: кроме обычной одноуровневой стыковки используются соединения на разных уровнях. Техническое оборудование и документы могут располагаться над главным столом на дополнительных рабочих поверхностях или под ним в специальных подвижных контейнерах-тумбах, оставляя таким образом рабочее пространство свободным.

В своем портфолио Беллини собрал проекты для всех звездных брендов: Artemide, Driade, Candy, Castilia, Flou, Kartell, Meritalia, Natuzz, Poltrona Frau и других.


Первый в мире персональный компьютер Programma 101, дизайн Марио Беллини, Olivetti, 1965.

Итальянский дизайнер и архитектор Марио Беллини (Mario Bellini) часто говорил в своих интервью, что гораздо сложнее заново изобрести простой стул, чем придумать современный калькулятор. Он считает, что сложность вещей кроется в их простоте: ясности формы и мнимой очевидности решений. Этот принцип он последовательно реализует вот уже почти пятьдесят лет и при создании мебели, и в своих архитектурных проектах.

«Пожалуй, самым древним предметом конструктивно сложной мебели является стул. Это также может быть причиной того, что именно этот элемент, основной образ которого — четыре ноги, сиденье и спинка — наиболее глубоко укоренился в коллективной памяти. Используя Cab, я попытался создать кресло таким, каким оно было всегда, хотя в соответствии с подходом, описанным ранее, я также рассматривал стул как протез и «расширение» тела. В результате образуется несущий скелет с растянутой на нем кожей, который упруго вмещает тело человека», — делится Марио Беллини.

Еще одной большой страстью Беллини были столы: центральное убранство нашей повседневной жизни, а также место работы, многих праздничных, административных, политических случаев.


Стол Bolt, B&B Italia, 2017

 

Для создания модели Bolt мастер отложил в сторону дерево, любимый благородный материал, из которого до сих пор создавал все свои столы. На этот раз Беллини хотел попробовать поработать с железом: «Я пересек три прочных профиля под прямым углом — как это часто делается в архитектуре — и связал их друг с другом последовательно, скрепив с помощью мощного болта».

Bric — обеденный стол диаметром 160 см, изготовленный из прочного скального дуба, толщина верхней части которого составляет 5 см. Столешница поддерживается четырьмя ногами, каждая из которых сделана из брикколы (настоящей сваи из венецианской лагуны, к которой швартуют лодки) в форме спирали. Ножки широко расставлены, чтобы обеспечить стабильность, но, что более важно, дать оптическое и эмоциональное чувство равновесия.


Серия мягкой мебели Le Bambole для B&B Italia (1972)

В конце 1980-х Марио Беллини начинает работу в архитектурной сфере. И сразу по-крупному — он открывает бюро Mario Bellini Architects, которое успешно работает по сей день. Среди зданий, которые спроектировал и построил Марио Беллини, — Токийский центр дизайна, Национальная галерея Виктории в Мельбурне, штаб-квартира Deutsche Bank во Франкфурте, Музей истории города Болоньи, здание Департамента исламского искусства в Лувре, Терминал 3 в римском аэропорту Фьюмичино и Музей Форума в центре Рима. В 2015 году на Миланской триеннале его наградили золотой медалью за карьеру в области архитектуры.

Один из самых масштабных архитектурных проектов Марио Беллини— реконструкция виллы Villa Erba на озере Комо. С конца XIX века она принадлежала семейству Эрба. В 1920 году ее унаследовала Карла, супруга герцога Висконти, один из сыновей которой — известный кинорежиссер Лукино Висконти (Luchino Visconti) — часто бывал здесь и запечатлел интерьеры дома в своих знаменитых кинолентах «Людвиг» и «Леопард». В 1986 году семейство Висконти продало виллу государству и здесь началась модернизация, которую возглавил Беллини. Работы продолжались четыре года и стали одним из первых прецедентов современной реконструкции исторического здания. В 2004 году вилла засветилась в фильме «Двенадцать друзей Оушена».


 Диван Le Bambole, дизайн Марио Беллини, B&B Italia.

Среди последних работ Беллини — проект городской библиотеки в Турине (Torino Cultural Centre), который выиграл конкурс и будет реализован к 2009 году. Его стоимость составляет 220 миллионов евро и, возможно, он станет новым символом города.

Проект основан на модели больших библиотек Парижа, Гааги и Нью-Йорка, и станет первой библиотекой Италии, построенной в соответствии с англосаксонской моделью. Библиотека должна стать тем местом, куда люди приходят не только чтобы провести исследование, но и просто скоротать день за чтением книг или газет. Здание с прозрачными стенами и волнообразными формами было прозвано «кометой», потому что оно представляет собой семиэтажную башню с четырёхэтажным «хвостом». На вершине 40-метровой башни, похожей на перевёрнутый стакан, находится обсерватория.


Модульная софа Le Mura, дизайн Марио Беллини, Cassina, 1972. 

Выставочный дизайн и музейная сценография — еще одна сфера, где преуспевает Марио Беллини. Как большой поклонник искусства и коллекционер, он не мог обойти ее стороной. За свою карьеру он оформил по крайней мере два десятка различных выставок, посвященных истории дизайна, современной архитектуре, искусству Ренессанса и барокко.

В 1970-е годы Марио Беллини также работал на автомобильную промышленность и, в частности, на концерн Citroën, для которого в 1972 году он разработал концепт-кар Kar-a-sutra. Эта модель создавалась для нашумевшей выставки итальянского дизайна «Italy: The New Domestic Landscape» в музее МоМА в Нью-Йорке и вошла в историю автодизайна как один из самых оригинальных концептов. Мягкое ложе на 12 человек для интерьеров «камасутробиля» было изготовлено на фабрике Cassina. В 1978 году Марио Беллини стал дизайн-консультантом компании Renault.


Обеденный стулья CAB 412, дизайн Марио Беллини, Cassina, 1970-е гг.

«Мир мебели связан с человеком и с историей жизни. Мир автомобилей связан с приручением механизмов и превращением их в своего рода «мебель», которое делает его удобным и понятным для человека», — говорил Марио.

Подавляющее большинство проектов Марио Беллини (Mario Bellini) создано под влиянием классической школы дизайна, которой руководили конкурентоспособность, возможность массового производства и коммерческая успешность. Таким образом, его работа во многом формальна, её можно рассматривать как попытку сделать «хороший итальянский дизайн» синонимом промышленности и культуры.


Концепт-кар Citroën Kar-A-Sutra, проект Марио Беллини совместно с фабрикой Cassina для Citroën, 1972.

Неизменно подтверждая репутацию настоящего мастера, Беллини всегда создавал притягательные для взгляда объекты, не теряющие при этом в функциональности. Благодаря возможности массового производства Беллини еще раз доказал, что настоящий итальянский дизайн, в самом хорошем понимании, может стать синонимом промышленности. Созданные им десятки моделей техники и мебели всегда имели огромный коммерческий успех.

Кроме своей непосредственной работы Беллини занимается преподавательской и общественной деятельностью: 1969-71 гг. — вице-президент Ассоциации промышленного дизайна (ADI); 1982-83 гг. — преподает в Колледже Прикладных Искусств в Вене; 1983-85 гг. — преподает в Domus Академии в Милане.


Villa Erba на озере Комо 

С 1986 по 1991 год Беллини возглавляет «Domus» — авторитетнейший итальянский журнал в области дизайна. Он читает спецкурсы по дизайну в академии «Domus», в других вузах Италии, в Королевском Колледже искусств в Лондоне. Беллини также преподавал в Колледже Индустриального дизайна в Венеции. Он курировал «The Domestic Project», выставку, прошедшую в 1986 году в Милане.

Восемь раз Беллини становился лауреатом премии Compasso d'Oro («Золотой циркуль»). В 1987 году ньюйоркский Музей современного искусства (MoMA) организовал ретроспективу его работ (к тому времени уже 25 объектов находились в постоянной коллекции, включая легендарные диван и кресло Le Bambole, B&B Italia, 1972, премия Compasso d'Oro). До Беллини такой чести прижизненно не удостаивался ни один дизайнер. В декабре прошлого года Италия вручила ему Золотую медаль за достижения в области архитектуры.

Мебель Stardust для Meritalia. Большие и удобные «светильники», на которых можно сидеть.

«Идея рождается в голове, когда рука еще неуверенно сжимает карандаш... Но только когда карандаш осмеливается коснуться бумаги, бросить вызов ее белизне, идея захватывает тебя полностью. Тогда голова диктует руке, а та придает идее зримый облик. Больше всего на свете я люблю это белое пространство чистого листа, на котором возможно все без ограничений», — рассказывает Марио Беллини.

За долгую карьеру он спроектировал множество предметов, ставших иконами дизайна. Печатные машинки и платежные терминалы для Olivetti, стулья и диваны для B&B Italia и Cassina, офисные кресла для Vitra, светильники для Artemide и Flos, кровати для Flou, столы для Poltrona Frau, автомобили для Renault, Lancia и Citroën, вазы и столики для Kartell, газовые плиты для Smeg, посуда для Rosenthal — наверное, нет такого раздела в промышленном дизайне, где бы не поработал Марио Беллини. Что бы он ни создавал, в подходе чувствуется высокая культура и уважение к предмету.


 Департамент исламского искусства в Лувре, Марио Беллини, 2012.


По материалам интернет