Редакция:
г. Новосибирск

Мари Коппанен обтягивает коллекцию сидений традиционной трансильванской грибной кожей

Дизайнер мебели Мари Коппанен воскресила похожий на замшу материал, который исторически производился в некоторых частях центральной Румынии из копытного гриба, для обивки круглого табурета и соответствующей скамьи.

Коллекция Fomes была разработана в честь титульного гриба, который также известен как fomes fomentarius и растет в форме копыта лошади. Деревянные ножки сидений сделаны из тех же берез, на которых он обычно растет.

Все стульчики покрыты пушистыми шерстяными сидушками и листами амаду, кожаного материала, полученного из плодов гриба, который мастера в регионе Трансильвании используют для изготовления шляп и других аксессуаров в альпийском стиле с 1840-х годов.

Переосмысливая его для использования в современной мебели, Коппанен надеется сохранить этот умирающий навык, а также исследовать этот материал в качестве заменителя кожи животных.

«Это ремесло находится под угрозой исчезновения, так как количество семей, практикующих его, заметно сократилось за последние десятилетия», — сказала Коппанен, которая изучает амаду в рамках своей докторской диссертации в Национальной академии искусств Осло. — Это уникальное ремесло, и материал может иметь большой потенциал в будущем. По сравнению с кожей, он не требует умерщвления животного или тяжелых процессов замачивания, дубления и окрашивания. Материал полностью биоразлагаем и является натуральным».




Основание табурета и четыре ножки скамейки изготовлены из березовой древесины, обернутой в амаду.

Коппанен начала учиться работать с амаду для своего магистерского проекта четыре года назад, проведя неделю с некоторыми семьями, которые занимаются этим ремеслом в восточной трансильванской деревне Корунд с XIX века.

Хотя практикующих осталось мало, она говорит, что инструменты и методы остались такими же, как и почти 200 лет назад.

«Знания передаются из уст в уста и из поколения в поколение», — пояснила дизайнер.

Процесс начинается с использования острого серпа, чтобы снять твердый внешний слой копытного грибка.

Это показывает его губчатые внутренности, которые обрезаются по форме, тщательно растягиваются и сглаживаются вручную небольшими круговыми движениями, прежде чем оставить сохнуть.

«Это выглядит просто, но требует много практики и знаний, — сказала Коппанен. — Вы также должны будете знать, какие грибы выбрать, глядя на их возраст, цвет и форму. Я получила свое обучение у экспертов, но мне определенно нужно еще 10 лет, чтобы освоить это».

Амаду обвивается вокруг основания табурета и ножек скамейки. Традиционно кусочки амаду соединяют с помощью клея, изготовленного из коллагена костей животных. Но вместо этого Коппанен выбрала веганский переплетный клей, купленный в небольшом магазине в ее родном Хельсинки.

Сама кожа гриба имеет текстуру и теплый коричневый цвет, напоминающие замшу, хотя ее волокна короче и немного менее прочны.

Амаду уже давно используется в качестве растопки, а кусочки материала были найдены на мумифицированных останках Эци Ледяного человека, который умер в Альпах более 5200 лет назад.


Но губчатая текстура амаду также делает его хорошо впитывающим, и стоматологи использовали его для остановки кровотечения до появления медицинской ваты.

«Материал запечатывает жидкость внутри себя и обладает противовоспалительным эффектом, — сказал Коппанен. — Плодовое тело этого гриба может расти до 10 лет, что является большим сроком для гриба, поэтому он вырабатывает антисептические ферменты для защиты от различных угроз, таких как насекомые и личинки».

Коппанен использовала амаду в качестве заменителя кожи животных в ряде предметов современного дизайна, включая сумки и жилеты.

Но широкомасштабное внедрение материала ограничено его предложением, и, по мнению дизайнера, оно всегда должно идти рука об руку с пониманием его истории.

«Грибы-трутовики широко распространены в Европе и Северной Америке, но им требуется довольно специфическая среда, чтобы вырастить мягкий и гибкий слой, необходимый для изготовления амаду», — рассказывает Мари. — Это ограниченный ресурс не только географически, но и потому, что нужно быть талантливым ремесленником, чтобы знать, какие грибы собирать и как их обрабатывать. Я не верю, что амаду предлагает прямую альтернативу вредному массовому производству текстиля и кожи — по крайней мере, пока, но это дает нам отличное направление, к которому нужно стремиться».

Кожа гриба стала модным словом в индустрии моды в последние месяцы, поскольку крупные бренды, включая Hermès, Stella McCartney и Adidas , экспериментируют с использованием этого материала в качестве альтернативы шкурам животных.

Вместо того, чтобы полагаться на традиционный ремесленный процесс, такой как амаду, они обычно изготавливаются в лабораториях компаниями, производящими биоматериалы, где использую корневую систему грибов, известную как мицелий , а не их плоды.


По материалам интернет