Редакция:
г. Новосибирск

Хайме Айон : между дизайном и искусством

Дата публикации: 16.02.2022 Количество просмотров: 478

Молодой испанский дизайнер Хайме Айон уже успел попасть в первую сотню лучших дизайнеров мира по версии журнала Time...
В чем же заключается секрет популярности мадридского дизайнера Хайме Айона? Почему влиятельные издания и журналы используют в отношении его персоны такие громкие эпитеты как «создающий дизайн современности» и «самый влиятельный дизайнер мира»?

Будущий дизайнер родился в 1974 году в Мадриде в простой рабочей семье и в юности сильно увлекся скейтбордом. «Благодаря скейтборду я и осознал, что хочу заниматься творчеством, — говорит Айон. — В скейтбординге важно быть креативным, нужно развивать свой стиль, чтобы добиться успеха”.

Чтобы оплатить учебу в Европейском институте дизайна в Мадриде Хайме пришлось работать пекарем. На лекции он часто являлся прямо после утренней смены в белой форменной одежде, за что получил у однокашников прозвище «повар».

После изучения промышленного дизайна в Мадриде и Париже, он начал руководить отделом дизайна академии Fabrica в Италии.

Карьера Jaime Hayon пошла в рост в 1997 году с работы в известной итальянской компании Benetton Group, где он занимал по 2003 год должность директора отдела дизайна. Одновременно с основной работой Хайме с 2000 года начал развивать собственные дизайнерские проекты и вполне успешно, которые в итоге переросли в нечто большее, и в 2003 году он уходит из корпорации и открывает собственную студию дизайна. Казалось бы, вполне банальное и привычное начало творческого пути для начинающего дизайнера, но не для Айона.


Инсталляция "Городские перспективы" в Милане

В 2005 году вместе с компанией Artquitect Айон совершил тихую революцию в сантехническом дизайне. Раньше интерьер ванной включал два элемента: собственно сантехнику и «все остальное» — от мебели до аксессуаров. Хайме эту границу стер: светильник буквально вырастал из раковины, а в ванну были встроены ведерко для шампанского и пепельница.

Многовекторность и бурный энтузиазм были заметны изначально, параллельно он успевал курировать множество выставок и участвовать в них как художник. В итоге, работы молодого дизайнера и художника уже украшают экспозиции ведущих музеев и галерей мира – Лондонский музей дизайна, Венский музей искусств и ремёсел, Цент Помпиду в Париже, Гронингенский музей, Vivid и Aram Gallery, а также множества менее известных выставочных залов по всему миру.

«Я против клише, необязательно начинать так же, как другие, — считает он. — Мой старт был нетипичным, но я просто использовал те возможности, которые у меня в тот момент были».


Хайме Айон воплощает ренессансный тип творца, который, благодаря междисциплинарному подходу и безусловному таланту, применяет свой уникальный стилистический язык в различных областях.

Во всех своих проектах Хайме Айон с маниакальным упорством следует концепции коммуникативного дизайна, которая апеллирует к эмоциям человека. Главная миссия, которую выполняют все созданные им жители фантазийного мира — фарфоровые человечки в шлемах, тумбы-сороконожки, зеркала-кляксы и кресла-качалки в форме зеленых цыплят — очаровывать и будоражить воображение.

В творчестве Хайме Айона есть что-то от молекулярной кухни. Он берет вполне традиционные ингредиенты и так хитроумно их обрабатывает и комбинирует, что в результате блюдо под названием «Цифровое средиземноморское барокко» (так он сам окрестил свой стиль) получается, с одной стороны, ни на что не похожим, а с другой — вызывает легкий эффект дежавю. Современные технологии, южная экспрессивность, чувство юмора и реинкарнированные элементы классики — вот неизменные компоненты дизайнерского искусства Айона.

Все его произведения, спектр которых поразительно широк, — мебель, дизайн интерьеров, инсталляции, игрушки, эксклюзивная керамика, посуда, иллюстрации — объединяют диаметрально противоположные качества: роскошь и практичность, чувственность и сдержанность, безудержное экспериментаторство и трепетное отношение к традициям.




Будучи не только дизайнером, но и художником, он создает удивительные объекты, которые в очередной раз напоминают, что в дизайне всегда найдется место иронии и юмору.

Хайме Айон известен в первую очередь своей экстравагантностью и легкостью, которые он ежечасно воплощает в своих работах. Однако уже сейчас без всякой иронии его называют настоящей легендой испанского дизайна, ведь, не забывая о веселом настроении, дизайнер создает прекрасные функциональные объекты.

Несомненный талант и неординарный стиль Хайме впервые проявился и был замечен на выставке «Средиземноморское цифровое барокко», которая проходила в известной лондонской галерее Дэвида Гилла. Его экспозиция, оформленная в духе постмодернизма, была по достоинству оценена зрителями и критиками — глянцевые керамические кактусы флуоресцентных расцветок спорили за место под солнцем с блестящими образами фигур свиней и гусей, заканчивался этюд фоном в духе Пабло Пикассо. Этот эксперимент определил дальнейшую творческую карьеру Хайме, как состоявшегося дизайнера. Его работа для этой выставки обозначила приемы, которыми он пользуется по сей день — глянцевые поверхности, текучие формы и объемы, совмещение натуральных и искусственных материалов, историческая преемственность и современная цифровая эстетика.


Стенд для мебельной компании WitTmann

«Экологичность» подхода Айона к дизайну выражается в стремлении создавать такие вещи, которые будут передаваться из поколения в поколение, не теряя в своем качестве, а, наоборот, приобретая статус и историю.

В качестве материалов Айон предпочитает работу с натуральными материалами — дерево, керамика, металл, — применяя их в непривычной форме.

Используя в своей работе различные материалы, причем с разными производственными возможностями и в нестандартных сочетаниях, самым любимым для него остается все-таки фарфор. Хайме Айон создает большое количество фарфоровых фигурок, игрушек и интерьерных аксессуаров, которые выпускаются множеством ведущих производителей во всем мире. Он с большим трепетом относится к своим произведениям и часто расписывает фарфоровые объекты вручную. Кстати, его почерк вряд ли можно спутать с кем-нибудь еще – это всегда множество линий, эмоциональных рисунков и трогательных сюжетов.




Его творчество постоянно пересекается с желанием создать свою собственную вселенную. Это отражается в нетипичном подходе к дизайну и вполне профессиональном отношении к своей работе. Таким образом, Хайме пытается, и вполне успешно, как оказалось, сочетать в своём творчестве художественный и реалистичный подход. Применяя весь накопленный опыт в своей работе, отодвигая границы, он создаёт свой фантастический мир на пересечении с реальностью, который рассказывает свою замкнутую историю, окружённую деталями и иллюзиями. Использование подобных приёмов позволило Хайме Айон совместить современное искусство и традиционные стили отделки, создавая в итоге что-то новое, но, тем не менее, неизменно вызывающее эмоциональную реакцию и подвигающего зрителя к участию.

Может показаться, что столь экстравагантный подход к творчеству может оттолкнуть внимание заказчиков. Нет, обстоятельства сложились по-другому: как раз подобные решения в дизайне привлекли к себе внимание множества luxury-брендов и элитных компаний со всего мира. Заказы посыпались, как из рога изобилия.


Например, шикарный проект для женевского салона «Фаберже» в Женеве (Швейцария) в полной мере отразил подход автора к дизайну — сочетание минимализма в оформлении, грамотно подобранной геометрии и цветовых решений. Применение в отделке сопутствующих дорогих материалов, безусловно, только довершили общую концепцию. Каррарский мрамор, использованный в отделке салона, уравновешивает постмодернизм и органично вписывается в классическое оформление, дополняя его цветовым спокойствием. Он старался показать всю современную роскошь и красоту сквозь призму чувственности и простой лаконичности. Изысканные материалы, спокойная цветовая гамма и общий минимализм фокусируют внимание на истинных драгоценностях.

Другим экспериментальным проектом Айона стала разработка интерьера для мадридского ресторана La Terraza Del Casino — в его интерьере дизайнер прекрасно совмещает традиционный и современный подход. Можно смело утверждать, что проект получился весьма интересным и неординарным, современное прочтение классики, создающее атмосферу «Алисы в стране чудес». Интерьер ресторана оформлен в мягких бело-голубых тонах, а массивные колонны напоминают огромные шахматные фигуры, расставленные на клетчатом полу. Как признаётся сам Айон «ресторан La Terraza Del Casino стал для меня экспериментальной площадкой, где гармонично сочетаются высокая кухня и дизайн как искусство». Без всякого сомнения, владельцы остались довольны подобным авторским экспериментом Хайме Айона, ведь La Terraza Del Casino пользуется неизменным успехом даже у самых привередливых и избалованных посетителей.

Для дизайн-проекта оформления кувейтского ювелирного салона Octium известный дизайнер использовал инновационный подход. Все предметы, присутствующие в обстановке и отделке салона, имеют плавные текучие формы и контрастную фактуру – сочетание глянцевых и матовых поверхностей, полированное дерево, мягкий текстиль, стекло и золочение. Вся продукция салона выставлена не в привычных витринах, а в причудливых колоннах, вырастающих прямо из поверхности демонстрационных столов. Как уже говорилось, все элементы отделки и мебельной обстановки имеют плавную форму, гармонично перетекая и дополняя друг друга. В целом, дизайн салона Octium чем-то напоминает футуристический интерьер будущего, как себе его представляли в 50-60-х годах прошлого века. Чего только стоит дизайн главного выставочного стола необычной формы, подстолье которого представляет собой набор разных перекрещивающихся ножек.

Помимо интерьерных проектов Хайме Айон активно занимается оформлением выставочных экспозиций для различных компаний. Так в 2017 году он создал дизайн павильона для мебельной компании Wittmann на выставке в Милане. Для не менее известной фирмы Caesarstone он разрабатывает экспозицию под названием «Люди каменного века» в итальянском Palazzo Serbelloni. В оформлении данного павильона по максимуму используются различные сочетания натурального камня и витражного стекла. Хайме Айону удалось передать фантастический дух, наполненный животными, европейскими сказками и традиционными мифами. В целом, для оформления экспозиции было использовано больше 40 узнаваемых цветов и текстур Caesarstone. Стоит отметить, что это только два ярких примера из последних работ дизайнера, Хайме имеет приличное портфолио в данном направлении, так как плотно занимается выставочной деятельностью долгие годы.

А информационный центр Гронингенского музея в городе Гронинген (Нидерланды) после реконструкции и обновления стал современным инновационным пространством, в котором плавные линии и обтекаемые формы абсолютно точно отвечают футуристическому духу этого замечательного заведения.

Испанец черпает вдохновение в своих сновидениях, необычные и запоминающиеся образы которых он воплощает в реальность. Безусловно, ярче всего это проявляется именно в аксессуарах и арт-инсталляциях, где эргономический и рациональный подход не сдерживают истинный полет фантазии автора.


Для всемирно известной компании Caesarstone Айом создал павильон "Люди каменного века" в миланском Palazzo Serbelloni

Испанский дизайнер в немалой степени проявил свой авторский подход и неповторимый стиль в предметном дизайне, его работы в этой сфере также заслуживают пристального внимания. Экстравагантная люстра Sparkle Shady создана дизайнером по заказу бренда Swarovski и состоит из комбинации подвесов различной формы и размера, при этом общая композиция не имеет фиксированной структуры. Такое решение дает возможность при необходимости менять расположение и высоту абажуров, что соответственно меняет и освещение. С другой стороны, имеется и второе преимущество: световую композицию можно расширять и изменять по желанию, добавляя в неё предметы из других наборов. Тоже касается и самих абажуров: есть два варианта, изготовленные с использованием кристаллов Swarovski и выполненные в натуральной коже.

Роскошные дизайнерские люстры серии Josephine Queen словно переносят в атмосферу светских вечеров и королевских апартаментов.

Классические абажуры, основания в виде старинных канделябров, изящные изгибы электрических проводов, идеально вписанных в общую идею светильника – все это, по мнению автора, должно создавать соответствующее настроение.

Jaime Hayon воплотил образ весельчака в настольных лампах, а его дизайнерские бра и торшеры находятся в полной гармонии с подвесными моделями. Его люстры и светильники никогда не остаются незамеченными, привлекая внимание необычным цветовым решением и оригинальной формой.

Айон называет себя «клоуном от дизайна», подчеркивая, что в работе для него важны остроумие, веселье и передача эмоций.

Новая линейка светильников Copa Cabana, созданная командой Хайме Айона для бренда Metalarte изготавливается из керамики с различным глянцевым покрытием — хром, золото, медь, черная и белая эмаль. В серию входят все типы осветительных приборов — подвесные светильники, бра, торшеры, а также люстры с различной комбинацией абажуров.

Его уникальный взгляд на дизайн раскрылся публике в коллекции Mediterranean Digital Baroque, которая была выставлена во многих музеях и арт-пространствах по всему миру, где сейчас некоторые предметы представлены на постоянной экспозиции. Коллекция представляет собой важное, но в тоже время ироничное представление дизайнера о происхождении вселенной.

Помимо аксессуаров испанец очень любит создавать мебель, которая смогла бы наполнить интерьер живой энергией и харизмой. Естественно, ни один объект не лишен юмора, истинной изюминки Хайме Айона, и кресло-качалка Rocking Green Chicken является ярким тому подтверждением.

Не менее смелым экспериментом стал журнальный столик Monkey Table для фабрики BD Barcelona Design, презентованный на недавней выставке I Saloni 2015 в Милане. Этот шуточный объект, выполненный из бетона, удачно объединил в себе элементы скульптуры и промышленного дизайна, чем вызвал немалый интерес и завоевал всеобщее признание.

Да и сейчас назвать Айона дизайнером можно с большой долей условности. “У меня есть разные работы: некоторые ближе к искусству, как например, инсталляция на Трафальгарской площади, другие полностью дизайнерские, – говорит он. – В любом случае они очень личные. У них всегда есть своя история и подоплека”.

Для датской компании Fritz Hansen дизайнер создал диван Favn

«Я не отношу себя ни к модернистам, ни к их противникам, — продолжает Хайме. — Жизнь идет вперед и требует, чтобы вещи были не только функциональными, но и отражали наши эмоции. Это другой уровень сознания, другая реальность». С учетом того, сколько в мире производится шкафов, стульев и прочего добра, такой подход оправдан интересами коммерции. А эстетическая сторона дела сомнений вообще не вызывает. Айон — не единственный, кто работает на стыке дизайна и искусства. Но в отличие от многих не мешает все в одну кучу. У него есть и штучные «артовые» вещи, например, коллекция ваз для Baccarat и качественный серийный дизайн вроде туфель для Camper.

Как утверждает сам Айон, во всех случаях он подробно вникает в тонкости производства. «Это моя обязанность, — говорит он. — Cначала я стараюсь понять, как и что делается, а уж потом предлагаю какие-то идеи и проекты». К слову сказать, такая дотошность — большая редкость. Часто дизайнеры ограничиваются эскизом, а уж как воплотить их светлые затеи в жизнь – это головная боль технологов.

Единственным поводом для беспокойства всегда была страстная любовь Айона к самоповторам. Ему, например, мало было придумать туфли для Camper – он тут же обрядил в них героев своих фарфоровых миниатюр для Lladró. А сюрреалистические ушки-антенны вообще привинчивал везде, где только можно. Возникали сомнения, не будет ли этот парень до бесконечности эксплуатировать пару удачных приемов?

Сейчас, правда, этот вопрос разрешился. Айон сделал-таки стул. Даже два. Коллекция 22 для Cecсotti – реверанс в сторону этой итальянской марки, специализирующейся на мебели в стиле ар-нуво. А стулья для компании Bd — это просто честный дизайн без исторических аллюзий и художественных излишеств. С таким стулом и на глаза старикам-модернистам показаться не стыдно.

Коллекция Gardenias, включающая в себя кресла для дома и улицы, очень удобна и гармонична. Плавные мягкие линии металлического каркаса, удобные сидение и спинка, красивые формы и приятная цветовая гамма легли в основу дизайна этой комфортной и стильной мебели.

Еще одна интересная работа, исполненная Хайме для датского бренда Fritz Hansen, — оригинальный диван Favn, что на датском языке это означает «объятие». Так описывает своё творение сам автор: «У меня было желание создать диван по принципу раковины, с жестким панцирем, но нежной и комфортной внутри. Форма дивана должна обхватывать человека, погружать в себя и обволакивать».

Даже утилитарные вещи в исполнении Айона далеки от модернизма, где форма всего лишь определяет функцию. У него, например, есть шкаф, оснащенный десятком ножек. «Конечно, он мог бы устоять и на четырех, — соглашается Айон. — Но такой подход не имеет никакого отношения к красоте. Увидев этот шкаф один раз, вы никогда его не забудете. Думаете, мне бы удалось добиться такого эффекта с четырьмя ножками?».

В одном из интервью Айон говорил, что компании и дизайнеры не должны обращать внимание на то, что диктует сейчас рынок, что надо обращать внимание на качество, нежели на удовлетворение потребностей массы. «Если вы станете анализировать рынок и думать, что вы можете сделать идеальный диван — забудьте об этом. Иногда вам приносят подробный бриф с аналитикой — просто посмейтесь над ним».

Айон подчеркивает, что убедить компанию не обращать внимание на предпочтения ее покупателей — задача не из легких. Но только так можно добиться наилучшего результата. Он убежден в том, что владельцы компаний и брендов должны полностью доверять своему дизайнеру и сосредотачивать свое внимание именно на качестве выпускаемого продукта.

«Все, что я делаю, я делаю со страстью, и стараюсь вкладывать все свои эмоции в творчество», — говорит Хайме Айон о своих работах. Один из лучших дизайнеров современности готов всегда идти на риск и удивлять каждым своим творением. Его необычные интерьеры и неординарная мебель рушат стереотипы в дизайне по всему миру.


По материалам Интернет