Редакция:
г. Новосибирск

Ханс Венгер - король стульев и кресел

Стул – самый выразительный предмет мебели, и чаще всего дизайнеры запоминаются не кроватями и шкафами, а именно стульями. Но Ханс Вегнер действительно не делал ничего другого.
Датского дизайнера Ханса Вегнера (2.04.1914 — 26.01.2007) часто называют «королем стульев и кресел»: за свою жизнь он спроектировал около 500 моделей, из них более 100 входят в коллекции музеев современного искусства — от парижского Центра Помпиду до нью-йоркского МоМА.

Ханс Вегнер родился 2 апреля в 1914 году в семье обувного мастера. И хотя работа отца была только косвенно связана с деревом (из него выполнялись колодки), Ханс с детства увлекся резьбой по дереву. в 14 лет он поступил в подмастерья к местному плотнику, а на обивку своего первого кресла пустил сшитые матерью гардины. Через пару лет юноша решил открыть собственную мастерскую, но не успел — его забрали в армию. Служить довелось в Копенгагене. Там Ханс побывал на ежегодной мебельной выставке, которую устраивала гильдия краснодеревщиков, и понял, что открывать свое дело рано: нужно еще поучиться. Уже в 17 он получил специальность «мебельщик» и мечтал о собственном деле, равно как и о том, чтобы производить предметы, которые необходимы и полезны так же, как удобная обувь.

Ханс Вегнер — типичный пример человека, который «сделал себя сам». Сын сапожника, в 14 лет он поступил в подмастерья к местному плотнику, а на обивку своего первого кресла пустил сшитые матерью гардины. Через пару лет юноша решил открыть собственную мастерскую, но не успел — его забрали в армию. Служить довелось в Копенгагене. Там Ханс побывал на ежегодной мебельной выставке, которую устраивала гильдия краснодеревщиков, и понял, что открывать свое дело рано: нужно еще поучиться.

Round Chair

После службы в армии Вегнер поступает в Школу искусств и ремесел, позже переименованную в Датскую королевскую академию изящных искусств и дизайна. В этой кузнице модернизма (в Академии также учились Поул Кьерхольм, Бёрге Могенсен, Арне Якобсен) сформировалось кредо Вегнера: дизайн — это упрощение, избавление от лишнего. Упрощать дизайн повседневных вещей Вегнер начал под присмотром Арне Якобсена, к тому времени уже известного архитектора.

С середины 1920-х годов в Дании складывался особый национальный стиль в дизайне мебели, позднее названный датским модернизмом. Его представители стремились соединить рационализм Баухауса с народными традициями изготовления деревянной мебели. Вегнер увлекается идеями столичных мебельщиков и поступает в Школу искусств и ремесел (позже переименованную в Датскую королевскую академию изящных искусств и дизайна). В 1938 году он уже сам участвует в выставке краснодеревщиков. А в 1940 проектирует мебель для концертного зала во втором по величине городе Дании — Орхусе. Руководил строительством другой знаменитый датчанин, Арне Якобсен (Arne Jacobsen), будущий автор культовых кресел Egg и Swan.

Peters Teble&Chair

В 1940 году тот пригласил Ханса спроектировать мебель для ратуши в Орхусе, а после позвал его работать к себе в студию. Все датские дизайнеры в 1930–1940-х годах работали в паре с краснодеревщиками. У каждого автора был свой исполнитель, который знал все тонкости работы с деревом, чувствовал материал и помогал реализовать самые смелые идеи. В это же время Вегнер встретчает «своего» краснодеревщика. Это был уже знаменитый в ту пору мастер Йоханнес Хансен (Johannes Hansen). Вместе с ним Вегнер создал свои лучшие вещи.

В 1943 году он наконец открыл совместно с Бёрге Могенсенем собственное дело, как когда-то мечтал, но не плотницкую мастерскую, а дизайн-бюро. Впрочем, он не только делал эскизы, но и с удовольствием сам брался за инструменты. В войну, когда негде было купить подарки близким, он мастерил для них мебель. Так появился набор детской мебели, сделанный им на Рождество для маленького Петера — сына одного из друзей. Этот комплект до сих пор выпускается компанией Carl Hansen&Søn под названием Peters Table&Chair.

Flag Halyard

В это время он занимается поиском новых контруктивных приемов. Однажды в одном из музеев он увидел картину, изображавшую датских торговцев на стульях династии Мин. Под влиянием от увиденного он создает свой знаменитый China chair. Позже дизайнер создал около девяти различных вариаций «Китайского стула», в том числе Wishbone, получивший свое название за сходство с вилочковой костью у птиц (wishbone). Этот стул был выпущен в 1950 году датской компанией Carl Hansen & Søn, и немедленно стал бестселлером. Модель выпускается до сих пор в различных цветовых вариантах.

Кресло-павлин Вегнера чрезвычайно привлекало выстраивание параллелей между конструкцией мебели и ее аналогами в живой природе. Он исследует органику — устройство рыбьих и птичьих скелетов, наблюдает за типами соединений костей, мечтая найти самое простое и эффективное решение. Вместе с тем он утверждал, что любой стул должен выглядеть наилучшим образом с любого ракурса. В 1947 году Ханс Вегнер спроектировал Peacock chair или кресло-павлин, чья круглая и будто «распахнутая» спинка напоминает павлиний хвост. Тем не менее, основой для этой модели послужил совсем не павлин, а классический английский виндзорский стул (windsor chair).

China chair

Стул для президента В 1949 году специально для ежегодной выставки гильдии краснодеревщиков Ханс Вегнер разработал Round Chair «Круглое кресло». Эта модель покорила американский рынок: в 1950 году американский журнал USA Interior Magazine называет его самым красивым креслом в мире и помещает на обложку под емким названием The Chair: большая буква в написании обозначала его беспримерную значимость. В 1960 году во время решающих теледебатов Джон Кеннеди и Ричард Никсон сидели именно на этом стуле. Победу Кеннеди по легенде приписывают именно этому стулу, поскольку форма спинки не напрягала его травмированный позвоночник, и он был спокоен и расслаблен. Стул до сих пор можно часто увидеть на встречах глав стран в Копенгагене (так, в 2009 году Round chair был в интерьере, где проходила встреча Барака Обамы и Дмитрия Медведева).

Peacock chair

В Flag Halyard дизайнер экспериментировал со стальными трубками. Вегнер спроектировал его, сидя на пляже, когда жена поручила ему присматривать за купающимися детьми. От нечего делать он вырыл удобное «сиденье» в песке, а потом перенес его на бумагу. Для сиденья использовано 240 метров специальной веревки, изголовье выполнено из овечьей кожи. Созданный в 1950 году, предмет отражал общие устремления дизайнеров, предвидевших триумф новых материалов и постепенное вытеснение дерева. Однако назначение его самое прозаическое — шезлонг создан для веранд, поэтому все материалы должны быть устойчивыми к перепадам температуры и легко поддаваться чистке.

Рубеж 1940-50-х был необычной плодотворным для Вегнера. В 1951 году он создает еще одну знаковую модель, попавшую на обложки журналов и ставшую практически символом нового десятилетия — кресло Papa Bear (или Teddy Bear). Первоначально кресло выпускалось компанией AP Stolen, однако уже спустя два года его стала выпускать фирма PP Møbler. В дальнейшем, к 50-летию этой компании кресло обзавелось еще и оттоманкой. Свое название кресло получило вслед за метким замечанием одного из критиков, который сравнил подлокотники с «лапами огромного медведя, который обнимает вас сзади».


Peacock chair


Valet Chair


1950-е — золотой век датского модернизма. На миланской Триеннале скандинавские дизайнеры, в том числе Вегнер, забирали первые призы. В 1950-е и 1960-е годы он выпускает множество ярких моделей: кресло-бык, кресло-ракушка, кресло-дельфин. Стул-камердинер Valet Chair он придумал специально для мужчин, постоянно забывающих повесить одежду в шкаф: спинка-вешалка предназначена для пиджака и рубашки, по бокам от сиденья — перекладины для носков.

Кресло-бык, созданное в 1960 году, стало впоследствии любимым креслом самого дизайнера. Первоначально Ох («Бык») выпускалось компанией A.P. Stolen, однако уже в 1962 было снято с производства из-за проблем мебельного рынка. Производство было возобновлено только в 1985 году компанией Jørgensen, остающейся единственным его производителем по сей день. Привычный цвет обивки этого кресла — черный, бежевый, коричневый, красный. Однако известны его версии поздних 80-х годов в неожиданных цветах — к примеру, голубом. Также существует его «женская» версия — без характерных «рогов», она называтеся Quinn.

Papa Bear

Знаменитый и в настоящее время один из самых подделываемых предметов датского дизайна был создан в 1963 году. Сейчас эта модель называется CH07 Shell Chair: ее, как и многие другие стулья Вегнера, производит компания Carl Hansen & Søn. Удивительно, но на кресло Shell долгое время производители и широкая публика не обращали внимание. Его начали производить массово только спустя несколько десятилетий с момента создания. По-настоящему востребованным кресло стало после 1998 года, когда в моду вошел послевоенный дизайн.

Пара столов и диванов не считаются и уж тем более ни в какое сравнение не идут с его стульями и креслами, которые входят в коллекцию всех музеев современного искусства, от Центра Помпиду до MoMA, и стоят в квартире каждого второго любителя винтажа.

Ox Chair

При этом многие люди вообще не слышали имени Вегнера, не говоря уже о фабриках, которые его производят. Про его стулья и кресла, за редким исключением, не скажешь, что их кто-то придумал, кажется, что они были всегда. Когда Вегнеру говорили об этом, он радовался: «Всё, что я хотел, – это делать обычные вещи необычно высокого качества».

Все его творения получались предельно лаконичными, но в то же время очень дружественными человеческому телу, их производство было массовым, но каждая модель требовала кропотливой ручной работы. Лишь в 78 лет он решил отойти от дел, но все равно продолжал контролировать реплики своих ранних моделей, которые то и дело запускали в производство различные компании.

Оригиналы можно увидеть в Музее Вегнера в его родном городе Тёндер, а также в лучших музеях всего мира и в большом количестве — в домах обычных датчан. Пожалуй, это и есть настоящее признание!

CH07 Shell Chair


По материалам интернет-изданий