Редакция:
г. Новосибирск

Грета Магнуссон Гроссман — пионер модернизма

Дата публикации: 19.04.2021 Количество просмотров: 391

Грета Магнуссон Гроссман (1906–1999) — пионер модернизма как в Швеции, так и в Калифорнии. Она долго оставалась в тени, и только сегодня получила заслуженное признание как одна из востребованных архитекторов, интерьерных и промышленных дизайнеров середины прошлого века. Гроссман оставалась звездой дизайна в Калифорнии до конца своей жизни. Ее вещи покупали для себя Ингрид Бергман, Грета Гарбо и Фрэнк Синатра.

Она работала на двух континентах, в Европе и Северной Америке, и была первой женщиной, получившей награду Шведского общества промышленного дизайна. Почти двадцать лет Гроссман оставалась единственной женщиной-архитектором, возглавлявшим частную практику в Южной Калифорнии. Талант Греты был очевиден с юности. Она родилась на юге Швеции, в одном из старейших городов страны — Хелсенборде. Выросшая в Швеции в 1920-х годах, Гроссман оказалась не по годам развитым подростком. Она бросила вызов всем ожиданиям семьи и занялась столярным делом, преимущественно мужской профессией, настояв на том, чтобы пойти учиться в Стокгольмскую школу промышленного дизайна. Со студенческой скамьи она проявляла особый интерес и исключительные способности в сфере дизайна.

Комод из "62-й серии", 1952. Gubi

Позже, находясь под сильным влиянием функционализма, Гроссман посетила новаторское поселение Вайссенхоф. Она без устали путешествовала и изучала новейшие течения: известно, что Гретта была активным участником дискуссий передовых архитекторов в ресторане Motta в Милане, главном месте встречи миланского мира искусства и дизайна. Там же она подружилась с Джо Понти.

Светильник Grasshopper является самой известной работой Греты Гроссман. впервые он был представлен в 1947 году: его дизайн,  одновременно сложный и непринужденный, позволяет ему солировать в интерьере и хорошо сочетаться с другими предметами. 

В 1933 году, успешно завершив обучение в известном стокгольмском художественном институте Konstfack, она открыла Studio, совмещенный магазин и мастерскую в Стокгольме, где представляла промышленный дизайн, дизайн интерьеров и архитектуру. В том же году Магнуссон вышла замуж за джазового музыканта Билли Гроссмана. Ее студия стала самым популярным местом встречи креативного класса.

ГРЕТА МАГНУССОН ГРОССМАН
"СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН — ЭТО НЕ НАЛОЖЕННЫЙ СТИЛЬ, А ОТВЕТ НА НЫНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ... ОН ВОЗНИК ИЗ НАШИХ СОБСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ОН ВЫРАЖАЕТ НАШИ ПРИВЫЧКИ И НАШИ ВКУСЫ".

В 1940 году, в начале Второй мировой войны, пара эмигрировала в Соединенные Штаты. Поселившись в Лос-Анджелесе, Гроссман открыла магазин на Родео-Драйв. Она была одной из первых, кто привнес скандинавскую современную эстетику в растущую модернистскую сцену Южной Калифорнии. Подчеркивая ее шведское наследие, на ее визитных карточках было написано просто «Грета Магнуссон Гроссман: шведский дизайнер», чтобы привлечь американских клиентов, которые были восхищены скандинавским стилем после успешной презентации шведского модернизма на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Одна из калифорнийских вилл по проекту Греты Гроссман в Beverly Hills  была выставлена на продажу за 4.3 млн. долларов в 2017 году 

Ее уникальный подход к шведскому модернизму мгновенно стал хитом в Лос-Анджелесе, и вскоре она привлекла таких знаменитостей, как Грета Гарбо, Ингрид Бергман, Джоан Фонтейн, Грейси Аллен и Фрэнк Синатра, и вскоре она начала появляться вместе с Чарльзом Имсом и Исаму Ногучи.

В 1942 году к Гроссман обратился владелец Barker Brothers, мебельной компании в центре Лос-Анджелеса. Он хотел, чтобы архитектор проектировала эксклюзивные предметы на заказ. В ее работах для этой фирмы идеально сочетаются скандинавская простота и голливудский стиль, современные линии и мягкие изгибы. Первые проекты светильников были созданы Гроссман именно для Barker Brothers, но позже компания передала производство ламп на аутсорсинг.

Кофейный столик Hexagonal, Glenn of California, 1950-е

В течение следующего десятилетия Гроссман сотрудничает сразу с несколькими фирмами, но вещи, созданные для Glenn of California, возможно, являются ее самыми сложными и известными. В этих работах объединяются классические и новые материалы, чтобы создать игривые и асимметричные композиции в непринужденном духе Западного побережья.


Скамейка-журнальный столик их ореха, для Glenn of California, начало 1960-х годов.

Настольные лампы B-4, Grasshopper (1947) и Cobra (1948)

Гроссман делала торшеры с гибкими основаниями и обтекаемыми формами, использовала практичные поверхности из ламината. Она ввела моду на асимметрию и «стройные» металлические ножки.

Она наиболее известна именно своими промышленными проектами, в которых торшер Gräshoppa и настольная лампа Cobra принадлежат к самым известным произведениям. Эти работы были в свое время запечатлены фотографом Юлиусом Шульманом, она часто появлялась в журнале John Entenza's Art & Architecture.

Модель Grasshopper, представленная в 1947 году, состоит из алюминиевого конического плафона, опирающегося на трубчатую стальную подставку в виде штатива, и до сих пор остается ее самой популярной конструкцией. Лампа Cobra получила награду за лучший дизайн 1950 года и была выставлена в MoMA. Формы мебели Гроссман — органические, что подчеркивалось их названиями, часто заимствованными из природной среды.

Растения играли неотъемлемую роль в дизайне Гроссман: они часто служили разделителями комнат в открытых планах ее интерьеров.

Интерьер Греты Гроссман в интерьере дома Бэкуса (Лос-Анджелес, 1950). На первом плане видна лампа Grasshopper.
Растения играли неотъемлемую роль в дизайне Гроссман: они часто служили разделителями комнат в открытых планах ее интерьеров.

Модернистский стиль Гроссман никогда не был холодным и монохромным. Однако, в Лос-Анджелесе он обрел новые черты: в нем объединились любовь к цвету, текстуре и декор, свойственный ярким и открытым пространствам Южной Калифорнии. Дизайнер охотно проектировала большие, просторные гостиные, служившие пространством для обедов, развлечений и работы. Но при этом она оставляла спальню уединенным убежищем. Грета создавала дома комфортные и практичные, уделяя большое внимание вместительным, многофункциональным кухням.

ГРЕТА МАГНУССОН ГРОССМАН
НИ ОДНОМУ АРХИТЕКТОРУ НЕЛЬЗЯ ПОЗВОЛЯТЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ КУХНЮ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОН НЕ ВЕЛ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ МЕСЯЦЕВ. УМОЛЯЮ, ДЕРЖИТЕ ЖЕНЩИН ПОДАЛЬШЕ ОТ «РАЦИОНАЛИЗИРОВАННЫХ» КУХОНЬ С ДОРОГОЙ И МОДНОЙ ТЕХНИКОЙ, НО БЕЗ ПРИЛИЧНЫХ ШКАФОВ ДЛЯ ТОГО ИЛИ ДРУГОГО.

В мир, которым правят мужчины, Грета врывается с громкими заявлениями: «Почему женщины не могут заниматься дизайном? Мы веками обустраивали дома. У нас больше опыта». Гроссман быстро сделала себе имя на архитектурной сцене Лос-Анджелеса, где доминировали мужчины. Она утверждала, что «работа архитектора-женщины держит сообщество в напряжении, однако ей нужно быть все время на шаг впереди».

В течение двух десятилетий (с 1940 по 1960 годы) она была единственной женщиной-архитектором в Лос-Анджелесе, у которой была независимая практика. Она построила здесь 14 резиденций, создавая дома с фундаментами на сваях, раздвижными панелями и умной складной мебелью, которые «отличались крошечными размерами, легкостью формы и часто идеально балансировали на краю склона». Грета все проектировала сама. Она часто жила в них, пока не находила покупателя.

Кресло GT, 1949. Gubi


Одна из калифорнийских вилл по проекту Греты Гроссман в Beverly Hills была выставлена на продажу за 4,3 млн. долларов в 2017 году.

В 1940-х и 50-х годах Гроссман выставляла свои работы в музеях по всему миру, включая MoMA в Нью-Йорке и Национальный музей в Стокгольме.

Кроме разработки дизайнерской мебели и светильников, архитектурных проектов Грета Маргуссон-Гроссман проявила себя как талантливый преподаватель, читая лекции по промышленному дизайну в Калифорнийском Университете и Художественной школе Лос-Анджелеса.

В свое время Гроссман ценили невероятно высоко. Но ее работы производили малыми тиражами. Грета работала одна, не имела детей, некому было сохранить ее наследие. В начале 1960-х годов на вершине карьеры, заметив отсутствие оригинальности в развитии современного дизайна, разочаровавшись, она отошла от дел и переехала в Сан-Диего, оставив также и преподавательскую должность в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. После ее смерти друзья по клубу рисования были поражены, узнав, что их соседка когда-то была известным дизайнером: она об этом никому не говорила.

Ее наследие и по сей день вдохновляет молодых художников на создание новых произведений. Рождённые её смелой фантазией и обрамленные вековыми традициями скандинавского искусства, мебель и светильники до сих пор выставляют на аукционах, а спроектированные ею дома подвергают деликатной реставрации.

Ревизия дизайнерского наследия Гроссман проводилась неоднократно. Одной из самых заметных выставок стала ретроспектива, организованная R & Company: выставка была посвящена карьере Греты Магнуссон Гроссман в Калифорнии. Здесь был выставлен ряд редких дизайнов и рисунков, иллюстрирующих объединение скандинавского дизайна с духом SoCal — в этом периоде ее творчества отразился ее новый взгляд на модернизм. Сейчас Гроссман известна как одна из ключевых фигур в определении эстетики модернизма.


По материалам интернет