Редакция:
г. Новосибирск

Энцо Мари: дизайнер, художник, коммунист

Дата публикации: 22.11.2023 Количество просмотров: 171

Дизайнер, художник, коммунист, старожил и фундаментальная фигура послевоенного итальянского дизайна. Лучше всего об Энцо Мари сказал дизайнер Джаспер Моррисон: «Многие из работ Мари — шедевры. Редкие комбинации интеллектуальных головоломок и прекрасных линий. Большинство дизайнеров, которые анализируют проблемы в той степени, в которой это делает он, заканчиваются довольно сухими, систематизированными решениями. Его работы — оригинальны и бескомпромиссны, с каким-то поэтическим, героическим и человеческим прикосновением».

Энцо Мари родился в 1932 году в Новаре, но провел детство и обучался в Милане. Даже окончив академию Брера в 1956 году, он всегда продолжал досконально изучать теоретическую сторону вопроса. Этот человек один из немногих заботился о том, чтобы наряду с уникальным дизайном создавать практичные вещи, которые действительно удобно использовать в быту.

За долгие годы работы промышленный дизайнер Энцо Мари успел поработать более чем над 2000 проектами и завоевать славу самого провокационного дизайнера Италии. Несмотря на огромный потенциал и выдающийся талант, он никогда не гнался за коммерческим успехом, отдавая предпочтение поиску качества и функциональности. Его работы пронизаны антикорпоративным духом и интеллектуальной дисциплиной.

Возможно, это не достоверный факт, но говорят, что однажды Энцо Мари посвятил целый год дизайну простой пепельницы. Он работал и над другими проектами, но эта пепельница занимала главное место в его мыслях. Когда же он, наконец, создал ее, то получил высокую оценку своих коллег, которые отметили элегантность ее дизайна и абсолютную непохожесть на существующие пепельницы. К сожалению, она оказалась слишком «другой» для общественного вкуса. Она так и осталась на столе мастера, являясь свидетелем привычки Мари выкуривать по две пачки сигарет в день.

Эта история может характеризовать весь творческий путь Энцо Мари. Как дизайнер он слишком эзотеричен, чтобы иметь коммерческий успех, которым могли похвастаться его соотечественники Этторе Соттсасс или Джо Коломбо. Но в то же время глубина и сложность его работ вызывали восхищение сообщества дизайнеров, которое высоко оценивало его теоретические труды и практические эксперименты.

Мари стал практикующим дизайнером в 1957 году, начав сотрудничество с компанией Danese. Его первыми работами оказались деревянные игрушки.

«Мы можем вручить Нобелевскую премию каждому ребенку старше двух лет. Потому что двухлетка способен самостоятельно и постепенно обучиться понятиям времени, пространства и света. Каждый человек начинает обучение с чистой доски. Каждому знаком момент тотальной неопределенности, когда нет осведомленности ни о собственном теле, ни о себе самом. Это потрясающей феномен. Стремление ребенка к креативу (если уж использовать это избитое слово), гораздо более сильная, чем у Баха или Эйнштейна. Но постепенно с возрастом он теряет эту чудесную способность. Это происходит под влияние окружающего мира, который устанавливает свои жесткие правила. Они имеют мало общего с непосредственным опытом и практикой. Главное правило для хорошего дизайнера — думать самостоятельно. Так называемое знание — не более, чем исторические напластования бесконечных списков. Эти своды законов часто совершенно не подразумевают какой-то конкретный опыт, и поэтому их нужно все время ставить под сомнение!», — рассуждал Энцо Мари о детском творчестве.

 Вазы из колл. Fitomorfice, Danese. ПВХ

Спустя пару лет он начал экспериментировать с пластмассой. Так появились знаменитые вазы Pago Pago и вазы в форме традиционной итальянской пасты — Tortiglione.

Торшер Polluce с абажуром в виде шара из матового стекла на стальной ножке был создан Энцо Мари в соавторстве с Анной Фазолис и стал «визитной карточкой» марки Artemide в 1960-х гг.

Лишь в 70-х годах мастер взялся за дизайн мебели и спроектировал легендарный стул SofSof. Стул Sof Sof был создан Энцо Мари для Driade в 1972 году и вновь запущен фабрикой в производство в 2015 году. Это классика вне времени, которая никогда не выйдет из моды. Стул представляет собой скульптурную конструкцию из девяти стальных колец, переплетенных между собой и образующих тем самым ножки, сидение и спинку, и съемных мягких подушек из пенополиуретана.

Cтул Sof Sof, Driade



Стул Box, разработанный Энцо Мари для Driade в 1971 году и позже переизданный, продавался в наборе «сделай сам» из 8 предметов 

Еще одна яркая работа мастера 1970-х гг. — штабелируемый стул Delfina для Rexite, за который он получил премию Compasso d'Oro в 1979 году. Модель отличается ультраминималистским дизайном и простотой конструкции: стул состоит из основы из стальных трубок, обтянутой съемной тканью на молнии. Штабелируется в количестве до 12 штук.

Чуть позже Мари разработал модернистский стул Tonietta. Стул из крашеного алюминия Tonietta — настоящая икона дизайна, созданная Энцо Мари в середине 1980-х для фабрики Zanotta. Сидение и спинка из полипропилена обтянуты кожей и доступы в разных цветах. «Меня раздражала мода, которая требовала предметы, в том числе и стулья, перегруженные технологически или типологически дизайном. Я хотел создать самый простой стул, какой только возможно, самый очевидный, а не объект, претендующий на то, чтобы казаться чем-то иным любой ценой, — говорит про эту работу Мари. — Тщательно изучив вопрос, я понял, что среди современный образцов лучше всего воплощают в себе архетипический образ стула стулья Thonet. Поэтому в работе над этим проектом, я решил вести постоянный диалог с тонетовским стулом — тем единственным предметом высшего класса, полным семантических и символических смыслов». За эту работу он получил еще одну награду Compasso d'Oro в 1986.

В 1974 году Энцо Мари выпустил книгу Autoprogettazione из серии «сделай сам» (DIY). В ней содержатся инструкции по созданию различных предметов мебели, а вместе с книгой предлагалось приобрести набор предварительно разрезанных сосновых досок и гвоздей. Именно эту демократичную коллекцию в 2007 году воссоздали и выставили на торги Al Dente! Design, Italian way of life специалисты парижского аукционного дома Artcurial.

Энцо Мари черпал вдохновение в идеализме движения «Искусств и Ремесел», отдавал предпочтение простым формам и традиционному мастерству. Скептически относился к промышленному и капиталистическому.

Немногие современники Мари признавали, что разделяют коммунистические взгляды. Но дизайнера мало волновало общественное мнение и коммерческий успех собственной деятельности, он никогда не стеснялся своих политических убеждений.

«Если вы хотите достигнуть хорошего (даже не совершенного) результата, то в процессе проектирования нужно абстрагироваться от всех структурных характеристик индустрии и нужд массового рынка. Нужно отказаться от любых попыток заработать. Это нужно помнить на каждом этапе проектирования – от наброска до модели и готового продукта», — считал дизайнер.

В 1960-х годах была опубликована серия книг Энцо Мари, где полностью отсутствуют тексты, есть лишь изображения. Пожалуй, самой знаменитой и любимой многими поколениями молодых итальянцев стала книга «Яблоко и бабочка».

Мари знает теорию дизайна, стремясь как можно более точно и парадоксально вербализировать свои идеи. Он преподаватель во многих учебных заведениях, в том числе в университете Пармы, Академии Каррары, Миланском политехе, а также в университетах Флоренции, Берлина и Вены.

Элементы каталога «Предложение для самостоятельного дизайна», Энцо Мари, выставка в Galleria Milano, 1974 г. 

«На образовании лежит очень большая ответственность. К сожалению, чаще всего приходится признавать, что хорошие дизайнеры появляются не благодаря образованию, а вопреки ему. Это касается в первую очередь университетов.

Искусству не могут пригодиться существующие парадигмы. Оно живо идеями, идеологиями и мечтами. Не обманывайте себя, что трехлетний курс в университете даст вам все необходимое, чтобы стать великим художником. Величие достигается ежедневной практикой, по восемь часов в день. Для тех, кто достиг величия, образование заканчивается только вместе с жизнью», — говорил об образовании и искусстве Мари.

Работы Энцо Мари многократно выставлялись в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). Не каждый дизайнер удостаивается такой чести, но учитывая жизненную позицию бескорыстного итальянца, возможно, он об этом и не догадывается. Несмотря на нонконформизм и крутой характер, Энцо Мари стал обладателем примерно 50 престижных премий для дизайнеров и архитекторов, включая Compasso d'Oro.

Скончался дизайнер в октябре 2020 года на 89–ом году жизни. Он оказал огромное влияние на развитие индустрии и на протяжении своей 60-летней карьеры успел поработать с такими брендами как Artemide, Alessi, Driade, Zanotta и другими глобально значимыми компаниями. Весной 2021 года в музее Триеннале в Милане открылась выставка-ретроспектива, посвященная творчеству Энцо Мари: в экспозиции представлено около 250 проектов, моделей, рисунков из личного архива Мари, многие из которых никогда ранее не выставлялись. Кураторами выступили Ханс Ульрих Обрист и Франческа Джакомелли. Архив Мари планируется передать в дар Милану, однако, по условиям дарения его нельзя будет показывать в течение следующих 40 лет. Кураторов Обриста и Джакомелли попросили выбрать девять ключевых работ мастера.

Игрушка 16 Animali, Danese Milano, 1957



«Этот игрушечный набор был одним из первых объектов Мари для Danese Milano, — говорит Обрист, — И он был немедленно запущен в производство, несмотря на то что для него не было рынка, и компания вообще не собиралась выпускать товары для детей. Тем не менее, целое поколение в Италии выросло с этими необычными игрушками. Идея великого и легкодоступного дизайна всегда была основанием его работы, как и идея, что возможность владеть этим дизайном может положительно повлиять на наше отношение к объектам».

Стул из проекта Autoprogettazione / Самостоятельное проектирование, 1973

Еще в 1974 году Энцо Мари разглядел потенциал DIY-дизайна, когда работал над своей книгой Autoprogettazione (в ней содержалось 19 инструкций по созданию столов, стульев, книжных полок и даже кроватей). В 1995 году совместно с Alessi они представили еще один проект, получивший название Ecolo — инструкцию по созданию DIY-ваз из пластиковых бутылок. Он собственноручно вырезал несколько таких предметов и поставил свою подпись. Таким образом, у клиента был выбор: покупать ли инструкции и делать самому либо купить уже готовые предметы. Этим проектом Энцо Мари и Alessi не только привлекали внимание к важности вторичной переработки, но затронули проблему статусности самого дизайна: должен ли дизайн быть демократичным? Ответ Энцо Мари мы знаем: ДА!

«Проект Autoprogettazione — это не только идея демократизации дизайна. Для Мари было важным, чтобы понимание дизайна не ограничивалось узким кругом, — утверждает Обрист, — DIY (Do It Yourself) было чем-то вроде школы дизайна. Это критическое упражнение в дизайне, апофеоз утопического стремления, которое характерно для всех проектов Мари: настоящее прозрение проектной социализации. Поэтому данный эксперимент, оказался скорее, самостоятельным проектированием, а не просто воссозданием по образцу». «Идеология Autoprogettazione — это потенциальный инструмент социализированного знания. Мари с его помощью едко реагирует на нашу «цивилизацию отходов» и ее ритуал запланированного устаревания, — добавляет Джакомелли, — Каждый человек, который принимает это приглашение к самостоятельному проектированию, должен не просто копировать модели Мари, но может вносить изменения. Самостоятельно производя предметы мебели, пользователи будут понимать все проблемы, связанные с процессом проектирования, и самостоятельно улучшать свою способность к критике промышленных объектов».

Книга La mela e la farfalla (Яблоко и бабочка), Bompiani, 1958



«Чтобы помочь детям открыть и понять окружающую их реальность, Энцо Мари и Иела Мари, авторы книг «Яблоко и бабочка» и «Яйцо и курица», создали серию иллюстрированных книг о циклах природы. Эти книги, предназначенные для не умеющих читать детей, они не содержат текста. «В первом издании они были ровно размером с яблоко», — говорит Джакомелли. — В рамках технологической цивилизации, нарушающей и скрывающей все природные первоэлементы, нарушается и изменяется ритм жизни и циклы. Поэтому, прежде чем разрабатывать какие-либо инструменты обучения, мы должны сначала разработать поэтические метафоры, которые дети смогут использовать для понимания реальности вокруг них, был уверен Мари. В первом издании книги La Mela e la Farfalla нет обложки, поскольку у нее нет ни начала, ни конца — точно так же, как в природном цикле, где сменяется последовательность времен года, рождения, жизни и смерти».


Il giocco delle favole (Сказочная игра), Danese Milano, 1957

«По мнению Мари, дизайн для детей всегда должен учитывать значение ритуалов и безудержную фантазию детства, — поясняет Джакомелли, — Для детей создание собственной вселенной с ее особым набором правил, изобретение личного алфавита и создание кодов, необходимых для рассказа о своих системах, — это действия, которые является началом любой эволюции. И которое приведет их как взрослых к новому проекту мира и, возможно, даже нового общества. В этом проекте Мари воссоздает микрокосм повседневной жизни с ее деталями и миниатюрными городами, чтобы научить детей взрослению. Он изобрел безграничную по своим возможностям игру, основанную на свободе и присвоении пространства. Так, собирая свою историю по кусочкам, используя только свое воображение, дети видят, как их творчество проявляется в материальной структуре, похожей на лабиринт или головоломку, наполненные изображениями и символами».

Календарь Formosa, Danese Milano, 1963



Timor — «бесконечный календарь», на пластиковых карточках которого обозначены даты, дни недели и месяцы года. Пользователь сам выбирает нужную комбинацию. Простая, красивая и практичная вещь, дизайн которой актуален во все времена — как и все, что делал Мари.

«Это идеальный модульный объект. Календарь без дней святых или меняющихся государственных праздников, выходных и будней, порядка расположения месяцев, указывающих на начало и конец года. Он никогда не потребует замены на новый, — говорит Обрист. — Я выбрал его, поскольку живу с ним каждый день. Это вечный календарь, он — навсегда».

Paros M, Danese Milano, 1964

«В разговорах с Мари о его работе в 1960-х годах я узнал о его связи с коммунистами, а также о том, что он всегда считал дизайн политическим по своей сути, — комментирует Обрист, — Я начал понимать, как много измерений имеет его работа: он промышленный дизайнер, дизайнер мебели, художник, автор манифестов и полемист, яростно выступающий против мира промышленного дизайна».

Библиотека на колесах, Bompiani, 1956

Ханс Ульх Обрист признается: «Я выбрал этот передвижной книжный шкаф, потому что на самом деле это — книжная выставка, демонстрирующая, как можно мыслить о книгах в пространстве. Как писал Энтони Пауэлл, именно «книги являются главной обстановкой комнаты».



Putrella, Danese Milano, 1958

Поднос или чентротавола (ваза для украшения центральной части стола) Putrella — простая и функциональная вещь, сделанная из обрезков железа. Своей формой напоминает железнодорожный рельс. Выпускается маркой Danese лимитированным тиражом в 100 экземпляров в год.

«Это был первый дизайн-проект Мари, — комментирует Джакомелли, — Его исследования в дизайне начинались с экспериментов с полуфабрикатами; в частности, с конструкционной сталью и профилями из чугуна. В серии Ferri Saldati экономичное качество технологии определяло обработку материала: машинная резка профилей листовых конструкций и сварка деталей вручную без устранения дефектов и заусенцев. Мари хотел сделать из очевидного несовершенства — латунного сварного шва — декоративный элемент, то есть превратить его в свою противоположность. В серии Putrella Мари исследовал железные профили. Формальные комбинации и функциональные решения были вдохновлены формами, полученными из различных секций: это как раз та самодостаточность полуфабрикатов, которую Мари хотел выделить. Одной из таких моделей была Putrella: железная двутавровая балка, которую незначительным вмешательством дизайнера превратили в чашу».



«Дизайнерская этика — единственное, что можно противопоставить условиям нынешнего рынка. Целью работы дизайнера является качество. Если собрать сто лучших дизайнеров планеты и попросить их составить списки ста лучших вещей, скорей всего окажется, что они во многом совпадут, если вообще не окажутся идентичными. Для этого нет более убедительного объяснения, чем качество этих вещей. Поэтому неважно, если вы не достигнете топовых рейтингов. Гораздо важнее быть на правильном пути», — говорил о дизайне Энцо Мари.

По материала интернет