Редакция:
г. Новосибирск

Дизайнер Тарас Желтышев

Молодые дизайнеры любят жаловаться на жизнь – на то, как трудно пробиться, обратить на себя внимание на международных выставках, перейти от штучного производства вещей «своими руками в гараже» к серийному выпуску. Как сложно, наконец, найти производителя, который поверит в тебя и начнёт выпускать дизайнерские вещи с промышленным размахом и качеством. Уроженец Томска Тарас Желтышев буквально каждым шагом своей стремительной карьеры опровергает это ставшее уже привычным дизайнерское нытьё. В какой-то момент получивший образование в сфере медицины молодой человек решил сменить профессию и стать дизайнером,

«Этому предшествовал достаточно серьёзный процесс внутренней переоценки ценностей — перенос приоритетов с научных вопросов к художественным. Возможно, сказалась наследственность: мои родители — архитекторы. В любом случае, склонность к искусству у меня была ещё в подростковом возрасте, например, компьютерному моделированию я научился в 15 лет. Но быть именно художником мне никогда не хотелось — для меня важно, чтобы сделанные мной вещи были функциональны, взаимодействовали с человеком, обретали дополнительный смысл и измерение, вступая с ним в тактильный контакт».

Зеркало Zooom, дизайнер Тарас Желтышев специально для Mrs Ruby Collections, 2019 год

Четыре года, проведенных в Медицинском университете и работа лаборантом на кафедре биофизики оказали самое большое и очевидное влияние на дизайнерский стиль Желтышева, отсюда все биоморфные формы и образы его предметов, временами поражающие своей реалистичностью. Самая известная на сегодня вещь — стул под названием «Лимфоцит», пилотный предмет серии MicroWorld.

«Lymphochair является пилотным продуктом коллекции MicroWorld. Он напоминает крошечного стража нашего тела — лимфоцита. Сферическая геометрия Lymphochair представляет собой один из моих эргономических экспериментов и дает терапевтический эффект. Материалы — войлок ручной работы, фанера, пенополиуретан, кованые вручную металлически опоры. Мягкий чехол легко снимается и стирается, несмотря на особую геометрию материала».

Прикроватная тумбочка Noise, дизайнер Тарас Желтышев специально для Mrs Ruby Collections.

 

Журнальные столики Pood, дизайнер Тарас Желтышев специально для Mrs Ruby Collections, 2019 год


Были ещё лампа Plexus, похожая на ДНК, есть светильник «Хрома» в виде хромосомы. Многие из новых вещей серии Mrs Ruby Collections тоже имеют отчётливые анатомические отсылки. Узоры, покрывающие стол Boon, похожи на растительные или мышечные волокна, форма журнальных столиков Pood может кому-то напомнить желчный пузырь, а у консоли Kroger Bit, как у живого существа, есть металлический скелет, закрытый деревом. В мир предметного дизайна Тарас Желтышев вливается очень органично.

«Мне интересна глубинная естественность. Не только анатомия, но и ботаника, физика элементов, физиология, химия, гистология растений, животных, людей. Благодаря научному образованию я знаю, как много в живом организме красивых, сложных элементов и процессов. Организм — это кладезь форм, образов и фигур. Ассоциации с ними отражаются в предметах, которые я проектирую. Кого-то, может быть, шокирует столик, похожий на внутренний орган. Но мне кажется, что есть логика в том, чтобы человеку служило то, что вдохновлено им же. Прикроватный столик в виде глазного яблока или кровеносных сосудов — это не анатомический театр, а дань восхищения тому, как проектирует природа».

Комод Tube Gravity, дизайнер Тарас Желтышев специально для Mrs Ruby Collections, 2019 год.

В 2019 году имя дизайнера Тараса Желтышева звучало часто, а предметы по его дизайну засветились в социальных сетях у многих посетителей Cosmoscow и Антикварного салона. Для человека, который переехал из Томска в Москву меньше года назад, это можно считать прорывом. А началось все со смотра молодых талантов SaloneSatellite в Москве в 2018-м, где Тарас показал кресло «Лимфоцит». С ним же весной следующего года он отправился на выставку Collectible в Брюссель.

«Я хотел, как и все молодые дизайнеры, придумывать вещи, изготавливать их, посылать на конкурсы. Считается, что молодому дизайнеру трудно «пробиться» или найти изготовителя своих моделей. Но я работал в лаборатории и видел, как учёные для проведения нужного эксперимента буквально «на коленке» из подручных материалов собирают нужный прибор. Так что я точно знаю — сделать можно всё, что угодно».


Комод Tube Gravity, дизайнер Тарас Желтышев специально для Mrs Ruby Collections, 2019 год.

А после закрутилось: сотрудничество с компанией Mrs Ruby и проекты для галерей Mirra и Heritage.

«Раньше я все делал на коленке, а теперь у меня есть возможность воплощать идеи на хорошо оборудованном производстве. Фабрика Mrs Ruby, с которыми мы теперь делаем коллекцию, именно такое производство. После успеха на Collectible я решил перебраться из Томска в Москву и занялся поиском «правильного» мебельного производства. Из всех вариантов мне сразу больше всего понравились Mrs Ruby. С Валентиной Андреевой, которая возглавляет бренд, мы мгновенно нашли общий язык — у нас оказались сходные цели и видение процесса. Она хотела вывести свое производство на новый дизайнерский уровень. Я увидел соответствующие моим идеям и потребностям производственные возможности и, что даже важнее, энтузиазм, понимание того, каким может и должен быть русский дизайн. Для творческого человека очень важно найти партнёра, который в него верит, не бросает слов на ветер — партнёра, с которым можно воплотить в жизнь любую, самую сложную идею. Тогда складываются ситуации, идеальные для создания значимого дизайна».

Консоль Kroger Bit, дизайнер Тарас Желтышев специально для Mrs Ruby Collections, 2019 год.

 

Светильник Plexus, 2015

Все новые предметы, выпущенные по его эскизам, входят в специальную серию Mrs Ruby Collections.

Дизайнер говорит о том, что подразделяет предметный дизайн на массовый и штучный, галерейный.

«Во-первых, я делаю чёткую разницу между тем, что называю «предметным» дизайном, и галерейным. Предметный дизайн — это коммерческие, более или менее массовые вещи, которые легко вписываются в интерьеры. Этим заниматься — как встать на лыжню, по которой впереди тебя уже бежит масса людей. Всегда есть кто-то, кто тебя опередил, трудно придумать что-то новое — для этого нужны огромные ресурсы. Другой путь — делать уникальные, штучные вещи, которые могут сказать людям что-то значимое. Это — галерейный дизайн, вещи, которые должны делаться в единичном экземпляре или ограниченными сериями: в них само качество производства становится частью дизайнерской значимости. Они — полезные произведения искусства. Вот такие предметы я и стараюсь создавать».

Консоль Follicles, дизайнер Тарас Желтышев специально для Mrs Ruby Collections, 2019 год.

Он рассуждает об инновациях в дизайне, новых материалах и новых идеях.

«Велосипеды в дизайне сейчас не изобретают — их изобретают в IT, ракетостроении, искусстве. Хотя совершенно точно будут появляться инновационные материалы, которые влияют на технологические аспекты дизайна. Многие научные открытия совершаются благодаря случаю, но только человек, занимающийся определенной дисциплиной многие годы, сможет заметить этот случай. Образование нужно нам, чтобы находить и видеть новое, а не просто знать уже существующие факты. Например, точно будут появляться новые данные о преломлении света, которые можно использовать в создании световых иллюзий».

Этот на первый взгляд слегка застенчивый, чуть рассеянный, сосредоточенный на своих творческих замыслах молодой человек одновременно демонстрирует железную волю, чёткое видение цели и решимость в её достижении.

У Тараса Желтышева, который за несколько лет совершил скачок от новичка-провинциала до мастера, за чьи работы сражаются крупные художественные галереи, есть все шансы вывести наш дизайн на новый уровень и очередной раз доказать, что прав был Ломоносов со своей фразой о том, что «российское могущество прирастать будет Сибирью». В области дизайна, похоже, именно так и будет – усилиями томича Тараса Желтышева.


По материалам интернет-изданий