Редакция:
г. Новосибирск

Дизайнер года 2023 Рафаэль Наво

Дата публикации: 26.12.2022 Количество просмотров: 428

Maison&Objet объявила лауреата своей уважаемой премии «Дизайнер года». Им стал Рафаэль Наво (Raphael Navot). В январе 2023 он покажет свою авторскую инсталляцию и станет главным героем январской сессии (с 19 по 23 января 2023) этой популярной международной выставки профессионалов дизайна и декора в Париже. Рафаэль представит The Apothem Lounge. Эта иммерсивная инсталляция предназначена для «изображения визуальных эмоций» посредством открытой структуры, которая будет восхищать необычным светом и текстурой.

«Лаундж «Апофема» — проект, который я разработал для предстоящего выпуска Maison&Objet — станет иммерсивной инсталляцией, транслирующей эмоции. Этот большой круглый зал предназначен для того, чтобы приглашать своих гостей познакомиться с интерьером независимо от его функциональности или контекста. Так же, как театральная сцена, где гости являются актерами в сцене. Дизайн интерьера — это форма сценографии, он создан для создания настроения. Настроение будет передано гостям через свет, цвета, комфорт и многие другие элементы, которые отвечают за переживания. В инсталляции будут представлены партнеры, с которыми я работаю или работал. На этот раз, имея привилегию творить без клиента, без контекста и без предназначенной функциональности, мы можем шагнуть в более творческую область и создать интерьер, который не реалистичен. Круглый зал защищен двумя слоями изогнутых стен, что позволяет гостям входить и выходить через 12 порталов. Это открытое архитектурное сооружение, упрощенный лабиринт, сочетающий в себе свободу и уединенность», — поделился Рафаэль Наво.

Его портфолио представляет собой широкий спектр междисциплинарных проектов, демонстрирующих французское мастерство и качество ремесленной работы. Наво работал с Дэвидом Линчем в парижском ночном клубе Silencio (2011), сотрудничал в производстве высокотехнологичной линии напольного покрытия для Oscar Ono (2016 ), создал обширную линейку — от диванов до ковров и ламп — для Roche Bobois (2018). Его коллекционный дизайн представляет сегодня влиятельная американская галерея Friedman Benda, а арт-галерея в поместье Domaine des Etangs в Массиньяке предоставили Наво возможность реализовать все свои таланты, от концепции до уникальной фурнитуры.

Независимый дизайнер Рафаэль Наво (Raphael Navot) — настоящий человек мира: он родился в Иерусалиме, учился в Эйндховенской Академии дизайна, а работает в Париже.

Наво называет себя неиндустриальным (non-industrial) дизайнером и позиционируется как универсальный проектировщик. Неиндустриальность выражается в интересе Наво к штучному, ремесленному производству по индивидуальным заказам: работая над авторскими интерьерами, он проектирует для них индивидуальную мебель. Однако Наво не презирает и не отрицает промышленный дизайн — иногда он соглашается на коллаборации с крупными мебельными брендами, но по-прежнему ищет формы, откликающиеся на изгибы человеческого тела.

«Мне нравится идея коллабораций с брендами, но сначала мне нужно понять их историю. Но я избегаю работать с розничной торговлей и частными домами, так как больше сконцентрирован на предмете, чем на желании рассказывать истории. Я сосредоточен на гостеприимстве, на сфере, обращенной к публике. Это может быть гостиница, ресторан, галерея или библиотека — место, где люди могут собираться и обмениваться опытом», — отмечает Рафаэль Наво.



HÔTEL BELLE PLAGE В КАННАХ ПО ПРОЕКТУ РАФАЭЛЯ НАВО

Наво рассматривает объекты и пространства как шанс рассказать важную историю. Сам рассказ этой истории, перевод идеи в физический элемент — настоящее удовольствие для дизайнера: его увлекает не только рабочий процесс, но и результат, который позволит будущему пользователю получить впечатления и пищу для размышлений.

Рассказывая о своей работе, Рафаэль Наво говорит, что представляет, будто вещи или пространства уже существуют, а его задача — только открыть их. Дизайнер смотрит на пространство как на субстанцию, у которой есть воля к самоорганизации, и полагает, что он просто должен найти подсказки, чтобы разгадать эту головоломку и понять, какие решения больше всего соответствуют духу места и характеру будущих обитателей.

Существует ли стиль, которого Наво придерживается? Скорее нет, чем да: он оставляет за собой право развивать и менять свой профессиональный метод — в результате его сложно назвать адептом каких-либо форм или материалов.



КОЛЛЕКЦИЯ НАПОЛЬНЫХ И НАСТЕННЫХ ПОКРЫТИЙ END GRAIN

«Я не уверен, что существует визуальная манера, которая могла бы описать мою эстетику, хотя все проекты основаны на схожих ценностях и, надеюсь, создают единый стиль, — считает Наво. — Всегда присутствуют натуральные материалы и традиционное ремесло, часто индивидуальное для каждого проекта и с определенными атрибутами органического дизайна. Вневременность для меня — это не декоративное качество. Я часто думаю, что хорошие интерьеры выглядят так, как будто они всегда были такими. Я стараюсь избегать использования материалов, которые являются промышленными или простые краски или обои, поскольку полагаю, что массивные материалы стареют лучше. Я часто нахожу свои цвета в самих материалах, например, синий и зеленый оттенки могут быть взяты окисленной меди и бронзы, а охры — меди и золота. Кроме того, я убежден, что ручная работа незаменима и очень сильно влияет на конечный результат».

Ключевой принцип Наво — антропоцентричность: он рассматривает человека как меру будущего проекта, относительно которой затем определяет масштабы или материалы для работы и старается создать комфортную и дружелюбную среду. Наво, конечно, очарован такими податливыми материалами, как бронза и натуральное дерево, и такими надежными, как натуральный камень: они не только красивы, но и способны благородно стареть. Несмотря на то, что эти материалы уже несколько лет как превратились в глобальный тренд, дизайнер видит в них прежде всего вневременные решения, а значит — путь к устойчивому развитию и разумному потреблению.

КОЛЛЕКЦИЯ МЕБЕЛИ NATIV, 2019

Эти вполне привычные материалы Наво использует очень поэтично и ищет красоту в их характере, форме и свойствах. Если речь идет о дереве, Наво работает с рисунком поверхности, если о камне или терраццо — оставляет крупные плоскости, позволяющие увидеть разнообразные нюансы материала, и даже текстиль в проектах дизайнера превращается в отдельное тактильное впечатление и рифмуется с тонкими комбинациями других материалов.

Например, в коллаборации с Оскаром Оно (Oscar Ono) дизайнер создал эстетичные деревянные предметы: стол и паркет из сборных деревянных фрагментов.

Первая его коллекция, выпущенная серийно — Nativ для Roche Bobois.

Увлеченный природными материалами, которые выглядят с течением времени только благороднее, дизайнер использовал массив древесины, шерсть, хлопок, керамику, минеральные покрытия. По его словам, они «создают теплую, гостеприимную атмосферу, а также предлагают настоящий комфорт».



Название коллекции Nativ автор объясняет так: «Органические формы, используемые в коллекции, отражают язык нашего тела. Человеческое тело почти не изменилось за 200 000 лет. Тем не менее, мир дизайна постоянно ищет новые способы выражения. Мы интуитивно знакомы с этими органическими формами, потому что они являются частью нас. Они не обязательно вписываются в то, что происходит сегодня — они могли существовать до или после. Их язык универсален».

Работа над коллекцией началась, когда Рафаэль Наво познакомился на выставке с Николя Рошем, креативным директором Roche Bobois. Из дискуссий о работе с деревом родился стол Patchwork — с овальной столешницей, украшенной деревянной «головоломкой»: узор, который никогда не повторяется, составляют 320 элементов. Позже модель дополнили другие предметы — светильники, принявшие форму сталагмитов, пуфы в виде гальки, стеллаж, словно высеченный в камне.

«Существует диалог между культурой и природой, геометрическое мастерство и спонтанные формы присутствуют во всей коллекции, — говорит Николя Рош. — Стиль Рафаэля не специфичен для какой-либо одной культуры, пространства или времени. Стулья Identities, диван Underline и кресло Walrus выполнены в классическом стиле и кажутся знакомыми, но предлагают то, чего раньше никогда не видели».


Пожалуй, один из самых показательных проектов Наво — отель National des Arts & Métiers в Париже, который открылся совсем недавно в Париже. Отель полюбился Фрэнсису Форду Копполе. Автором проекта Рафаэль Наво стал благодаря успеху в качестве дизайнера клуба Silencio Дэвида Линча.

«Первым известным проектом, над которым я работал, был Silencio в сотрудничестве с Дэвидом Линчем. Оглядываясь назад, я узнаю использование натуральных материалов и уже тогда интеграцию традиционных и местных ремесел. Однако, с точки зрения концепции, моим первым настоящим прорывом стал Hotel National des Arts et Métiers, поскольку он включает в себя так много аспектов того, чем я продолжаю заниматься до сих пор. У меня была полная независимость, дарованная смелым и либеральным клиентом. У нас была очень большая команда, солидный бюджет и много времени, что является редкой драгоценностью для любого строительства. Это помогло мне как дизайнеру воплотить коллективные идеи и объединить мастеров, обладающих обширными знаниями в области резьбы по камню, ткачества, текстур и механизмов. Близость к национальному архиву декоративно-прикладного искусства сделала это совпадение бесконечно радостным», — говорит Рафаэль.



ИНТЕРЬЕРЫ ДЛЯ HОTEL NATIONAL DES ARTS ET MÉTIERS, 2017

Отель расположен там, где встречаются кварталы Сантье и Марэ и занимает два соседних здания османовской эпохи (середина XIX в.). «Подлинная таксидермия! Я решил убрать все внутренности, оставив лишь оболочку», — говорит Сами.

Четырехзвездочный комфорт, отличная итальянская кухня и коктейли Оскара Квальярини уже успели соблазнить многих непростых гостей. Палитра черного мрамора, необработанная древесина и окисленная медь вместе с панелями, вручную расписанными Гаэлем Давраншем, сразу говорят о неординарном подходе к отельному декору. За архитектурно-инженерную часть ответил архитектор Даниэль Ваниш, а все интерьеры Марсиано доверил Рафаэлю Наво. Во многом это произошло благодаря успешному опыту работы Наво с Дэвидом Линчем и его клубом Silencio над золотыми стенами и волнующей атмосферой.

В главном ресторане отеля — le Ristorante — художник Гаэль Давранш трансформировал акустические панели в декоративные панно.



ИНТЕРЬЕРЫ ДЛЯ HОTEL NATIONAL DES ARTS ET MÉTIERS, 2017

Мультидисциплинарный подход и трепетное отношение к историческому наследию помогли Наво стать своим в Париже. Он говорит, что умеет создавать «ностальгическое будущее». «Я не поклонник суеты, вся красота — в первозданном материале, — уверяет Рафаэль. — Очень мало имею дел с красками или обоями. Люблю чистую «кожу без макияжа».

Обстановка комнат построена на миксе фактур и дизайнерских вещей разных эпох. Винтажные стулья Thonet соседствуют с креслами Armada дизайна Doshi & Levien для Moroso и лампами Бернара-Альбина Гра (Lampe Gras), DCW Editions.

С особой тщательностью дизайнер выбирает отделочные материалы, предпочитая крупным компаниям небольшие мастерские. Для проекта нового отеля он привлек краснодеревщиков Oscar Ono, мастеров-монументалистов Signature Murale (они выполнили отделку стен), мастеров по работе с натуральным камнем Pierre & Granite и реставраторов из Patrimoine Pierre de Taille. Последние вырезали из известняка (парижского белого камня) мощные пилоны, которые украшают лобби. Периметр лобби отделан подсвеченными панелями из «наструганного» лентами камня.

СТОЛ WOOD EYES, 2017

Лестница, ведущая на верхние этажи, сделана из черного мрамора. Стены ресторана La Cicchetteria декорированы скульптурной композицией из сотен металлических труб (окисленная медь) и обшиты панелями из этого материала. Стены в коридорах и номерах загрунтованы серой фактурной штукатуркой. Барная стойка в лаундже — из копченого дуба, а умывальники — из модного терраццо.

Строительная компания DVVD приспособила историческую основу под современные требования комфорта, проведя все коммуникации.

Не менее тщательно Наво подбирал и предметы: главный ресторан меблирован винтажными стульями Tatra (дизайн Антонина Шумана для Thonet, 1950-е), найденными на блошином рынке в Словакии. Патио и террасы обставлены диванами и пуфами из коллекции InOut (дизайн Паолы Навоне для Gervasoni). В номерах — дизайнерская мебель Moroso и испанской кожевенной марки Sol & Luna.

Подход Наво — это подход высококлассного дизайнера, который не только следует своим профессиональным убеждениям, но и готов отказаться от выгоды ради них: он работает над своими проектами медленно и старается оставаться в стороне от переменчивых трендов и сиюминутных решений. Его как будто пугает высокий темп жизни, работы и обновления — Наво часто говорит о недостатке вдумчивости и тишины, которые он ощущает в современном дизайне.

СТЕЛЛАЖ ALEATORIC, 2019

Именно подобная чувствительность позволяет Наво находить действительно авторские решения: лаконичные, но одновременно эффектные. Приемы Наво бьют точно в цель и оставляют выразительный визуальный образ.

«Я считаю, что сегодня можно работать независимо: без необходимости принадлежать к какой-либо структуре или учреждению, — говорит Наво. — Думаю, что сотрудничество между независимыми партнерами делает проекты сбалансированными и интересными. Я признаю проблемы независимости и потенциальное отсутствие безопасности, но я также уверен, что каждый партнер несет ответственность за свою часть. Если бы я нанял постоянную команду, меня бы беспокоила обязанность «кормить машину», и у меня было бы меньше гибкости, поскольку команда иногда становится рутинным грузом. Работа с архитекторами — еще одна проблема. Для себя я сделал вывод, что иногда полезно не знать всех правил, поскольку они, безусловно, могут ограничивать творческий ум. Часто мы сталкиваемся с инженером или производителем, который заявляет, что определенные вещи невозможны, и только позже обнаруживаешь, что все возможно, просто что-то находится вне нашей зоны комфорта. Разучиться часто труднее, чем научиться, а мне важно сохранить некую наивность, чтобы снова и снова разжигать воображение».


По материалам интернет

Статья вышла в журнале «Мебельщик Сибири» № 18 за 2022 год