Редакция:
г. Новосибирск

Андре Путман: экстракт красоты и дизайна

Дата публикации: 26.01.2024 Количество просмотров: 94

Имя Андре Путман часто произносили с приставкой «посол стиля». Она женщина, которая своей карьерой охватила дизайн почти всего XX века и указала путь в дизайн будущего. Путман возвела шахматную клетку в ранг высокого интерьерного искусства, решительно отвергла традиции избыточного декора и нашла то соотношение элегантности и утонченности, от которого захватывает дух.

Родившись в аристократической французской семье, богатой культурными традициями, Андре воспитывалась в артистической среде, где писатели, танцоры, актеры, музыканты были частыми гостями.

«Андре Путман, урожденная Андре Крестин Эйнар, родилась 23 декабря 1925 в Париже. Место рождения было неплохим бонусом, чтобы сформироваться в нехилого дизайнера. Парижанки, они особенные дамы, которые знают четко границы допустимого в одежде, еде и работе. Одеты, накрашены всегда с той долей небрежности, за которой кроется почти буддистское мировоззрение, что работать, выглядеть, одеваться и питаться надо только в удовольствие, не забывая о реальности. Французы говорят: «Не путай мечту с реальностью».

И второй бонус Андре — гены. Она родилась в непростой семье. Ее бабушка по отцовской линии, Роза де Монгольфье, была потомком изобретателей воздушных шаров. Мать была концертной пианисткой, которая находила утешение в том, чтобы быть великим художником без сцены. Андре с детства готовили к музыкальной карьере. Её наставник Пуленк на вручении приза юной девушке за композицию обмолвился, что ей придется ещё 10 лет вести аскетическую жизнь в ежедневных упражнениях, прежде чем ее ждет настоящая слава», — пишет Лара Кроткая в своей книге «Андре Путман — посол стиля».

Семья планировала, что Андре будет заниматься сочинением музыки, однако девушка выбрала собственную дорогу: «Мои родители были очаровательными, очень открытыми людьми, но жили в тесном французском мирке, вполне довольные собой, так же, как и другие люди их круга». У жизнелюбивой Андре были другие планы.

Вилла, построенная по проекту Андре Путман для фран- цузского политического журналиста, философа и интел- лектуала Бернара Анри-Леви в Танжере

Оказавшись в Париже в возрасте 15 лет, она стала завсегдатаем Café de Flore, где можно было столкнуться лицом к лицу с Сартром, Бовуар, Джакометти и другими знаменитыми персонажами. За одного из членов компании, посещавшей это культовой место, антиквара Жака Путмана, Андре вскоре вышла замуж. «Он посвящал меня в таинство искусства, поощряя мой интерес к одним вещам и разочаровывая в других. У него были очень четкие представления о том, что ему нравится, а что нет. У него я научилась четкому представлению о вещах», — вспоминает Путман.

В 20 лет она чуть не погибла в велосипедной аварии, и хорошо знала цену каждой минуты. «Единственное, чего мне хотелось в то время — быть открытой новому». Она выкинула из собственной спальни все вещи, кроме железной кровати, стула и постера с картиной Миро и по совету бабушки устроилась курьером в гламурные издания Femilna, Elle и L'Oeil.

Путман оказалась одной из первых дизайнеров-универсалов, кому одинаково удавались рестораны, самолеты, интерьеры фешенебельных гостиниц и частных резиденций, мебель и посуда, светильники и флаконы (под конец жизни Андре Путман даже создала собственный аромат духов).

«Бессмысленно учить человека стилю и вкусу. Вкус у него либо есть, либо нет», — категорично заявляла дама, чей вкус оттачивали в начале ее деятельности отнюдь не архитекторы, а французский композитор Франсис Пуленк и другие именитые наставники.

Стулья, дизайн Робера Малле-Стивенса, продует компа- нии Ecart International, основанной Путман

Начиная с 50-х Путман, уже хорошо изучившая мир глянца, начинает писать статьи в разделе «декор». Ее острый критический взгляд на вещи и блестящий аналитический ум стали сразу заметны. Она пишет статьи для интерьерных рубрик ведущих изданий и формулирует, чего недостает современному французскому интерьеру. А именно сдержанности, эффектности, чувственности, жесткости, но не категоричности. Одновременно она пытается проектировать собственные вещи, однако эти эксперименты не носят системного характера.

В 1958 году Андре Путман стала арт-директором домашнего департамента Prisunic (предшественник Monoprix). Она пропагандировала идеи доступного дизайна. С ее легкой руки в магазинах сети стали продаваться лимитированные репродукции работ известных художников: их можно было приобрести за небольшую сумму (100 франков, около 15 евро), что делало высокое искусство доступным широким массам.

Путман внимательно исследует фэшн-индустрию. В конце 60-х она вместе с подругами открыла первое во Франции агентство консультаций по вопросам стиля Mafia. В 1972 году в сотрудничестве с Дидье Грюмбахом, будущим президентом Федерации высокой моды в Париже, она создает проект Créateurs et Industriels. Он нацелен на поиск молодых талантов. Это агентство было суперуспешным, оно открыло нынешних звезд модной, в числе которых Осси Кларк (Ossie Clark), Клод Монтана (Claude Montana), Тьери Мюглер (Thierry Mugler), Иссэй Мияки (Issey Miyake) и Жан-Шарль де Кастельбажак (Jean-Charles de Castelbajac).

Интерьер отеля Morgans Hotel

Финал 1970-х стал для Андре Путман катастрофой. Компания Créateurs & Industriels обанкротилась, в том же году она рассталась со своим мужем, ощущала полную пустоту и одиночество. Долгое время она жила в комнате, всю обстановку которой составляли кровать и пара ламп, но это лишь сделало ее сильнее (и во многом способствовало формированию ее фирменного стиля, для которого характерны лаконичность, минимализм и некоторая доля аскетизма).

В 1978 году Путман решила основать собственное агентство. Оно называлось Ecart и специализировалось на интерьерных проектах. Первоначально сфера ее интересов вращалась вокруг мебельной классики 30-х годов: Жан-Мишель Франк, Пьер Шаро, Мариано Фортуни, Эйлин Грей. Она стала сама создавать вещи в том же модернистском духе и оттачивать собственный стиль. «Моей целью было по-настоящему заинтересовать десятерых, и даже в этом случае я бы чувствовала, что моя миссия выполнена». Вдохновленный шедеврами арт-деко стиль Андре Путман отличает аристократический минимализм, элегантность, монохромность, сдержанная роскошь в меблировке и дорогие фактуры.

Блюдо Vertigo, дизайн Андре Путман, Christofle

Ее проектами заинтересовались тысячи. Отель Le Lac в Японии, отель Im Wasserturm в Германии, отель Sheraton в аэропорту Руасси-Шарль де Голль в Париже: во всех проектах чувствовалась мощная энергия изменить сам жанр отеля. Также Путман берeтся за бутики: для Azzedine Alaia, Balenciaga, Bally, Lagerfeld.

С начала 1980-х Андре Путман работает над дизайном офисов. Самым значимым проектом в этой области стал рабочий кабинет министра культуры Франции Жака Ланга, который стал первым в длинной череде официальных заказов. Обстановка отличается сдержанностью и вместе с тем выглядит дорого: компактные кресла дополнены изящным журнальным столиком из платана с бронзовыми деталями.

Поворотным для Путман стал 1984 год. Мировую славу ей принес дизайн нью-йоркского отеля Morgans в 1984 году. Он стал, по сути, первым бутик-отелем, куда приезжают именно за новым культурным и чувственным опытом. Андре Путман в значительной мере сформировала феномен бутик-отеля: места, где любые привычные действия становятся ритуалом и наполняются новым смыслом.

Интерьер отеля Morgans Hotel

Эта работа маркировала появление нового дизайн-принципа: интерьера высокого художественного качества с относительно небольшим бюджетом. Проект был построен на смешении стилей, использовал работы ведущих дизайнеров ХХ века и создавал новый тип роскоши.

Именно в Morgans Hotel она использовала в качестве основного декоративного приема шахматную черно-белую плитку. Эта раскладка стала ее визитной карточкой и применялась до самых последних ее проектов: даже пюпитр рояля Milky Way выполнен как шахматная доска.

Отель Morgans — один из первых бутик-отелей, оформленных Путман.

Далее ей поручают интерьер Музея современного искусства CAPC в Бордо, Музей изящных искусств в Руане, кабинеты Министерства финансов, архитектурный комплекс Берси и французский павильон на выставке в Севилье в 1992 году.




Рояль, дизайн Андре Путман, Pleyel, 2008

Еще один знаковый проект — интерьеры для сверхзвукового пассажирского самолета Concorde, над которым дизайнер работала в 1994 году. Путман смогла привнести в них уют и элегантность. Для лайнера были спроектированы мягкие, удобные сидения, одетые в белые чехлы, продумано освещение, пол был покрыт ковровой дорожкой с элегантным рисунком в стиле ар-деко.

В 1997 Андре Путман основала свою студию Studio Andrée Putman, работающую в области интерьерного и промышленного дизайна, а также в области сценографии.

Андре Путман одной из первых стала применять в своих проектах открытую планировку. Также она одной из первых во Франции стала жить в лофте! Архитектор заново переосмысливала пространство, нарушала общепринятые правила и нормы, позволяла себе играть с жилым пространством. «Речь вовсе не о том, чтобы принимать ванны в гостиной и готовить еду в спальне, — говорила она, — а о том, чтобы сделать пространство многофункциональным. Почему комнаты должны быть монополизированы и подчиняться лишь одной функции, когда у нас может и должна быть свобода выбора?»В 2000-х Путман стали активно приглашать как дизайнера не только интерьеров, но и мебели. Она создает в своей лаконичной стилистике коллекцию стульев для Reflex, модели для Poltrona Frau, мозаичные вещи для Bisazza, посуду для Christofle. Путман активно сотрудничает с модными и люксовыми дизайнерскими брендами.


Интерьер для сверхзвукового пассажирского самолета Concorde

Версия дорожной сумки для Louis Vuitton от Андре Путман

В 2000 году она разработала коллекцию Vertigo для Christofle (посуда и аксессуары для дома), для которой были характерны простые формы, а главным элементом стало слегка закрученное кольцо (тот же принцип был использован впоследствии и в ювелирной коллекции Путман для Christofle, которая появилась в 2005 году). В 2007 году дизайнер разработала свою версию дорожной сумки для Louis Vuitton, а в 2008 году она обратилась к своей первой любви — музыке — и подписала контракт с компанией Pleyel. Результатом их сотрудничества стал великолепный рояль Voie Lactée из дерева, никеля и Corian, украшенный фирменным «шахматным» декором. Он был выпущен ограниченной, пронумерованной серией в 8 экземпляров и стоил порядка 20 тыс. евро.

Всякий, кто бывал в Париже, наверняка заходил в бутик Guerlain на Елисейских Полях просто, чтобы полюбоваться на роскошные интерьеры и великолепную люстру, украшавшую главный зал. Это тоже работа Андре Путман, которая оформила его в 2005 году. В таком виде Дом Guerlain простоял вплоть до 2013 года. Затем здесь была проведена масштабная реновация. Тем не менее, проект Путман стал одной из важнейших вех в истории Дома.

Два года спустя в 2007 французский дизайнер взлетела еще выше, приняв участие в масштабном архитектурном проекте. Речь идет о строительстве и оформлении двух небоскребов в Гонконге, один из которых — Putman Hotеl — носит ее имя! Фасад здания украшен геометрическим орнаментом из цветного стекла и навеян стилистикой ар-деко. Внутри — 28 номеров открытой планировки с эркерами, высокими потолками, деревянными полами и лаконичным черно-белым декором, который так любит Андре.

Интерьер Путман Отеля, Гонгконг

С 2007 года Андре помогала в работе ее дочь Оливия, которая сейчас является арт-директором компании Studio Andrée Putman. «В возрасте, когда некоторые уже отправляются выращивать цветы в деревне, моя мать основала настоящую империю, влияние которой на мир дизайна огромно до сих пор. Принципы, которые благодаря моей матери появились в современном дизайне, совершенно вневременные: это элегантность, минимализм и четкий стиль».

В 2008 году мэр города Парижа назначил Андре Путман президентом Комитета по дизайну. В ее обязанности входила реорганизация общественных мест, редизайн городской мебели и униформы коммунальных служб.

Почерк Андре узнаваем в каждом ее проекте — от отеля Im Wasserturm в Кельне, перестроенном из бывшей девятиэтажной кирпичной водонапорной башни, до отелей Roissy Sheraton и Pershing Hall в Париже, от мебели для для Reflex и Poltrona Frau до декораций для фильма Питера Гринуэя «Интимный дневник».