Алессандро Мендини (Alessandro Mendini), архитектор, дизайнер, идеолог дизайна, родился 16 августа 1931 года в Милане. Там же получил диплом архитектора и начал свою карьеру в офисе Марчелло Низзоли.
Послевоенный итальянский дизайн был воплощением «хорошего вкуса». Считалось, что дизайнер должен создавать минималистичную, гармоничную, идеально выверенную мебель, лаконичные бытовые предметы сдержанных тонов — и не более. Мендини, получивший диплом архитектора и работавший в качестве координатора проектных групп, как-то совершенно спонтанно оказался в кругу радикально настроенных молодых людей, которым страшно надоела сухость и простота «хорошего дизайна».
Модернизм, когда-то смотревший в будущее, становится вчерашним днём, освобождая дорогу молодым авангардным направлениям, которые кипят новыми идеями и стремятся переосмыслить саму задачу дизайна. Самыми заметными и влиятельными из них становятся антидизайн и радикальный дизайн, к которому примыкает Мендини.
Это время концептуальных и глобальных экспериментов. Эргономика, эстетика и функциональность обесцениваются в угоду протесту. Постмодернизм второй половины XX века выступает против продукта, ориентированного на потребителя.
Мендини начинал радикально, но с юмором. Пренебрежение эргономикой и функциональностью, свойственные постмодернизму, он стремился довести до абсурда, намеренно проектируя абсолютно бесполезные в быту предметы.
Продуктом такого подхода стал деревянный стул «Lassu», на который невозможно было сесть. Но практическая функция у арт-объекта всё-таки нашлась: он отправился на растопку в печь. Бесполезный, но концептуальный предмет, олицетворяющий эпоху, даже удостоился памятника, известного как «Памятник сгоревшему стулу».
Вокруг Мендини начинают объединяться члены различных групп радикального дизайна, в числе которых Этторе Соттсасс, Франко Раджи, Паоло Нава. Таким образом была создана отдельная школа Global Tools, одним из основателей которой являлся и сам Мендини.
Пережив пик расцвета радикального дизайна, Global Tools распалась, но вымостила путь для появления новых групп — «Мемфис» и «Алхимия». Приверженцы направления выступали против «потребительского» дизайна и смело обращались с формой и цветом.
Постмодернист и мастер цвета, сегодня, когда мода на ритм и калейдоскопы 1980-х вернулась, выставки, презентации и ретроспективы сопутствовали ему все последнее время.
|
|
Он внес огромный вклад в современное искусство, многие из его работ находятся в музеях и коллекциях по всему миру. Будучи дизайнером, архитектором, критиком и теоретиком, он стал одним из выдающихся деятелей «нового дизайна».
С его именем часто ассоциируется такое понятие, как «ре-дизайн». Основная его идея состояла в том, что классическим моделям мебели давалась новая жизнь путем ярких, необычных доработок. Так, с легкой руки Мендини, преобразился стул Тонета, который из строгого изменился в более веселый объект.
«И архитектура, и вещи должны разговаривать с людьми», — говорил Алессандро Мендини. Он всю жизнь любил дизайн и до конца дней боролся с банальностью. Раскрашивал мажорными цветами все подряд: музеи, диваны, вазы, чайники. Смело называл свой стиль китчем с нескрываемой гордостью, а себя именовал Арлекином, призванным радовать людей.
Банальный дизайн — еще одна из идей мастера, характеризующая культурную пустоту и равнодушие индустриального общества. Для его реализации брался абсолютно заурядный предмет мебели, чья банальность усиливалась путем использования вычурных цветовых решений.
Настоящий архитектор-постмодернист, Мендини много цитировал, умел смешивать культурные контексты и всегда давал вещам имена.
В 1978 году для группы «Алхимия» он придумал кресло Proust, посвященное, как следует из названия, Марселю Прусту. При этом никакой связи с творческом Пруста, на первый взгляд, не прослеживается. «Оно бы ему понравилось», — так пояснил Мендини выбор названия. Это кресло в стиле XVIII века, в обивке которого использованы мотивы полотна «Луг» Поля Синьяка. Впоследствии «Пруст» перевыпускалось несколько раз.
|
|
В 1993-м оно было переиздано под маркой Cappellini в двух расцветках (сине-желтой и зелено-красной) и с геометрическим рисунком обивки, в 2005 году вышел новый ремейк: выросшее до гигантских размеров (3х3х3 м) кресло украшала мозаика Bisazza, в 2011 году Magis выпустил коллекцию пластиковых кресел Proust для дома и луга: белых, черных, оранжевых, красных, синих, зеленых, фиолетовых. А в 2014-м компания Robot City представила очередную версию Пруста из цельного куска белого каррарского мрамора.
В это время Мендини занимается энергичной деятельностью по собиранию и организации рассеянных сил потенциальных «новых дизайнеров». Инициирует и координирует множество проектных программ, учебных курсов, выставочную деятельность и прочее, превращая каждую инициативу в своего рода проектно-поисковую лабораторию, объединяющую лучшие силы итальянского проектного авангарда. Излюбленная Мендини форма реализации подобных программ на рубеже 70-80-х годов — средовая инсталляция-перформанс, осуществляемая либо в контакте с авангардными театральными группами («Бесконечная мебель», 1981; ряд сценографий для театральной труппы «Magazzini Criminali» — «Криминальные склады» и пр.), либо самостоятельно — так называемые «немые сцены» («Городской интерьер», Палаццо Диаманти во Флоренции, 1978; реконструкции «банальных комнат»; оборудование витрин и интерьеров модных магазинов Фьоруччи и др.).
Серия Мендини «Бесконечная мебель» (Mobile Infinito) давала широкие возможности комбинаторики, позволяя потребителю самому составлять различные комбинации и участвовать, таким образом в общем творческом процессе.
Мендини любил искусство, особо выделяя китайское, и читал философов, особенно французских. Коллекция Mendinismi: крупные вазы и тарелки красивых оттенков носят названия «Дидро», «Руссо», «Хунан». В 78 лет дизайнер выпустил серию мебели и орнаментов в стиле арт-отеля Byblos — проект Byblos Casa. Сначала маэстро оформил дизайнерский отель Byblos в Вероне. Интерьер получился настолько эффектным, что предметы мебели издали как отдельную серию. Высокохудожественные имена прилагаются: «Фрагонар», «Канова», «Энгр», «Тернер», есть даже пуфик «Хокусаи».
С 1982 года Мендини начинает сотрудничать с фирмой Zanotta, а позднее проектирует несколько офисов компании Swatch, а также создает для них модели часов Cosmesis и Metroscape. В 1983-м он становится профессором Высшей школы прикладного искусства в Вене.
Кроме того, в 1983 году Мендини принимал участие в уникальном проекте «Tea & Coffe Piazza» — «Площадь чая и кофе», зародившимся в конце 70-х годов и продолжающеимся до сих пор. Проект объединил одиннадцать ведущих архитекторов постмодернизма, таких как Майкл Грейвз, Паоло Портогези, Ханс Холляйн, Альдо Росси и других. Главная идея акции была сформулирована как «архитектура в миниатюре». Одиннадцать оригинальных сервизов из серебра, спроектированных в рамках проекта, были выпущены ограниченным тиражом и представлены публике в Милане, в церкви Сан Карпофоро.
В начале 80-х годов на фоне депрессивного эпизода Алессандро Мендини «ушел в подполье», практически перестав заниматься проектированием для промышленности. В этот период он разрабатывал инсталляции и организовывал перфомансы, проникнутые духом разочарования (перформанс «Ничто», 1984) или имеющие сугубо частный, интимный характер («Живописный дизайн», или «Спроектированная живопись», — парадоксальное столкновение методов спонтанного живописания и проектирования), а также занимается педагогической деятельностью (с 1983 года — профессор дизайна в Высшей школе прикладного искусства в Вене).
Но после нескольких лет печали и одиночества Мендини вдруг вернулся в культурную жизнь Италии с новым громким проектом – журналом «Ollo», где практически не было текстов, кроме подписей к иллюстрациям и фотографиям.
|
|
В дальнейшем он становится редактором и создателем еще нескольких популярных архитектурных журналов. После ухода из «Casabella» В 1976 году Мендини создает журнал «Modo» (1977) — рупор пострадикализма и нарождающегося «нового дизайна». В 1980 г. становится главным редактором журнала "Domus", превращая его в еще один центр "нового дизайна". В течение двух лет Мендини ведет журнал параллельно с "Modo", после чего целиком посвящает себя новому изданию. Кардинально меняя облик и содержание этого достаточно умеренного, добропорядочного и институционально благополучного журнала, Мендини превращает его в еще один центр „нового дизайна", смещая, однако, внимание на искусство, моду и своего рода «от кутюр» дизайнерского авангарда. Начинает выпуск приложений к нему: «Domus Moda» и «Quademi Domus».
В качестве главного редактор Casabella, Modo, Domus, Ollo в 70-80-х, он был бескомпромиссен. Мендини никогда не умел делать коммерческий и благополучный журнал. Его издания наполнены молодым авангардом, а деятельность сопряжена с художественными перформансами, акциями и инсталляциями. Алессандро Мендини в течение двадцати лет находился в эпицентре и был непосредственным провокатором обновления итальянской и международной проектной культуры.
В конце 80-х Мендини активно работал, проектируя мебель, аксессуары и офисные помещения. Вместе с братом Франческо в 1989 году он основал собственную студию Atelier Mendini, занимавшуюся в том числе архитектурой и интерьерами.
Среди построек студии: Groninger Museum в Нидерландах (1989–1994), Башня Рая в Хиросиме (1989), Casa Della Felicita для Альберто Алеcси в Омегна (Италия, 1989).
Так проект художественного музея в городе Гронинген на севере Нидерландов Алессандро разрабатывал совместно с Филиппом Старком и фирмой Coop Himmelb(l)au. Современное постмодернистское здание состоит из трех основных павильонов, над которыми возвышается ярко-желтая башня.
Работы студии находятся в постоянных экспозициях музеев MoMА, нью-йоркском «Метрополитене», парижском Центре Помпиду и многих других. Мендини выставляют на аукционы и в галереях, в том числе продает парижская галерея Kreo, постоянный участник выставок Design Miami/Basel и PAD.
Своей уникальной переработкой классических предметов интерьера и мебели, Мендини внес огромный вклад в постмодернистское течение, став одним из его лидеров.
В 90-х создал знаменитую коллекцию кухонных приборов, посвященную своей подруге Анне Джили. Ее образ — черты лица и очертания модной стрижки — повторяется в форме солонок, штопоров и вилок. Эти вещи доступны широкому потребителю и сейчас.
Она имела в 90-х ошеломительный успех и стала самой продаваемой коллекцией. Для ее создания он использовал обычные кухонные приспособления: штопоры, таймеры, ложки, которые объединяло одно — изображение условного женского лица.
|
|
Кухонные приспособления Анна-штопор, Анна-солонка, Анна-подсвечник в виде человеческой фигурки с улыбающимся женским лицом — вот кого действительно можно вообразить своим другом, особенно если живешь в одиночестве. Не знаю, как вам, но мне такой китч нравится: это китч с «человеческим лицом».
Он признавался, что всю жизнь был пессимистом, и лишь в последние годы жизни научился веселить не только клиентов, но и себя самого. Родившись в Италии в 1931 году, он прожил долгую жизнь, наполненную до краев… работой. Все интересные факты в его биографии были связаны только с создаваемыми им вещами — словно вне творчества никакого Алессандро Мендини не существовало.
Дизайн – это вовсе не свободный полет фантазии, дизайн-проектирование всегда ограничено возможностями производства и эргономичностью использования, но то, что делал Мендини, превращало инженерию в психоделическое путешествие. Исследователи его творчества видят в Мендини вовсе не веселящего публику Арлекина, а фигуру почти трагическую, осознавая, какое огромное количество сил, душевных, интеллектуальных и физических, отдал этот человек, чтобы изменить привычные представления о дизайне.
Его гений коснулся многого — от здания музея до штопора. Но, прежде всего, за реализацию в качестве критика и культуролога Мендини вручена самая престижная награда итальянских архитекторов — премия Compasso d'Oro («Золотой циркуль», 1979 г.), а в 2015 году и Eвропейская премия по архитектуре. В приветственной речи жюри звучали такие слова: «После Фрэнка Ллойда Райта мир не знал архитектора более сильного в теории, чем Мендини, и который мыслил столь же глубоко. Мендини привнес в саму сердцевину дизайна, омраченную меркантильностью и функционализмом, истинно человеческие ценности и гуманизм мастеров Возрождения».
Миланец, Мендини не пропускал ни одну неделю дизайна, и все последние годы ему сопутствовали удачные проекты на площадках Триеннале, в галереях, музеях, шоу-румах и на самой выставке iSaloni. В 2015 он поражал всех проектом для Caimi Brevetti — драпировками Diesis e Bemolle из мягких полиэфирных волокон с ионами серебра, поглощающими звук.
В год 85-летнего юбилея он порадовал молодежь рабочими куртками с радужными наганами для Supreme. Головокружительная комната Мендини сделана на тему «Оптическое бессознательное» — работы Розалинды Краусс, аналитика современного искусства. А компания Gufram, среди акций своего пятидесятилетнего юбилея, перевыпустила лимитированным тиражом монументальное кресло Mендини Poltrona.
|
|
Его проекты фактически имеют статус произведений искусства. Количество свежих, ярких, неожиданных идей, произведенных на свет дизайнером, контрастирует с невероятно скудными сведениями о его личной жизни. Любовью всей его жизни был дизайн.
Мендини не стало в 2019 году — но незадолго до смерти дизайнер упоминал, что у него есть планы и на следующую жизнь. Он мечтал родиться вновь… художником — и ради этого стоит поверить в реинкарнацию.
Для бразильского бренда A Lot of Brasil Алессандро Мендини придумал диван К2. Это новая интерпретация ставшего классикой Kandissi Sofa, которую маэстро создал еще в 1979 году. Дизайнер немного изменил формы и пропорции и разнообразил цветовую гамму.
Настольная лампа «Космический амулет», выпущенная в 2013 году, состоит из трех колец, символизирующих единство Солнца, Луны и Земли. Тонкий ореол из светодиодов равномерно распределяет свет и таким образом защищает глаза. В конструкции нет проводов и пружин, что позволяет сосредоточиться на цвете и геометрии.
Стулья Рой — табуреты, изготовленные из литьевого пластика для бренда Kartell в 2015 году, — привлекают внимание не только яркими цветами, но и необычной графикой, созданной по мотивам работ поп-артиста Роя Лихтенштейна. Округлая форма позаимствована у традиционных китайских стульев.
Вазы Ромбо. На последней мебельной ярмарке Salone de Mobile в Милане, Мендини стал участником грандиозного проекта Monster Cabaret, который организовал бренд Lansvit. Незабываемое шоу прошло в старом кукольном театре, на время превратившемся в витрину для "монстров". Дизайн Алессандро, названный Ромбо, представил собой серию стеклянных ваз с поразительными голубыми глазами.
По материалам Интернет