Редакция:
г. Новосибирск

Альберт Хэдли: культовый дизайнер интерьеров

Дата публикации: 04.08.2022 Количество просмотров: 109
Альберт Хэдли (1920 – March 2012) родился в Спрингфилде. Семья Хэдли владела фермерским хозяйством и часто переезжала. Так у его матери была возможность заниматься украшением домов, поэтому Альберт с детства заинтересовался оформлением интерьера. Он любил помогать матери и старшей сестре Элизабет в украшении дома.

Он изучал журналы о моде, о дизайне. На формирование его вкуса и творчества особую роль оказали черно–белые голливудские киноленты. По словам мастера, они отлично развивали фантазию и воображение — можно было мысленно добавлять красок в интерьеры, одежду и пейзажи фильма.

К 13 годам он уже знал, что его будущее в Нью-Йорке. После школы Альберт два года отучился в колледже Пибоди. Здесь его работы заинтересовали настоящего гуру декораторского искусства того времени А. Герберта Роджерса. И Хэдли становится младшим помощником мэтра, приобретая в процессе сотрудничества отменную клиентскую базу.


Один из самых известных принтов, придуманных Альбертом Хэдли, до сих пор выпускается в виде упаковочной бумаги и обоев.

Холл в апартаментах Хэдли на Манхэттене. Стены выкрашены в насыщенный красный цвет и покрыты лаком — это один из любимых приемов декоратора.

В 1942 его призвали в армию, а после службы В 1947 году по окончании Второй мировой он переехал в Нью-Йорк, где поступает в знаменитую нью–йоркскую школу искусств и дизайна Парсонс. Впоследствии к сотрудничеству его привлекает директор по дизайну компании Тиффани — Ван Ден Труэкс. Благодаря ему Хэдли освоил новое поприще в качестве преподавателя, оставшись после защиты диплома учить своему мастерству студентов Парсонса. Многие его ученики — ныне талантливейшие и известнейшие декораторы (Банни Уильямс, Мэриэтт Хаймс Гомес, Томас Джейн, Дэвид Истон, Кирилл Истомин) — до сих пор с благодарностью вспоминают его уроки.

Его единственный русский ученик и коллега декоратор Кирилл Истомин так вспоминал Альберта Хэдли: «Моя первая встреча с Альбертом Хэдли состоялась в школе «Парсонс» , куда он пришел оценивать наши курсовые работы. Ему на тот момент было всего 75 впереди еще 15 лет активной работы. Он жадно интересовался новостями, общался со студентами. Гуру американского дизайна выглядел довольно просто. Костюм, водолазка и непременный платочек в кармане».

Он поработал в разных местах, прежде чем открыл бюро совместно с сестрой Пэриш (Дороти Мэй Канникат), декоратором и светской львицей Нью-Йорка. Вместе они отлично дополняли друг друга и делали великолепные проекты. Одним из таких была комната для завтраков в Белом доме для президента Кеннеди.


Акварельный эскиз «Современный пентхаус» — студенческая работа Альберта Хэдли.

Это был потрясающий союз противоположностей: импульсивная Пэриш и упорядоченный Хэдли, знавший историю дизайна. Вместе они делали очень гармоничные проекты. Хэдли любил архитектуру и считал, что никакие украшательства не сделают комнату с плохой архитектурой привлекательной.

Несмотря на престижное место работы и успешные проекты, главное дело Хэдли было еще впереди, и началось оно со знакомства с Дороти Мэй Кинникут – женой Генриха Пэриша II. Эта знаменательная встреча состоялась благодаря бывшему боссу Альберта – директору школы Парсонс Ван Ден Труэксу. Дороти тоже серьезно увлекалась искусством декора и искала себе партнера по бизнесу, которым впоследствии и оказался Хэдли.

Когда он впервые переступил порог дома Дороти, она вышла к нему в черном, шерстяном платье и попросила Хэдли застегнуть ей молнию. Некоторые знатоки интерьерного дизайна и творчества Альберта утверждают, что с этой молнии и началась великая веха в области американского и даже мирового декораторского искусства ХХ века.


Вашингтонский дом Эвелин и Лоуренса Брандтов. Любимое сочетание Хэдли: темные лаковые стены и светлые шторы.

Апартаменты ювелирного дизайнера Дианы Куаши на Манхэттене Альберт Хэдли оформил в соавторстве с Бриттоном Смитом (Albert Hadley Inc.).

Дебютный совместный проект Альберта и Дороти — обустройство зала для завтраков в доме американского президента Джона Ф.Кеннеди. Большую часть работы проделала госпожа Пэриш. По словам Хэдли, ему была предоставлена честь выбрать для помещения занавески. Однако опыт он получил огромный. Его скрупулезность, ответственность и творческое чутье пришлись по вкусу Дороти, и уже через два года Хэдли уже работал с ней в качестве полноправного партнера в ее компании Sister Parish.

Они удивительно дополняли друг друга: ей нравилось полагаться на инстинкты, на женскую интуицию и собственный вкус, а он всегда опирался на теорию, знание истории и искусства, строгое планирование. Эта удивительная игра контрастов выливалась в результате в цельную гармоничную картину, которой невозможно было не любоваться. Тандем Дороти и Альберта долгое время оставался одной из лучших компаний Америки в области декораторского искусства. Они успели поработать для известнейших личностей в мире политики, финансов и шоу–бизнеса. Но в 1994–м миссис Пэриш не стало…

После смерти Дороти ее компанию Parish–Hadley возглавил Альберт, но через пять лет он ушел в независимое творчество и открыл фирму под собственным именем Albert Hadley Incorporated. Он продолжал декорировать интерьеры и преподавать в Парсонсе практически до самой смерти. Без миссис Пэриш было грустно и одиноко, но это никак не сказалось на авторитете и успехе самого Альберта. С 1962 года, работая со своей сестрой, Альберт Хэдли получает множество наград в области дизайна, а также начинает экспериментировать в разных стилях, таких как: грузинский, викторианский и современный стиль модерн.

В ту пору интерьеры делали не на века. У «Пэриш-Хэдли» были клиенты, с которыми компания сотрудничала лет тридцать подряд: оформляла новые дома и регулярно переделывала старые. Компания закрылась в 1999 году, просуществовав четыре года после смерти Пэриш. Хэдли продолжил работу в своем маленьком офисе, где вел старых клиентов и некоторых новых.

«Дизайнеру, не всегда удается достичь желаемых результатов, из-за того, что есть некий конфликт или отсутствие взаимопонимания с заказчиком. Долг дизайнера — быть ориентиром для клиента и помочь ему найти лучшие соотношения качества.

Я считаю, что с образованными заказчиками гораздо проще работать. Клиенты с навыками в области декора и способностями выражать желаемое от проекта, могут облегчить работу декоратору», — делился дизайнер.

Среди его благодарных клиентов: Марк Цукерберг, Опра Уинфри, Билл Гейтс и многие звезды американской политики и эстрады. Попасть к нему на встречу было не так–то просто. Особенностью декоратора являлось то, что он работал исключительно с представителями элиты и американцами с высоким уровнем достатка.


В перерывах между заказами Хэдли декорировал многочисленные дома для своей семьи. Этот таунхаус в викторианском стиле он оформил для своей сестры Бетси в их родном Нэшвилле, Теннесси.

Гостиная в доме Альберта Хэдли в Неаполе, Флорида.

Он стал одним из самых прославленных американских дизайнеров и декораторов, оставив после себя множество последователей, поклонников и учеников. Он работал в собственном бюро совместно со своей сестрой Пэрис. Его обожали первые лица Америки за сдержанный, но при этом индивидуальный, яркий стиль. Его смелый интеллектуальный взгляд на классические интерьеры, готовность смешивать стили и всегда узнавать что-то новое внесли значительный вклад в мир дизайна.

Он создавал такие интерьеры, в которых хочется жить и работать, в которых можно принимать высокопоставленных гостей. И при этом все его интерьеры можно назвать уютными и гармоничными. Изящество и идеальные пропорции: вот основа классического стиля Альберта Хэдли.

Его вкус был скромным и модернистским, но он всегда был готов к новому. Он создавал интерьеры, отражающие его умеренный темперамент и как никто понимал, когда было слишком много, а когда недостаточно.

Он создавал интерьеры, которые иногда могли быть пышными, но никогда не были преувеличенными.

Его любимый элемент — звезда. Он использовал ее в текстиле, обоях и зеркалах. В его коллекции обоев был не один «звездный» вариант. Альберт считал, что гламур лишь часть интерьера, но его суть в дисциплине и реальности, а не в фантастике за пределами реальности.

Его работы отличаются хорошим вкусом, чувством меры, одновременно в них почти всегда есть немного юмора. «Гламур является частью меня, — говорил он в интервью 2004 года, — но гламур — не суть. — Дизайн — это о порядке в реальности, а не о фантазии о реальности».

«Дизайнер должен уметь видеть — сделать концентрированное усилие и прочувствовать суть самого проекта. Большое количество людей «глядят» на вещи, но ничего не могут в них «разглядеть». Взгляд — штука эмоциональная, а видение — это всегда интеллектуальный процесс», — считал Хэдли.

Его излюбленные приемы: классические предметы интерьера в английском стиле, зеркала, золоченые рамы, ткани с цветочным орнаментом, современные картины, лакированная мебель. И коронное — шкуры на полу. Его интерьеры, несмотря на классическую основу, запоминаются мгновенно. Прежде всего, благодаря ярким акцентам.

Его знаменитый девиз: «Ничего более, ничего менее». Поэтому странные предметы декора были идеально вписаны в его интерьеры. А мебель он сравнивал со скульптурами — с ними, как известно, нельзя обращаться небрежно, и их не должно быть слишком много. «Я глубоко верю, что красивая обстановка может оказывать благоприятное влияние на нашу жизнь», — говаривал мастер.


Главная деталь кабинета Альберта Хэдли — пробковая доска, выкрашенная в фирменный красный цвет. Здесь он собирал источники своего вдохновения. Одно время на ней висели эскизы кресел сотрудника Parish-Hadley Associates Кирилла Истомина.

«Нет смысла создавать нечто красивое для неряшливого человека», – говорил дизайнер. А о порядке он знал абсолютно все. До открытия собственного офиса он работал в архитектурном бюро каждый день, семь дней в неделю, с 9 до 17.

«Большинство начинающих декораторов стараются изобрести колесо, что в итоге получается весьма сомнительно. Они стараются создать то, что до них никогда еще не делали. И чаще всего это происходит без соблюдения прав, без точных знаний и без хорошего вкуса. Декораторы должны учитывать опыт прошлого и хорошо разбираться в терминологии», — считает Хэдли.

Он так комментировал работы современных дизайнеров: «Слишком много бежевого». И правда, у Хэдли мы видим огромное количество разных цветов и оттенков, но все они гармонично подобраны.

Один из самых ярких проектов Хэдли — публичная библиотека на нью–йоркской Парк–авеню. Тщательно продуманные материалы мебели, положение книг, текстиль, декор стен и аксессуары в единстве создают настоящий шедевр интерьера. Благодаря мастерству Хэдли библиотека стала образцом декораторского искусства и примером для подражания молодому поколению дизайнеров со всего мира.

В 2005 году по случаю 85-летия Альберта Хэдли, издание «The New York Times» взяло интервью у одной Дианы Куаша, для которой Хэдли проектировал кондоминиум в башне Блумбер: «Это по-прежнему самое стильное здание в округе, — сказала г-жа Куаша. — Я не хотела чего-то современного, и я не хотела чего-то традиционного. Я хотела, чтобы это выглядело интересно. Кого еще я могла попросить?»

Секрет успеха Хэдли — в его умении тонко прочувствовать внутренний мир владельца интерьера и талантливо соединять викторианский комфортный шик с современной графичностью и легкостью. Он обладал тем неповторимым чувством «золотой середины», которая превращала его интерьеры в настоящие шедевры.

«Чутье — примитивная разновидность стиля. Считаю его врожденным, ему нельзя научить. Его можно отполировать, сделать утонченным. У человека с талантом, навыками теории конструирования и самодисциплиной есть потенциал, чтобы стать выдающимся дизайнером», — отмечал мастер.

«Декан интерьерного дизайна», «великий учитель», «икона», «трендсеттер», «законодатель вкуса», «патриарх американского дизайна»… — все эти громкие звания Альберт Хэдли получил вполне заслуженно, оставив весомый след в развитии мирового декораторского искусства.

Как Пабло Пикассо в живописи, Антонио Гауди в архитектуре или Кристиан Диор в области моды, Альберт Хэдли стал великим новатором и революционером в мире декора интерьеров. В списке его знаменитых клиентов: Жаклин Кеннеди, Уолтер Бентли, семейство Рокфеллеров, Оскар де ла Рента, Эдгар Бронфман, Альберт Гор, Брук Астор и многие другие мировые знаменитости.

В 2013 Альберт Хэдли умер от рака в возрасте 91 года. Он навсегда запомнился как модный дизайнер, создающий интересные интерьеры. Знавшие Альберта лично, вспоминают о нем с огромным уважением. Многие отмечают его удивительную способность оставаться верным истокам и одновременно учитывать современные тенденции в дизайне.


По материалам интернет-изданий