Редакция:
г. Новосибирск

Ручки как один из важнейших элементов мебели

Дата публикации: 31.03.2023 Количество просмотров: 645

Как известно, с исторической точки зрения, возраст мебельных ручек чуть ли не больше, чем самой мебели (если, например, не считать за мебель сундуки и лари, для открывания которых и использовались первые ручки). Сделанные из кожи, вырезанные из дерева, а позже — вылитые из металла, тогда уже появились первые скобы и кнопки, ставшие прообразом современных обычных мебельных ручек, какими мы их знаем. Но «оставим в покое их тёмное прошлое», как примерно говорилось в известном фильме.

Последние десятилетия мебельный дизайн «понесло вразнос», появилось множество новых, иногда просто фантастических, материалов для производства мебели, что повлекло за собой потребности как в принципиально новых вариантах дизайна ручек, так и возможность «строить мебель» без ручек совсем.

Давайте ещё раз поговорим про значимость ручек для кухонной и прочей корпусной мебели. Что мы имеем? С одной стороны: устоявшуюся, архаичную, «допотопную» ручку. А есть другой, альтернативный вариант: ровные, без «лишних торчащих» элементов — без ручек, глянцевые, матовые или древесные фасады современной, модной мебели. Интернет пестрит такой красотой. В салонах и студиях мебели выставлены такие образцы. Мода — странная штука: ради красоты люди, зачастую, готовы надевать на себя заведомо неудобную обувь или одежду. Так и в мебели: посмотрели красивые картинки, послушали модных дизайнеров… и заказали кухню без ручек. Так, да не совсем. Если одежду, пусть и неудобную, мы надеваем на какой-то случай и вскоре, например, вечером снимаем её, вешаем в шкаф, а неудобные туфли ставим на обувную полку — и забыли на месяц. То мебель, которую мы заказали и получили на долгие годы, не положишь в чулан, не поставишь вместо неё тут же новую, более удобную! Хотя… есть способ! В практике нашей компании были многократные случаи, когда клиенты мебельных салонов, попользовавшись кухнями без ручек в течение полугода, приходили и подбирали для своих кухонь ручки, с задачей поставить их на фасады, несмотря на наличие интегрированных ручек или Gola-профилей.



Давайте посчитаем. Средняя домохозяйка открывает на кухне всевозможные ящики, дверцы, посудомойки, поднимает дверцы на подъёмниках (не забываем про сушилки для посуды, лотки с приборами, ящики с кастрюлями, электроприборами …), тяжёлую дверь встроенного холодильника, в среднем, 50 раз в день, пусть 300 дней в году (уберём отпуск и выходные на даче), и в течение 14 лет, среднего срока службы кухни в России, получается: более 200 тысяч раз домохозяйка открывает ящики, дверцы нажатием локтями, коленями, ладонями (когда стоят пуш – системы), либо путём зацепа пальчиками, а то и длинными ногтями (интегрированные ручки или «Гола» – профиль), либо … взявшись за красивую, удобную, приятную на ощупь Ручку! Кажется, ответ, что лучше, — очевиден! Ещё раз: 200000 открываний! Да… и не забудем про то, что часто руки домашнего повара при приготовлении блюд, бывают жирными. Ручка готова взять на себя эту маленькую проблему без последствий … а фасад??

Хочется напомнить, что на автомобилях, в дизайн которых вложено на порядки больше денег, чем в мебельный дизайн, несмотря на все эксперименты с вариантами открывания дверей, стоят ручки-скобы! Просто хорошо «вписанные» в дизайн машины!

Кстати, про «приятную на ощупь» — это не преувеличение! Как показывает практика, современный покупатель мебели очень положительно реагирует на ощущения, которые он получает, проведя рукой по фасаду, открывая дверцы, вытаскивая ящики и … взявшись рукой за ручку (пардон за тавтологию). Если все тактильные ощущения будут говорить ему о плавности движения, наполненности материалов, «настоящести» всех компонентов, отсутствии каких-то шероховатостей и «провалов», это, однозначно добавит ему уверенности в том, что он стоит перед правильным выбором!

Какие же ручки сегодня актуальны?

Можно разбить ответ на две основные темы: стиль (форма) и покрытие (цвет). Но, прежде чем ответить, хочется сказать о современном подходе к выбору ручек. Ушли те времена (нет, конечно, не совсем ушли, в ультраэкономе это осталось), когда подбор ручек оставляли на потом: «Мы вам напилим, соберём, а вы идите и купите себе ручки, какие считаете нужными!». Сейчас процесс подбора ручек дизайнерами мебели (и даже, часто, дизайнерами интерьеров) стартует одновременно с подбором материалов, из которых будут сделаны фасады и корпуса, сразу после решения о стиле мебели.



Мы видим, что, несмотря на огромное разнообразие ручек-скоб, кнопок, профилей, часто у профессиональных дизайнеров получаются настолько идеальные сочетания этих трёх составляющих (стиль, материал, ручки), что просто ничего ни прибавить, ни убавить. Бывает просто невероятный успех сочетания, когда ни один другой вариант ручки смотреться не будет.

Случается, что «прилетают» заказы на комплекты ручек из таких дальних регионов, что диву даёшься тому, что дизайнеры не смогли ничего найти географически ближе. Кстати, очень популярным сервисом в нашей компании стала отправка ручек «на примерку». Отправляем, например, посылку из 7–10 моделей ручек, из которых дизайнер с клиентом выбирают одну, идеально подходящую, остальные возвращают, и тогда уже заказывают полный комплект выбранных ручек на свою будущую мебель.

Форма и стиль

Про форму и стиль можно сказать так: почти ушли, и, похоже, очень надолго, если не навсегда, вместе с фасадами итальянской классики, соответствующие классические ручки, со всякими завитками, лепестками, петельками, резными вставками и ножками. Да и ручки с «кристаллами Сваровски», похоже, тоже, наконец, надоели всем.

Если говорить про современные классические ручки, то это, как правило, строгая североевропейская классика, с хорошим захватом, подходящая для современных стилей: неоклассика, городская классика, скандинавский стиль. Кстати, сейчас настолько всё смешалось, что часто удачные современные (модерн) ручки прекрасно, например, выглядят на современной неоклассике.

Из интересного про классические ручки: ручки-ракушки, как внезапно, лет 5 назад, вдруг стали всеми востребованными, так, также внезапно практически перестали продаваться, хотя появились очень интересные, современные вариации на эту тему, вплоть до квадратно-угОльных ракушек «модерн».

Ещё из интересного про стили. Ручки стиля, который большинство производителей называет «лофт» (запустил этот стиль бельгийский производитель Metakor ещё в далёком 2013-м году, назвав его «аутентик»), перестал быть исключительно нишевым стилем для мебели «лофт». Ручки этого стиля нынче ставятся почти на все современные кухни и даже мебель для ванных комнат, являясь «изюминкой», а иногда и, не побоюсь этого странного словосочетания, вау-фишкой комплекта мебели. Надо ещё учесть, что, как правило, эти ручки весьма удобны, эргономичны и имеют очень интересные цвета и оттенки покрытий. Но такие «естественные» оттенки, как ржавчина и бетон, что в фасадах, что в ручках, только появившись несколько лет назад, так и не «зажглись».



Продолжают мощное «победное» шествие рейлинговые ручки-«напильники»: скобы, Т-образные и круглые (как регуляторы громкости в приёмнике) кнопки. На эту тему «упражняются» практически все производители ручек.

Напоследок хочется отметить продолжающий набирать популярность спрос на ручки длиной 1000+. Эти ручки (бывают длиной почти до 2-х метров) успешно используются для дверей шкафов «в потолок». Такие шкафы пришли на смену теряющим рынок шкафам – купе. Длинные ручки ставятся прямо от пола и смотрятся на больших крашеных дверях очень красиво. Мы начали развивать это направление ручек всего года 3 назад и видим рост спроса на них, несмотря на их значительную цену. Видимо, такого типа шкафы пришли не на один год.

Цвета/покрытия

Почти пропали все варианты бронзы и большинство оттенков глянцевого золота (опять же – «итальянские» варианты). Зато крайне популярны стали современные варианты покрытий. Так «золото», что интересно, примерно одинаково широко использующиеся и в современной классике, и в так называемом «модерне» (например, современные кухни и шкафы жилых комнат с большими, прямоугольными крашеными, матовыми или глянцевыми фасадами): приглушённые, матовые покрытия ручек, золото, иногда близкое к медным оттенкам, иногда – чуть ли не лимонное. Но, как известно, золото подходит далеко не ко всем цветам фасадов. Предпочтительней, как правило, все оттенки серого, тёмно-синий, зелёных (ближе к болотному), некоторые тёмные оттенки фиолета и т.п.

По-прежнему «победно вышагивает» чёрный цвет. Если на классических ручках он (в разных вариантах и оттенках) появился сравнительно недавно, лет 5 назад, то ручки «модерн» в чёрном успешно продаются и ценятся дизайнерами уже более 10 лет. И никуда этот цвет уходить не собирается, некоторые производители даже заявляют, что это – тренд последних пары лет (проснулись!).

Если продолжить тему о крашеных ручках, то стал весьма востребованным белый цвет (в разных оттенках). И, что можно было заметить на прошлогодней, крайне популярной и показательной международной выставке EuroCucina, прямо одним из совсем свежих трендом стало всё разноцветное, «ярко-расписное», не отстали от этого и ручки: интересным вариантом стало для многих крупных европейских фабрик заказывать у производителей ручки, выкрашенные в строго – определённый цвет (подбирают чётко по таблицам RAL и другим цветовым стандартам). Причём, особый шик бывает, получается, когда ручка идеально сливается по цвету с крашеным фасадом. А иногда бывает и лёгкий «разнотон», выглядящий крайне привлекательно. Предполагаю, что эта тема скоро будет весьма востребована и у нас, в России.

Чем бы хотелось закончить эту статью? Наверное тем, что, несмотря на звучащие с разных сторон мнения, что мебельные ручки уходят и становятся чуть ли не анахронизмом, мы видим, что эти прекрасные и необходимые элементы мебели живут, меняются, процветают и делают мебель всё более удобной и красивой. Хочется пожелать дизайнерам, работающим с конечным заказчиком, быть честным по отношению к клиенту и доносить до него всю необходимую информацию о проблемах, с которыми может столкнуться клиент в процессе эксплуатации мебели без ручек.


Пётр Горбунов, руководитель компании «РОССО»

Статья вышла в журнале «Мебельщик» № 5 за 2023 год