Редакция:
г. Новосибирск

Станислав Орехов: «Если какой-то из задач нет в голове – значит, она не важна»

Дата публикации: 23.03.2019 Количество просмотров: 336

Основатель дизайн-студии, проектирующей «Москва-Сити» и объекты «Аэрофлота»

Беседа с творческим человеком всегда проходит живо и интересно. Особенно с таким, как Станислав Орехов, который работает над крупнейшими проектами в сфере дизайна и строит действительно глобальные планы на будущее. Его работы знакомы не только российскому рынку — их высоко оценивают и за рубежом. Что важно для «творческого» управленца и как повысить личностную эффективность в бизнесе, рассказывает основатель «Студии дизайна Станислава Орехова».

ДОСЬЕ

Станислав Орехов, Москва, 34 года

Бизнес:

Студия и школа дизайна Станислава Орехова.
В профессии с 2004 года. Организовал системную студию дизайна. В 27 лет стал долларовым миллионером.

Результаты:
– 50 крупных дизайн-проектов;
– 5000 изображений для 500 клиентов;
– 1000 выпускников школы дизайна.

Клиенты:
«Сбербанк», «Аэрофлот», «Москва-Сити», собственники квартир бизнес- и премиум-класса в Москве, владельцы частных домов на Рублевке, иностранные заказчики.

Общественная деятельность:
– С 2011 года организатор ежегодной отраслевой дизайн-конференции.
– Разработчик стандарта профессии «дизайнер интерьера» для Минтруда РФ.

Как вы пришли в сферу дизайна?

Не могу сказать, что я попал в дизайн случайно. Когда учился в строительном университете, нужно было пройти практику после первого курса. Вместо того, чтобы идти на стройку, я пошел в дизайн-студию, что было допустимо, помощником дизайнера. В мои обязанности входило работа с 3D MAX и всевозможные чертежи. После практики мне предложили остаться.

Именно там я приобрел основные навыки. Работая как подмастерье у архитекторов и дизайнеров, я потихоньку стал понимать, что такое дизайн в целом. Очень погрузился в эту тему, читал всевозможные книги, пробовал сам что-то делать. В какой-то момент ко мне пришел мой первый заказчик, который увидел мои картинки в 3D-визуализации. Я объяснил, что вообще-то не дизайнер, а только рисую картинки, но мне это интересно, и я готов взяться за работу. Он согласился, потому что с технической точки зрения полностью понимал, как это реализовать. Ему не хватало целостной картинки, а с этим мог помочь я. Так я стал работать в дизайне.

Вы были творческим ребенком?

Я бы не сказал. Любил играть на компьютере. Немножечко умел рисовать в Photoshop, совсем чуть-чуть. Других особых пристрастий не было, но меня всегда тянуло к компьютерным технологиям. С их помощью я убедился в том, что визуализация — одно из направлений, в котором можно развиваться. Это прибыльно и сейчас, потому что можно выполнять заказы для международного рынка. Нанимать сотрудников за рубли, а оплату за заказы получать в валюте. Это очень востребованный пласт для удаленной работы. Многие специалисты этой сферы только так и работают.

Каковы направления вашего бизнеса?

Визуализация, о которой говорил выше, это не самое главное наше направление. Лично я просто не успеваю, к тому же для меня это уже понятная технология.

Мне интересен именно дизайн и обучение. Я систематизирую знания о дизайне, о системе, о сотрудниках, о проектах. Общаюсь с большим количеством участников процесса реализации, начиная от крупных девелоперов, которые заказывают проекты, – «Москва-Сити», «Аэрофлот», «Сбербанк», «Газпром» – и заканчивая строителями, которые воплощают все на практике.

Каждый из них представляет только часть процесса, а я вижу его целиком. У меня есть возможность систематизировать все необходимые от начала и до конца знания в некую методику. Для каждого из этапов мы создаем учебные материалы, благодаря которым сторонам выгодно работать вместе. Поэтому, по сути, я объединяю дизайнеров со стройкой и с клиентами. Объясняю заказчику, что такое дизайн, и почему он стоит именно столько, а не меньше или больше. Объясняю дизайнеру, что нужно знать после того, как ты выходишь из вуза. Что, помимо знаний в дизайне, важно уметь себя презентовать, обладать бизнес-навыками и системным подходом.

У вас есть собственная школа дизайна. Расскажите о ней.

Школа была основана в 2009 году, когда мы брали много заказов, но нам не хватало подготовленных людей для того, чтобы их выполнять. Нет такой профессии как визуализатор и удаленный дизайнер. Пришлось по нашим технологиям учить ребят, и мы увидели, что наша система очень хорошо работает в онлайне. Я ее сам разработал, сам обучал ребят и в дальнейшем некоторых из них брал к себе в команду.

После этого появились вопросы: могу ли я обучать удаленно еще большее количество людей? Я объяснял, что не преподаватель, а всего лишь практикующий дизайнер. Но просьбы все поступали, и я увидел в этом потенциал: раз людям это интересно — надо им помочь.

Так у нас образовался первый онлайн-курс. В нем приняло участие 30 человек, половина из которых были иностранцы. После этого было проведено еще много различных курсов по всевозможным тематикам. Я разработал методику преподавания онлайн — она прекрасно работает и дает отличные результаты. После обучения многие из моих учеников открыли свои студии, некоторые пришли работать к нам. Моя главная цель — появление как можно большего количества людей, которые будут работать по нашей технологии.

Сейчас эта тема активно развивается в нашей студии и школе. Можно выбрать разные программы. Есть дизайн интерьеров, рассчитанный на 500 часов теории и 500 часов практики. Это основательное обучение на целый год. Есть визуализация — ей обучаем за месяц. Есть различные бизнес-курсы. У нас достаточно широкий набор тренингов, и он охватывает все, что мы делаем на курсах. Рассказываем только то, что применяем на практике, в своей работе. Не как в институтах, по учебникам, а именно то, что дает высокий результат.

Как вы относитесь к высшему образованию в сфере дизайна? Обращаете ли на него внимание при приеме сотрудников на работу?

Сейчас мы создаем стандарт профессии. Если обратиться к документации, становится очевидно, что наличие в России дизайнерского образования — это миф. В СССР не было дизайнера интерьеров. Был архитектор и дизайнер среды. А это очень абстрактные понятия. Первые дизайнеры стали появляться из простых строителей в 90-е годы, которые строили несуразные гипсокартонные потолки, претендуя на модный дизайн. Потом стали смотреть на Запад. Можно сказать, что все дизайнеры у нас самоучки или пришедшие из институтов, которые выпускают архитекторов.

Высшее образование очень нужно и важно, но не обязательно профильное. Само по себе высшее образование структурирует мозг вчерашнего школьника. Лучшие дизайнеры — экономисты, юристы, технологи, финансисты с творческой жилкой. У них есть все задатки.

Планируете ли вы преподавать в вузах?

Мы уже это делаем. У Министерства труда есть стандарт профессии дизайнера. Почти целый год мы их разрабатываем. Уже прошло 2 чтения, осталось ждать, когда их примут. Нужен он для того, чтобы объединить то, что требуется работодателям, с тем, чему обучают в вузах. Сейчас там колоссальная разница. В дизайнерскую компанию очень сложно подобрать сотрудника. Это будет кто угодно, но только не дизайнер. Либо художник, либо люди, прошедшие 2-дневные курсы, либо технолог, который не разбирается в творчестве. Непонятны требования для дизайнеров, и мы хотим их упорядочить.

Как правильно реагировать на критику, которая обрушивается на публичного человека?

Я понимаю ее природу — откуда она берется. Если кто-то пытается меня обидеть, и это не конструктивно, то мне абсолютно все равно. Если же критика конструктивна, то многие вещи я принимаю, потому что они помогают мне расти.

Если человек дает мне обратную связь, я всегда стараюсь прислушаться к толковым замечаниям или советам. Если эти вещи мне действительно нужны, я их внедряю в свою жизнь. Я очень адекватно себя оцениваю и звездной болезнью не страдаю. При адекватном восприятии себя и мира легко держишь равновесие. Я устойчив ко всему.

Какие люди являются для вас ориентиром?

Ориентир для меня тот, кто добился чего-то в своей теме. Но не просто рассказывает об этом, а есть реальный результат.

Мне всегда такие люди интересны. Я обожаю учиться. И если кто-то из таких людей создает курсы, я стараюсь их посещать. Но, к сожалению, примеров очень мало. Полезных курсов практически нет. Многим важно просто получить волшебный пинок, а мне этого недостаточно. Мне нужны знания, которые повлияют на мою личность. Последнее место, где я был, — абсолютно замечательный курс Максима Ильяхова «Пиши, сокращай». Он умеет круто писать и рассказывает, как этому научиться. После этого курса я вынес для себя много нового и полезного. Мне очень это помогает в жизни. Интересны курсы Анны Муравиной — взгляд декоратора на нашу профессию. Обязательно посещение дизайн-конференций.

Еще из полезного вспоминается поездка в Италию — курсы Horeca. Там встречались с действующими дизайнерами, которые создавали рестораны и отели Милана. Мы ходили, смотрели их проекты и слушали истории создания. Да, это не системные знания, но почва для вдохновения. Очень печально, что мало кто в принципе дает системные знания. У нас очень низкий уровень системного образования. А я бы на все ходил.

Что нужно учесть при открытии собственной дизайн-студии?

Сложно тут дать какой-то совет, потому что все люди находятся на разном уровне развития. Если открывать будет новичок — это одно, если бы я сейчас открывал студию – сделал бы все иначе. За десять лет ты нарабатываешь некие компетенции: умение делегировать, делать презентации, тексты писать, понимать суть вещей. Человек в 20 лет и человек в 30 лет — это два разных человека, в силу опыта. Нужно смотреть, какой бэкграунд есть у человека. Если у него системные знания, то это системная студия. Если это личностные качества, как сейчас модно говорить «нетворкинг», то и студия, по сути, не нужна. Можно ходить по всевозможным мероприятиям, расширять круг общения и там получать свои заказы.

Поэтому важно определиться, какой бизнес хочешь именно ты. Вот несколько моих советов. Первое — это разобраться в теме, т. е. понять, зачем ты идешь в дизайн. Если только ради заработка, ничего не получится. Дизайн нужно любить.

Второе: нужно определить свою роль. Кем ты будешь? Управленцем или творцом? Если главным творцом, то придется быть еще и управленцем, нарабатывать навыки делегирования. Это по-любому должно быть. К примеру, нужно выстраивать систему работы с людьми на техзадачах, которые тебе не нравятся.

Если же ты хочешь работать как бизнесмен, то тебе надо найти такого партнера, который будет отвечать за качество работы и его творческую часть. А самому заняться созданием уникальности и системы, по которой будет работать вся компания.

Помогает или мешает в «большом бизнесе» молодой возраст?

Скажем так, сильно он не сказывается. Мне никто никогда не сказал: «Ты молодой, и тебе мы заказ не доверим». В моей профессии людям не важно, кем сделана работа. Важно лишь качество исполнения. Люди видят картинку, а кто ее исполнил — не имеет значения. Она либо нравится, либо нет. Когда я начинал свою карьеру, то выкладывал свои работы в интернет, и меня находили крупные заказчики, которым они нравились. В моей нынешней работе с заказчиками уровня «Аэрофлота», «Сбербанка», «Газпрома» ситуация такая же: их представители заняты своим делом, и им абсолютно все равно, сколько мне лет. Никто не смотрит на возраст, если работа выполнена круто и качественно. Обо мне говорят мои работы, а не мои годы.

Что для вас личная эффективность? Какими способами можно ее добиться?

Делегирование – это самое главное и основное. Если смотреть глобально, то у всех время ограничено, будь то миллиардер или продавец на рынке, — у обоих есть всего 24 часа. Важно, как этим временем пользуются. Личная эффективность достигается за счет создания системы и делегирования другим людям своих полномочий. Важно поставить задачу, определить, что нужно для ее выполнения. Поставить человека, установить точки контроля и мотивировать его на выполнение этой задачи. Никаких других способов не существует. Я с детства ненавидел ежедневники, тайм-менеджмент. У меня все в голове. Если какой-то из задач нет в голове, значит, она не важна. Остальное я делегирую, и это прекрасно.

Вам знакомо такое понятие, как «жажда бизнеса»?

Незнакомо, но давайте порассуждаем. Жажда бизнеса — это некое отсутствие удовлетворения, означающее, что ты хочешь насытиться бизнесом. Мне бизнес сам по себе не очень интересен. Мне интересны результаты, которые можно достигнуть с его помощью.

Для меня результат — это создание системы, которая меняет мир и делает лучше, чем было раньше. Система, которая меня освобождает от дел, которыми я не хочу заниматься. Помогает мне заработать деньги на удовлетворение моих потребностей и дает время для деятельности, которая сможет принести пользу миру и мне самому. Больше денег меня интересует именно этот вклад.

Что вы считаете самым главным своим достижением?

Понимание, как работает творческий бизнес, как сделать его системным и успешным. Я дошел до этого понимания и могу сейчас изложить его в книгах, стандартах, курсах. Благодаря опыту, у меня есть глобальное понимание, как это должно быть. Накопленная компетенция — главное достижение.

Назовите самый запоминающийся проект. В чем была его особенность?

Очень сложно выделить какой-то один. Мы делали «Москва-Сити» — это знаковый проект. Занимались проектом внутреннего устройства соединения метро и бизнес-центра. Всего восемь тысяч квадратных метров. Я не скажу, что мы сделали там какой-то крутой дизайн, какие-то инновационные вещи нам там не разрешили делать. Но не это было важно, а то, что нам доверили.

Это некое признание. Мы участвовали в открытом тендере и победили. Не деньгами, а компетенциями. Я считаю, это очень значимо.

А самый интересный проект был, пожалуй, в «Алых парусах» — квартира, оформленная как клуб. Очень необычный дизайн, на YouTube уже свыше 135 тысяч просмотров. Безумно сложный и крутой проект.

Какие тенденции в мире дизайна можно выделить в текущем году? Важно ли вам быть в тренде?

Я вообще не люблю тренды. Мы стараемся выработать собственный стиль и выдавать идеи, которые применяем на практике. Мы работаем с основательным подходом к каждому проекту. Хотя есть много тех, кто гонится за модой и каждый год перекрашивает стены в доме и меняет мебель. Мы же предлагаем такое дизайнерское решение, которое будет оставаться актуальным не один десяток лет. Ажиотаж вокруг трендов, конечно же, присутствует. СМИ очень часто говорят об этом и нагоняют некий спрос. Против этого не пойдешь, но нас это мало затрагивает.

КРАТКО

Основная черта характера?

Системность.

Что вы цените в людях?

Профессионализм. Человек может быть мне неприятен, но если он выполняет качественно свою работу, то я буду его очень сильно уважать.

Какое путешествие запомнилось больше всего?

Франция. Лазурный берег.

На чей мастер-класс вы бы сходили?

На любой мастер-класс профессионала своего дела. Незаезженного спикера.

Последняя прочитанная книга?

«Пиши, сокращай» Максима Ильяхова и «Rework» Джейсона Фрайда.

Подарок, который вам запомнился?

Мне ни подарки, ни похвала особо не важны.

Главный источник вдохновения?

Сама жизнь.

О чем вы жалеете?

Ни о чем.

Жизненное правило?

Нет правил.

Через 10 лет я буду…

…жить.


zhazhda.biz