Редакция:
г. Новосибирск

Когда занимаешься любимым делом, это не работа, а удовольствие

Дата публикации: 22.11.2023 Количество просмотров: 129

Компания Борисова Алексея (ООО «Борисов Текстиль») начала работу в далёком 1997 году в г. Новосибирск, когда на рынке уже сложился пул потенциальных клиентов — производителей мягкой мебели. Ассортимент в разные времена варьировался, но неизменной оставалась задача — импортировать востребованные ткани для производителей с отличным соотношением «цена-качество». Два года назад компания открыла офис и склад в Москве и сегодня насчитывает десятки дилеров по всей России.

О том, как компания работает сегодня, какие ткани и новинки поставляет и каковы планы на будущее, мы пообщались с Алексеем Борисовым, основателем компании ООО «Борисов Текстиль».


Алексей Борисов, основатель компании ООО «Борисов Текстиль»
Какие ткани сегодня пользуются спросом на рынке — по цвету, характеристикам, фактуре?

Очевидно, это велюр. Сейчас достойной альтернативы велюру нет, потому что велюр, с одной стороны, практичнее многих других видов ткани, с другой стороны, у него достаточно невысокая стоимость. Безусловно, сейчас в продаже появляются более дорогие велюры, но они имеют совсем другие технические характеристики, в частности, более высокую плотность.

Тренд на велюры начался в 2013 году. До этого велюры практически не использовались, было лишь несколько коллекций у топовых поставщиков ткани. И в 2013 году они ворвались на рынок очень мощно, с яркими принтами, и глобально тенденция сохраняется по сей день — мебельщики продолжают использовать велюры, потому что эти ткани оказались способны заместить и флок, и шенилл, и рогожку, и даже кожзам — в общем, велюр может сейчас имитировать практически любые ткани. Собственно, отсюда его бешеная популярность. Количество разнообразного велюра выросло относительно 2013 года. В велюре есть еще одно ранее неизвестное направление — так называемый тканый велюр (с одной стороны, китайцы его называют велюр, но, с другой стороны, это тканый материал).

Несмотря на интерес производителей и конечного потребителя к шениллу, этот вид ткани из-за существенно бóльшей стоимости, безусловно, проигрывает — все-таки сегодня фактор цены является решающим при выборе материала. Тем более что ценовая политика производителей не всегда напрямую связана со стоимостью тканей — при удорожании ткани мебель зачастую дорожает в геометрической прогрессии. Буквально вчера я гулял по «Большой Медведице» (мебельный ТЦ в г. Новосибирск), изучал ткани, которыми пользуются производители диванов сегмента лакшери, — это по большей части шениллы, либо жаккарды, особенно на классической мебели. Эти виды имеют на рынке определенную небольшую нишу.

А шениллы низкой ценовой группы, которые были в начале 2010-х годов, ещё до велюров, вследствие попыток удешевления и уменьшения плотности стали практически прозрачными. Качественные же шениллы достаточно дорогие, хотя по составу это все равно полиэстер. Шениллы с акрилом сейчас встречаются крайне редко, преимущественно турецкого производства. Хотя, если честно, сейчас и китайцы делают шениллы нисколько не хуже, чем турецкие.

А по цветам что идет? Однотонные, с компонентами или цветные? Что на мебель «эконом», а что на более премиальный сегмент?

Был момент, когда люди хотели делать мебель из двух, трех и даже четырех тканей, и это было очень популярно. Сейчас, поскольку все перешли в основном на однотонные ткани, идея сделать подушки цветными, а остальную мебель однотонной уходит в историю. Мы держим в ассортименте несколько стильных и качественных тканей-компаньонов, но это разовые заказы, а не массовое производство. Сейчас во всех мебельных салонах всё ровненькое, однотонное.

Одно время, где-то в 2017–2018 годах, крайне популярными были велюры с принтом — так называемый Holland Velvet. Принт смотрелся здорово, и все были рады такой замене шениллам и жаккардам. А сейчас и принтованные велюры потихонечку умирают. От тиснения, наверно, народ тоже немножко устал, потому что тиснение со временем, не на всех тканях, постепенно разглаживается.

Сейчас ткани берут в основном однотонные, фактически без всего. Это главный тренд на сегодня.

Спрос на ткань типа «букле» идёт? Изделия из неё присутствовали в большом объёме на последней ISaloni в Милане.

Да, много сейчас предложений появилось и у турков, и у китайцев. Также появились «мохнатые» ткани. Но доля рынка у них все равно не очень большая, потому что ее применение, опять же из-за цены производства, не вписывается в ценовые рамки массовых изделий. А так, букле активно используют в мебели, и смотрится это красиво. Но, кстати говоря, если нити на эти ткани использовать достаточно жесткие, то ткань получается не совсем тактильно приятная, что также имеет значение для потребителя.


А натуральные ткани сейчас вообще кто-то использует?

Натуральные мы тоже в свое время возили. Например, из Испании как-то привезли ткань, в которой было от 50 до 80 % хлопка. Но любую натуральную ткань клиенты в итоге принесут на возврат по гарантии на мягкую мебель (18 месяцев), так как чаще всего она не оправдывает ожиданий клиентов. Например, достаточно сильно пиллингуется.

На самом деле, это зависит от ряда факторов. Ещё где-то до пандемии меня очень удивило на шанхайской выставке, что некоторые люди продавали ткань с натуралкой, и она была заметно дешевле. И один из китайцев мне по-простому объяснил: при производстве нитей раньше использовались только длинные волокна, а потом стали использовать и короткие, а они вылезают и пиллингуются. Это касается не только мебельных тканей, но и одежды. Поэтому сейчас качество многих тканей значительно ухудшилось.

А что можете сказать про антивандальную ткань?

Как сказал один мой товарищ, лист железа — это лучшее антивандальное покрытие для мебели. Да, сейчас есть «антикоготь». Мы привезли первую партию такого кожзама. Он уже нового поколения, достаточно мягкий, на очень толстом флисе. Да, было действительно удивительно смотреть: он не царапается даже ножницами, не остается никаких видимых повреждений после того, как остриём ножниц проводишь по этому кожзаму. Это да!

Но что касается всевозможных покрытий – это всё маркетинговый ход, я считаю. И Waterproof, и Easy Clean не работают всю жизнь, и, честно говоря, это ведь химия. Как-то мы привозили коллекцию (она была достаточно дорогая), вот там в процессе окраски ткани добавляется специальное вещество, которое даёт и водо-, и грязезащиту. Целые сутки вода действительно стояла на поверхности ткани и не проникала внутрь. Клиенты, к сожалению, ткань не оценили.

А насколько на сегодня спрашиваемы кожзамы?

Мы раньше, в конце 90-х, все использовали исключительно кожу ПВХ, потому что другой не было. Потом придумали кожу полиуретановую, которую с чьей-то легкой руки все начали называть экокожа. Чем она эко? Непонятно. Но на производстве она воняла изрядно, а в готовом изделии после высыхания уже нет. Изначально ее использовали толщиной 1,1–1,2 мм, производитель давал гарантию 3–5 лет. После того, как началась гонка «у кого дешевле», то стал в продаже попадаться полиуретановый кожзам с толщиной даже 0,6 мм. Понятное дело, что такой материал не может служить на мебели больше полугода. Я бы даже и полгода не дал. Дело в том, что после того, как его произвели, на воздухе полиуретан высыхает и начинает просто крошиться. Поэтому потребители сейчас очень осторожно относятся к кожзаму.

Надеюсь, что с нашими новинками ситуация изменится. Мы привезли, как уже было сказано, высококачественную антивандальную коллекцию кожзама, а также полностью переходим на ПВХ, который не боится ни химии, ни любого другого воздействия.

Сейчас, кстати, пошло новое поколение кожзамов из полиуретана — они производится без использования химических растворителей (экологичный Solvent-Free кожзам). Правда, цена его относительно предыдущего поколения полиуретановых кожзамов в два раза выше. Но производители дают на него гарантию 5 лет даже в условиях повышенной влажности и температуры, так что это тоже очень интересный продукт.

А на какой дизайн мебели покупают, в основном, ткани?

Классические дизайны у нас представлены, но продажи единичные и такое впечатление, что у всех потребителей враз образовалась тяга к однотонной мебели. Ничего больше не нужно. И каретная стяжка, и складки всякие на мебели — это всё делают, но при этом сама ткань однотонная. Для кроватей и стеновых панелей берут тонкие велюры. Мы их тоже привезли — они очень неплохо себя зарекомендовали. Единственное, ткань нежная и не терпит грубую силу, когти и так далее. Ее можно очень сильно исцарапать, и ворс после этого не вернется. То есть при работе с ней возникают сложности.

Вообще на кровати много берут? Поменялись ли за последние 5–6 лет предпочтения производителей?

Да в общем-то нет. Просто перед этим предпочитали какие-то жесткие спинки, а мягких было меньше. Сейчас наоборот. Это можно посмотреть и у Асконы, и у Орматека — они все обтягивают тканью спинки и царгу у кровати. В основном, используются тонкие ткани. Толстые же идут только за счет удобства работы с ними, ведь когда появился флис в качестве подложки на мебельную ткань, мебельщики сразу забыли об использовании синтепона поверх поролона, чтобы скрывать стыки. И сейчас мебельщики очень неохотно берут тонкие ткани, даже если они выше качеством, чем те, что на флисе.

Откуда в основном идут поставки ткани сегодня?

Турция удобна в смысле логистики — это гораздо быстрее. И турки предоставляют очень хороший сервис, я считаю, для потребителей, для мебельщиков. Там минимальная партия — один, два, три рулона. Пожалуйста, никаких проблем. В этом смысле, конечно, очень удобно, особенно для центральной части России, куда доставить всё это легко. У китайских же крупных фабрик минимальное количество товаров, которые можно заказать одного цвета, минимум 800 метров. В этом есть некоторые сложности, конечно. Поэтому до сих пор не все наладили бизнес с Китаем.

Из Китая везете объемы приличные, а много остатков остается на сегодня?

Мы работаем в России как продавцы-поставщики, и у нас складские запасы должны быть большие, и коллекций должно быть много, и количество товара в каждой коллекции должно быть значительным для того, чтобы удовлетворить спрос. Ведь сегодня, к примеру, актуален фиолетовый, а потом внезапно всем нужен салатовый, причем, сразу в большом объёме. Порой это связано с модой, а иногда и с обустройством крупных сетей ресторанов, салонов или бутиков, нуждающихся в едином дизайне объектов по всей стране. Для таких случаев необходимо иметь достаточный запас по всем цветам, даже экстремальным, поэтому складские остатки, конечно, огромные.

А берут ткани на перетяжку или на реставрацию?

Да. Особенно активно шла перетяжка во время пандемии. Ну, там были объективные причины: люди сели дома, что-то стало напрягать их в собственной мебели, решили ее обновить и перетянуть. Но на самом деле, говорить о том, что это обусловлено желанием сэкономить – точно нет, перетяжка — это весьма дорого. И это не массовый спрос.

А что далеко ходить? Из личного опыта – купили дорогущую ткань в крупной компании, а она оказалась непригодной к использованию. Мы взяли и перетянули диван нашей тканью, которую в общем-то хотели протестировать: как она себя поведет при эксплуатации, сильное ли у нее тиснение, будет оно быстро разглаживаться или нет. Не знаю, третий год пошел, вроде держится, все замечательно. Мы вообще много тканей на себе опробовали.


А вообще, как складывается ваша конкурентная среда?

Все, кто поставляет на рынок ткани, так или иначе конкуренты, где-то больше, где-то меньше.

На самом деле, я далек от того, чтобы сравнивать себя с очень крупными поставщиками. У них работают целые отделы, которые нарезают образцы, которые занимаются маркетингом. И в этом их переплюнуть, конечно же, сложно. Если, скажем, говорить про очень крупные фабрики, то чтобы к ним зайти, нужно поставить им, к примеру, 5 тысяч образцов — фактически, полвагона рекламной продукции, причем, нет никакой гарантии дальнейшего успешного сотрудничества.

Но за счет того, что мы компания относительно небольшая, у нас цены все-таки привлекательнее получаются. У нас, как у грандов, нет офисов в Китае. Я пока сам езжу в командировки. Поэтому где-то за счет более низких затрат, за счет прямой коммуникации с производителями и выбором оптимального соотношения «цена-качество» у нас получаются более интересные предложения.

С другой стороны, мы не весь сервис можем предоставить, например, те же бесплатные образцы.

Создание собственных эксклюзивных коллекций — тоже, по сути, маркетинговая деятельность, но, по правде говоря, едва ли это возможно в нынешних реалиях. В Китае все-таки в основном кластерное производство — есть местность, в которой находится 80–90 % фабрик, которые производят схожие мебельные ткани. Поэтому, как только у одного из производителей возникает какая-то новая ткань, эксклюзивная, про технологию ее изготовления моментально узнают все, и даже цвета у всех производителей получаются почти одинаковые.

Но, думаю, эксклюзивные коллекции сегодня по-прежнему возможны в Европе.

Хотела спросить, как развивается московский склад на сегодня за эти два года? 

Пока что кривая по развитию идет вверх. У нас очень много дилеров сейчас, которые расположены недалеко от Москвы, в пределах 1000 километров. В эти города отправлять из Новосибирска неудобно, а из Москвы очень даже. Эти компании планомерно наращивают объёмы продаж.

Как работает на сегодня логистика?

После многочисленных проблем с судами Maersk и Fesco в 2020–2022 годах году мы стали сотрудничать с китайскими линиями.

Безусловно, и сейчас суда порой задерживаются, сроки немного больше, но, честно говоря, чаще эти проблемы обусловлены нашими РЖД, потому что у них постоянно чего-то не хватает — то пустых платформ, то не налаживается никак формирование составов. Постоянно возникают какие-то проблемы. Ожидание пустой платформы во Владивостоке совсем недавно доходило до трёх недель. Это безобразие!

Никогда не задумывались открыть собственное производство диванов, кроватей?

В самом начале трудовой деятельности были и такие идеи. Ну а сейчас уверенно могу сказать: нет. Я занимаюсь любимым делом. Мне очень нравится заниматься тканями, я их люблю. Я считаю, что понимаю их.


Беседовала Светлана Ширяева