Редакция:
г. Новосибирск

Кирилл Лопатинский: мне интересно все, чем я занимаюсь

Дата публикации: 01.04.2020 Количество просмотров: 796

Официальные должности Кирилла Лопатинского можно перечислять долго: креативный директор VM FACTORY by Kirill Lopatinsky, директор Галереи Цветов L'ROSE, член-корреспондент Академии Имиджелогии России, преподаватель Московской Торгово-Промышленной Палаты программы делового образования EQ MBA…

А если говорить короче, то Кирилл Лопатинский — человек, который сделал себя сам. Который одним из первых начал работать в сфере витринистики и визуального мерчендайзинга. Который не боялся в 20 лет предложить свои услуги крупным компаниям — и не боялся отказаться от выгодного сотрудничества, если оно шло вразрез с его представлениями о красоте и эстетике. Умный, тонкий и глубокий человек, он прекрасно чувствует цвета и фактуры, не боится экспериментировать, сочетать несочетаемое — и всегда получает потрясающий и оригинальный результат.

А еще Кирилл Лопатинский — человек, который с удовольствием делится своими знаниями, секретами, опытом, помогая и другим получить необходимый творческий заряд. И сегодня мы говорим с ним о его профессии, о работе с мировыми брендами и с коллекцией «Фаберже», о вдохновении и о многом другом.

Как бы вы определили свою «главную роль» — вы дизайнер, декоратор, флорист, витринист? 

В первую очередь, я все же считаю себя дизайнером, декоратором, а основное поле моей деятельности — оформление витрин, выставок и специальных экспозиций. И масштаб тут не важен — важна идея и её творческая реализация. Любое пространство торгового центра, или компактного магазина, или ресторана может заиграть новыми красками и стать привлекательным согласно сезонным тенденциям. Выросло это все действительно из флористики и природных инсталляций, позже перейдя в визуальный мерчандайзинг и витринистику. Мерчандайзинг — это особое направление, связанное с грамотной и эффективной подачей объекта. То есть, с одной стороны, здесь как нигде важны дизайн и эстетика. А с другой — требуется создать очень аккуратный фон для поддержки того, что предлагают. И вот на балансе красоты и жестких рамок подачи объектов мне и приходится работать.

Как вы начали этим заниматься, получили ли специальное образование?

Вообще я учился в медицинской академии. А во флористику пришел по зову сердца: осенью на втором курсе мы поехали на картошку, жили в потрясающе красивом месте — Приокском террасном заповеднике, под Тулой. И во время прогулок я собирал букеты и дарил их девушкам. Чистая романтика, но я увидел такой живой отклик! И, вернувшись в Москву, задался вопросом: а где этому учат? Тогда выбор был невелик, в основном, курсы по искусству икебаны. В итоге я пошел на курсы, а вот медакадемию пришлось покинуть. Мне все это бесконечно нравилось: и декор, и флористика, и ландшафтное проектирование…Это при том, что тогда это никому особо было не нужно. Клиенты так и говорили: лучше купить девушке банку икры, чем букет цветов... А о вспомогательных инструментах для торговли, таких, как визуальный мерчандайзинг, и вообще понятия не имели. И вы не поверите — я просто с улицы приходил в компании, которым, я считал, мог бы быть полезен, кто мог бы быть моим клиентом, рассказывал о том, что, мне казалось, им необходимо. Представляете: 20-летний парень приходит и начинает рассказывать про дизайн и цветы… Так, например, я начал совместную работу с компанией по производству компьютеров «Вист». Я пришел к ним с улицы, они, конечно, посмотрели на меня, как на дурака, но дали возможность поговорить с руководством. И неожиданно дали добро! Я с ними сделал много интересных проектов — и выставочных, и в основном офисе, что выгодно отличало компанию от других. И это уже была работа на грани мерчандайзинга — делать то, что больше никто не делает. Создавать продающее пространство. Использовать сезонное эмоциональное настроение.

Вы сотрудничали со многими известными брендами, расскажите об этой работе.

В прошлом году исполнилось 25 лет с тех пор, как я сделал свою первую витрину для Villeroy&Boch. Мы совместно работали три года, от компании я стажировался в Германии и Люксембурге, и это стало великолепной школой для меня, то есть я учился по евростандартам, отшлифовал свои умения и навыки. Я с большой благодарностью вспоминаю время, отданное Villeroy&Boch. Эта немецкая компания работает с нереальной четкостью и отлаженностью, и все основополагающие в моей работе правила были настолько крепко вбиты мне в голову, что после этой работы я мог работать уже с любыми категориями товаров.

Позже уже пришел к другим крупным компаниям, мировым брендам: «Haviland», «Lalique», «Christofle», «Cartier», «VacheronConstantin», «Piaget» и «EdHardy», «ValentinYudashkinLaMaison», «Vertu», «LandRover» и другим. Но, должен отметить, своих клиентов я всегда выбирал сам.

Вы являлись еще и креативным директором коллекции «Фаберже» Культурно-исторического фонда «Связь времен»…

Да, это важная веха в моей жизни. Когда Виктор Феликсович Вексельберг приобрел коллекцию императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже у Форбса в доаукционом порядке, чем спас от дробления уникальное собрание, а затем привез ее в Россию — это был невероятный поступок. Мне повезло стать членом команды работников фонда и заниматься экспонированием уникальных произведений, проектированием экспозиционного пространства. Первая выставка была организована в музеях Кремля. И несмотря на сложность этого проекта и сжатые сроки для подготовки, всё получилось на самом высоком экспозиционном уровне. В процессе работы я познакомился с уникальными людьми: с великолепной Еленой Юрьевной Гагариной, с потрясающей Татьяной Мунтян, хранителем коллекции Фаберже в Оружейной палате Московского Кремля, с сотрудниками музеев в России, Италии, Монако и Франции… Если на начальном уровне коллекция включала в себя порядка трёхсот уникальных экспонатов, то потом выросла до пяти тысяч: в нее вошло уже и прикладное искусство, и живопись, и фарфор, и иконы. Я перемещался по многим странам, готовил экспозиции, занимался выкладкой каждого экспоната, и это тоже была огромная школа, давшая в том числе то, что называют насмотренностью.

Как вы пришли к необходимости создать собственную компанию?

Я никогда не работал в штате. Обычно работа по контракту подразумевает жесткие рамки без «творческих поползновений». Мне же импонировали более легкие взаимоотношения, и поэтому я стал создавать свои компании. Первая родилась лет 15 назад, когда работа от деланья «на коленке» стала выходить на другой уровень – на уровень компании со своей мастерской, которая может сама проводить все подготовительные работы, быстро тестировать какие-то задумки. Это намного удобнее, потому что мы, к примеру, делаем много декораций. И это производство среднего уровня, поскольку делаются такие вещи не на века, а на очень ограниченный период времени. Хотя, отмечу, клиенты склонны «юзать» их на постоянной основе. Помню, как мы подписали двухгодичный контракт с Тюменским ЦУМом (что, кстати, очень отрадно, поскольку регионы начинают понимать важность подобной работы). И они очень настаивали, чтобы мы дали им двухгодичную гарантию, что просто невозможно, —  мы, ведь, к примеру, спаиваем декоративные материалы, а потом при демонтаже их просто ломаем. Так вот, в итоге ЦУМ наши декорации использовал три года! 

Какие заказчики вам наиболее интересны?

Мне, к примеру, большое удовольствие доставляет работа с компанией «Меха Екатерина». Ее владелица Екатерина — по-настоящему креативный человек, то, что они делают, – всегда на пике технологий и качества. Мы совместно все обсуждаем, используем все возможные визуальные ходы. Так, скоро на фасаде одного из магазинов появятся четырехметровые пальмы! Конечно, это затратно, но очень эффективно! Сегодня центр Москвы облагораживается, но одновременно превращается в каменный мешок: тротуар, асфальт, каменные фасады… А растений нет! И когда ты начинаешь использовать растения в оформлении своего магазина, это становится твоим торговым знаком, флагом, маяком, который человек неосознанно считывает, обращая внимание на что-то необычное. Это требует сил, вложений, внимания, невидимых миру слез – так мы четыре дня потратили только на то, чтобы вручную выкрасить листья, которые будут поддерживать стилистическую концепцию украшения и в витрине. Но оно себя оправдывает в полной мере.

Вы много работали и на телевидении…

Да, я участвую и в шоу с первого выпуска пять лет назад «Идеальный ремонт» на Первом канале, сделал около 16 выпусков на НТВ в шоу «Мальцева», посвященных красивой сервировке. И это меня очень захватило, поскольку такой формат допускает самовыражение без ограничений. Мне говорят, какое блюдо планируют готовить, а я предлагаю свое видение. Например, марокканский стол мы сделали на основе Гжели. Ведь Гжель — это не только классический кобальт, это множество оттенков и орнаментов, богатство визуальных образов. И мне действительно очень понравился этот съемочный процесс, но, к сожалению, у него не было продолжения. Поэтому я решил организовать свой ютуб-канал «Kingofthetable». Он, в основном, будет посвящен именно декору стола, без акцентов на еду и даже на правила этикета и традиционной сервировки. Нам хочется показать, как с помощью простых способов можно создать что-то новое, сделать стол центром квартиры и семьи. Важно, что, в отличие от работы в студии, мы будем работать без глобализма, в домашнем масштабе, где будет определенная камерность, чтобы обычная чашка не терялась, а была пропорциональна человеку. Мне эта работа очень интересна. Как, впрочем, мне интересно все, чем я занимаюсь. Сегодня я оформил витрину, завтра сам собрал букет цветов — в этом нет никакой неловкости. Важно лишь твое настроение и возможность получить удовольствие от процесса и результата.


По материалам archidom.ru